Движение денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать методику учета и аудита денежных средств, провести экономический анализ их движения по материалам базового предприятия - ООО «Экспо-Мед». Для достижения данной цели были решены задачи дипломной работы:
- изучить нормативно-правовую базу учета денежных средств;
- изучить учет кассовых операций;
- изучить учет операций по расчетному счету и прочим счетам в банках;
- изучить порядок проведения инвентаризации денежных средств;
- провести экономический анализ движения денежных средств;
- оценить уровень платежеспособности организации.

Файлы: 1 файл

Диплом движение денежных средств.doc

— 7.84 Мб (Скачать файл)

При проверке кассовой книги устанавливают соблюдение следующих требований:

- правильность подсчета итогов страниц книги и переноса сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую;

- кассовая книга должна  быть прошнурована, пронумерована  и опечатана сургучной или  мастичной печатью.

Предприятию рекомендуется следующее. Проверяя полноту и своевременность оприходования денежных средств, полученных с расчетных счетов в банках, членам инвентаризационной комиссии следует применять метод взаимного контроля. При этом методе сравниваются суммы, отраженные в ведомости по дебету счета 50 «Касса», с данными журнала-ордера по кредиту счета 51 «Расчетный счет». Эти суммы должны совпадать. Необходимо также сравнить соответствие записей в Главной книге по счету 50 «Касса» и в оборотной ведомости (журнале-ордере №1). В случаях обнаружения расхождений их сопоставляют по приходным кассовым ордерам, выпискам банка, отчетам кассира, корешкам чеков, а при необходимости проверяют непосредственно в банке.

Проверку оприходования  наличных денег, полученных из банка  проводили не только по корешкам чеков, но также и по выпискам банка. При расхождении сумм остатков следует получить в банке выписку из расчетного счета и сверить записи в бухгалтерии с данными выписки.

Списание денежных средств  проверяли по документам, приложенным  к кассовым отчетам. При этом также  следует обращать внимание на четкое оформление документов: имеются ли расписки получателей, погашены ли они штампом «Оплачено» с указанием даты, нет ли на них следов подчисток и исправлений.

Кроме перечисленного, в  ходе инвентаризации кассы  контролируется:

- установлен ли лимит остатка наличных денежных средств в кассе;

- есть ли факты несоответствия  даты в расходных кассовых  ордерах и даты фактической  выдачи денежных средств;

- правильность корреспонденции  счетов по кассовым документам;

- своевременность депонирования невыплаченных сумм заработной платы.

При инвентаризации кассы  проверяли: заключен ли договор с  кассиром о полной материальной ответственности  и оснащено ли помещение кассы  необходимыми средствами по обеспечению  сохранности денежных средств (техническое укрепление и охранно-пожарная сигнализация), где хранятся дубликаты ключей от сейфов. Ключи должны храниться в опечатанных пакетах у руководителя организации.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются  к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг  и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем  сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций  учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка  и т.п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Инвентаризация денежных средств организации перед составлением годовой отчетности включает проверку соответствия остатков средств на расчетных, валютных и специальных счетах организации данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков. Организация может получать такие выписки ежедневно или в другие согласованные с банком сроки. К выписке прилагаются документы, на основании которых происходило списание или зачисление средств на расчетный счет.

Суммы, указываемые в  банковских выписках по кредиту, необходимо сравнить с показателем по дебету счета 51 «Расчетные счета», а суммы, указанные в выписках по дебету, сверить с показателем по кредиту счета 51 «Расчетные счета».

В ходе инвентаризации остатка  денежных средств на расчетных счетах целесообразно проверить суммы, выплаченные в качестве вознаграждения банкам за расчетно-кассовое обслуживание организации. Эти суммы нередко отражаются в банковской выписке без предоставления первичных документов, поскольку банки снимают вознаграждение с расчетного счета в соответствии с договором на расчетно-кассовое обслуживание. Суммы комиссионных вознаграждений банку в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», должны отражаться в составе прочих расходов. Начисление расхода отражается записью:

Дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт «Прочие расходы», кредит счёта 51 «Расчетные счета».

В бесспорном порядке  банк может списать денежные средства со счета клиента в следующих  случаях: по решению суда, по требованию налоговой инспекции об уплате налоговых  недоимок и пеней, начисленных по результатам проверки.

В иных случаях операции по выбытию денежных средств с расчетного счета осуществляются банком по платежному поручению клиента.

Нередко без оформления первичных документов банки зачисляют  на расчетный счет своих клиентов суммы вознаграждений за использование  принадлежащих им средств (проценты на остаток денежных средств). Суммы вознаграждений, полученных в качестве процентов от банков, организации следует отражать в составе прочих доходов (ПБУ 9/99). Начисление дохода отражается записью:

Дебет счёта 51 «Расчетные счета», кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт «Прочие доходы».

