Бухгалтерский учёт и контроль в бюджетных организациях (на примере Отделения федерального казначейства по Базарносызганскому району_Уль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 15:24, дипломная работа

Описание работы

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюджете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Основы организации бюджетного учёта
1.1 Правовое регулирование бюджетного учёта 6
1.2 Субъекты и объекты бюджетного учёта 9
1.3 Методы бюджетного учёта 22
Глава 2 Учёт, отчётность и контроль операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета в отделении Базарно¬сызганского района Управления Федерального казначей¬ства Ульяновской области
2.1 Учёт операций кассового обслуживания и кассового испол¬нения бюджета
28
2.2 Формирование отчётности по операциям кассового обслу-живания и кассового исполнения бюджета
52
2.3 Организация и осуществление бюджетного контроля 62
Глава 3 Основные направления совершенствования бюджетного учёта
3.1 Трудности реформирования бюджетного учета кассового исполнения
70
3.2 Реформирования бюджетного процесса в Российской Федера¬ции в 2004-2006 годах
74
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.doc

— 750.50 Кб (Скачать файл)

Источники финансирования реформ четко не установлены. Бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований были сформированы и утверждены до начала процесса внедрения изменений бюджетную сферу. Соответственно федеральным органам власти необходимо определиться с источниками финансирования затрат, связанных с обучением персонала и оснащением программно-техническими средствами участников бюджетного процесса.

В то же время, я полагаю, что все понимают — обратной дороги нет. Прежний подход был ориентирован на учетную функцию. Поэтому бухгалтерские отчеты не могли предоставить государственным менеджерам информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

Я полагаю, что успех реформы возможен только при комплексном подходе. Важно, чтобы в ведомстве или на уровне финансового органа региона поэтапно решались задачи грамотного методического сопровождения, повышения квалификации персонала, консультирования по внедрению программного обеспечения и техническому переоснащению. Понимая стоящие задачи, был создан методический совет из квалифицированных специалистов и служащих Министерства Финансов, пересмотрены принципы работы учебных центра, внесены необходимые изменения в программное обеспечение.

Методический совет сосредоточил усилия на сферах, в которых работают буджетополучатели. Специалистов Министерства Финансов и Федерального казначейства уже привлекают к разработке внутриведомственных методических документов по особенностям применения инструкции по бюджетному учету для Центральной избирательной комиссии. Министерства по чрезвычайным ситуациям. Внутренних войск МВД. В перспективе — всестороннее взаимодействие с методическими советами отраслевых министерств и финансовых органов субъектов Федерации.

С целью улучшения условий кассового обслуживания региональных и местных бюджетов Министерством Финансов и Федеральным казначейством планируется за 2006г. провести целый ряд мероприятий, а именно:

  • путем модернизации программных продуктов и операционных технологий довести повсеместно операционный день Федерального казначейства до 16-00 для проведения платежей днем их предоставления;
  • внести предложение о перечислении с 2006г. средств по целевым субвенциям и субсидиям из федерального бюджета в порядке возмещения расходов соответствующего бюджета с целью достижения единообразия кассового обслуживания исполнения средств за счет доходов собственного бюджета и за счет целевых программ вышестоящих бюджетов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации;
  • путем внедрения удостоверяющих центров и электронно-цифровой подписи Федерального казначейства, а также внедрения соответствующих автоматизированных рабочих мест Федерального казначейства, в возможно большем объеме перевести весь документооборот с финансовыми органами, распорядителями и получателями бюджетных средств из бумажного в электронный формат. При этом необходимо обеспечить максимально полную интеграцию указанных автоматизированных рабочих мест с информационными системами финансовых органов, распорядителей и получателей бюджетных средств для всех вариантов кассового обслуживания с целью сокращения ручной обработки информации при планируемом многократном росте ее объемов.

 

3.2 Реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах

 

Прошедшие 2004, 2005 годы стали для всей бюджетной системы Российской Федерации годом принятия значительного количества новых нормативно правовых документов, которые предусматривают новые механизмы функционирования бюджетной системы и построения бюджетного процесса, расставляют новые акценты в полномочиях его участников.  

К их числу в первую очередь следует отнести изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации, внесённые Федеральным законом от 20 августа 2004г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».

Указанными изменениями введены  не только совершенно новые понятия – расходные обязательства и бюджетные обязательства, но и уточнено содержание самого понятия «бюджет». В отличие от прежней редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 14 и 15), в которой бюджетом признавались только «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления», в новых редакциях статей 14, 15 и 16 местный бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации, федеральный бюджет) определяется как «форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для использования расходных обязательств» соответствующего муниципального образования (субъекта Российской Федерации).

Расходными обязательствами в соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются «обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда)».

Из определения расходного обязательства и бюджета видно, что в этих понятиях акцент смещён от политической характеристики (бюджета как фонд для реализации задач и функций соответствующего публичного образования) к экономической и правовой, в основе которого лежит понятие «обязательства».

Такое изменение диктует и совершенно новые требования к собственно бухгалтерскому учёту в сфере исполнения бюджетов – необходимость учёта на основе единых требований всех обязательств государства (муниципального образования) в едином балансе, независимо от оснований их возникновения, будь то заключение трудового договора, размещение государственных (муниципальных) ценных бумаг или же выплаты государственных пенсий и пособий в соответствии с пенсионным и социальным законодательством.