В ходе проведения ежегодной  инвентаризации в ООО «Экспо-Мед» была выявлена недостача денежных средств в кассе. Недостача денежных средств составила 500 руб. Результаты инвентаризации были оформлены сличительной ведомостью №3 от 12.01.2010г. С кассиром Кириловой Е.В. заключен письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности. На основании приказа №120 от 13.01.2010 руководителя ООО «Экспо-Мед» сумма выявленной недостачи с виновного работника взыскивается в размере 300 руб. Сумма недостачи удерживается из заработной платы работника. В остальной части (200 руб.) принято решение отказаться от взыскания с работника. Корреспонденция счетов представлена в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации

в ООО «Экспо-Мед» в 2010г

Содержание операций

Первичный документ

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Отражена недостача  денежных средств, выявленная при     
инвентаризации            

Акт инвентаризации наличных денежных средств, Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, Сличительная ведомость

94

50

500

Отражена сумма недостачи    
денежных средств, подлежащая взысканию с виновного работника организации               

Приказ руководителя   
организации 

73-2

94

300

Отражено удержание  суммы    
материального ущерба из     
заработной платы виновного  
работника                 

Расчетно-платежная    
ведомость  

70

73-2

300

Сумма недостачи денежных    
средств, от взыскания которой с виновного работника принято решение отказаться, признана в составе прочих расходов

Приказ руководителя   
организации, Бухгалтерская справка   

91-2

94

200


 

 В данном случае работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается, в частности, реальное уменьшение наличного имущества работодателя (ст. 238 Трудового кодекса РФ).

При приеме на работу кассира  с ним заключили письменный договор  о полной индивидуальной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу имущества. Следовательно, в рассматриваемой ситуации работник несет материальную ответственность в полном объеме (ст. 241, ч. 1 ст. 242, п. 1 ст. 243, ч. 1 ст. 244 ТК РФ).

Удержания из заработной платы работника производятся с  учетом ограничений, установленных  ст. 138 ТК РФ. В то же время работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был  причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника (ст. 240 ТК РФ). Причем такой отказ допустим независимо от того, несет ли работник ограниченную материальную ответственность либо материальную ответственность в полном размере, а также независимо от формы собственности организации (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

 

2.6. Отчетность о денежных средствах организации

 

 

Денежные средства организации находят отражение в Бухгалтерском балансе (ф. №1), Отчете о движении денежных средств (ф. №4). Предприятие ООО «Экспо-Мед» является субъектом малого предпринимательства и в состав его годовой отчетности входят две формы: №1 Бухгалтерский Баланс и №2 Отчет о прибылях и убытках. Остальные формы бухгалтерской отчетности предприятие ООО «Экспо-Мед» не составляет. В результате порядок отражения информации в Отчет о движении денежных средств рассмотрен на теоретическом уровне.

В бухгалтерском балансе  отражаются остатки денежных средств  на начало и конец отчетного периода (квартала, года).

Основной формой отчетности о движении денежных средств является «Отчет о движении денежных средств» (ф. №4). В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также требованиями ряда национальных стандартов (МСФО) отчет о движении денежных средств как отдельная форма отчетности является составной частью полного пакета бухгалтерской отчетности. В то же время в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ этот отчет не рассматривается как самостоятельная форма бухгалтерской отчетности, а относится к разряду приложений справочного, дополнительного, расшифровочного характера.

Форма отчета о движении денежных средств в  отечественной практике бухгалтерского учета регламентируется Приказом Министерства Финансов РФ от 22.07.03. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности», а в международной практике бухгалтерского учета регламентируется стандартом МСФО №7 «Отчеты о движении денежных средств».

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» отчет о движении денежных средств должен содержать следующие  числовые показатели:

1) Остаток денежных средств на начало отчетного периода

2) Поступило денежных средств - всего

в том числе:

- от продажи продукции, товаров, работ и услуг;

- от продажи основных средств и иного имущества;

- авансы, полученные от покупателей (заказчиков);

- бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование;

- кредиты и займы полученные;

- дивиденды, проценты по финансовым вложениям;

- прочие поступления.

3) Направлено денежных средств - всего

в том числе:

- на оплату товаров, работ, услуг;

- на оплату труда;

- на отчисления в государственные внебюджетные фонды;

- на выдачу авансов;

- на финансовые вложения;

- на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам;

- на расчеты с бюджетом;

- на оплату процентов по полученным кредитам, займам;

- прочие выплаты, перечисления.

4) Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств воспроизводит оборот физического капитала организации в его наиболее ликвидной форме – денежного капитала  - в виде той части финансовых средств организации, которая носит универсальную и общепризнаваемую форму в платежных операциях – денежную форму.

Отчет состоит из пяти разделов:

1) остаток  денежных средств на начало  отчетного периода;

2) движение  денежных средств по текущей  деятельности;

3) движение  денежных средств по инвестиционной  деятельности;

4) движение  денежных средств по финансовой  деятельности;

5) остаток  денежных средств на конец  отчетного периода.

Движение  денежных средств показывается по видам  деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой.

Под текущей  деятельностью понимается деятельность организации по производству продукции, торговли, общественному питанию и т. п.

Информация о работе Движение денежных средств