Вторым документом, изменяющим ранее существовавшие подходы к управлению государственными финансами, стала Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004г. № 249.

Сутью провозглашенной реформы является переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Вследствие этого бюджетный процесс должен быть построен в соответствии с принятой в международной практике моделью «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования». Ее сутью является распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Следовательно, создается механизм реализации ранее провозглашенного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств через механизм бюджетных программ, которые должны иметь конкретные и, что очень важно, измеряемые результаты.

В самой Концепции декларируются следующие направления реформирования бюджетного процесса, среди которых одна из ключевых ролей отводится бюджетному учету:

а) дальнейшее реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

в) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления Концепцией предусматривается приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией Плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

Важным элементом новой системы правового регулирования бюджетного учета в соответствии с Концепцией должны стать стандарты бюджетного учета и отчетности. Указанные стандарты, подлежащие разработке Минфином России, предполагают предоставление права органам исполнительной власти разных уровней и администраторам бюджетных средств вести в рамках этих стандартов управленческий учет.

Очевидно, в основе модели стандартов бюджетного учета может быть применяемая в международных стандартах финансовой отчетности модель, при которой наряду с собственно международными стандартами финансовой отчетности существуют адаптированные к особенностям публичных образований так называемые - международные стандарты финансовой отчетности в общественном секторе, разработанные Международной федерацией бухгалтеров.

Вследствие этого объективно диктуется и сближение требований к бюджетному учету и отчетности с теми стандартами, которые существуют в Российской Федерации в коммерческом учете.

Таким образом, для реализации указанных изменений в бюджетном процессе должна быть создана такая система бюджетного учета и отчетности, которая могла бы не только отслеживать правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении бюджетных программ, давая тем самым возможность объективно оценивать активы и обязательства муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и собственно Российской Федерации.

Именно на реализацию указанных положений бюджетной реформы направлены Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004г. № 70н (зарегистрирован в Минюсте России 5 октября 2004г., регистрационный номер 6055) и Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 1 марта 2005г. № 01/1453-ВЯ).

При их разработке Минфином России интегрированы в единый документ правила учета объектов бухгалтерского учета, ранее регулируемые двумя различным документами: Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина России от 17 февраля 1999г. № 15н, а также Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999г. № 107н.

Можно отметить, что еще в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2003 году», определялись основные критерии новой системы бюджетного учета:

- интеграция с бюджетной классификацией;

- объединение учета исполнения  бюджета и учета в бюджетных  учреждениях;

- использование метода начислений.

Таким образом, реализация требований указанного Бюджетного послания Президента Российской Федерации заняла более чем два года. На самом деле, это небольшой период времени, в течение которого на основе анализа мирового опыта бюджетного учета в развитых странах, международных стандартов финансовой отчетности и статистики государственных финансов Минфину России удалось подготовить качественно новый документ по бюджетному учету, системно характеризующий все объекты бюджетного учета и совершаемые с ними операции.

Хочется надеяться, не будет ошибкой утверждение, что с изданием Инструкции по бюджетному учету национальная система бюджетного учета в Российской Федерации становится на один уровень с передовыми образцами систем бюджетного учета других стран. Это должно позволить формировать не только собственно бюджетную отчетность Российской Федерации, понятную внутренним пользователям, но и финансовую отчетность в общепринятом смысле этого слова, которая станет понятной широкому кругу внешних пользователей.

При этом нельзя забывать, что сделаны только первые шаги к новому пониманию роли и места бюджетного учета в бюджетном процессе, а также системы бухгалтерского учета в Российской Федерации. 

Применение новых нормативных актов по бюджетному учету столкнется не только с организационными и техническими трудностями, но и поставит новые проблемы места и роли бюджетного учета и бюджетного бухгалтера в системе управления государственными и муниципальными финансами. Эти проблемы вызваны необходимостью, с одной стороны, стандартизации требований к бюджетному учету и унификации применения положений на всех уровнях бюджетной системы, а с другой, все большей децентрализацией нормативного регулирования из-за делегирования принятия управленческих решений главным распорядителям средств соответствующего бюджета и органам государственной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью настоящей дипломной работы было изучение и определение направлений совершенствования учета операций кассового обслуживания  исполнения  бюджета Федеральным казначейством Российской Федерации как важнейшего элемента управления централизованными фондами финансовой системы государства воздействующего на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих возможность выполнения возложенных на государственные органы функций, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование в условиях перехода экономики на рыночные отношения.

В ходе проведенного исследования раскрыта значимость бюджетной сферы и бюджетного учета операций кассового обслуживания  исполнения  бюджета Российской Федерации  для экономики страны как инструмента контроля за эффективным использованием денежных средств государства.

Изучена нормативно-правовая документация и нормативные акты по бюджетному учету и контролю  бюджетной сферы в Российском государстве при осуществлении операций кассового обслуживания  исполнения  бюджета Федеральным казначейством Российской Федерации.

Информация о работе Бухгалтерский учёт и контроль в бюджетных организациях (на примере Отделения федерального казначейства по Базарносызганскому району_Уль