Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:25, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в изучении особенности государственного управления сферой трудовой занятости населения в России и разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ по снижению уровня безработицы.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления занятостью населения
- проанализировать систему управления занятостью населения Санкт-Петербурга
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда как институт рыночной экономики .............................7
1.1. Основные понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «занятость» «рынок труда»……………………………………………………..7
1.2. Характеристика субъектов рынка труда ………………..………….……14
1.3. Занятость населения и безработица как факторы развития рынка труда.28
Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации……………………………………………………………………….37
2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда…………………..…37
2.2. Международные нормативно – правовые документы по регулированию занятости населения …………………………………………………………….42
2.3. Роль государственной службы занятости населения Российской
Федерации на современном этапе социально-экономического развития …..54
2.4. Полномочия органов государственной власти в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости граждан………60
Глава 3. Особенности государственного управления сферой трудовой
занятости в Санкт – Петербурге (на примере ГУ ЦЗН Приморского района Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга)………………………………………………………..……………68
3.1. Общая характеристика системы управления сферой трудовой занятости в Санкт – Петербурге……………………………………………………………..68
3.2 Анализ результативности действующих мероприятия по улучшению процессов занятости населения Санкт-Петербурга ….………………………78
3.3 Предложения по совершенствованию управления сферой занятости населения…………………………………………………………………………85
Заключение…………………………………………………………………….89
Библиографический список …………………………………………………94
Комитет по занятости населения и районные центры занятости работают по государственной программе ЕАИС, что позволяет расширить спектр услуг ищущим работу и работодателям.
Создание и внедрение Единой Автоматизированной Информационной Системы Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга - долгосрочный проект, включенный в Программу содействия занятости населения, утвержденную Губернатором Санкт-Петербурга.
На фоне последних экономических потрясений нельзя недооценивать зависимость социальной обстановки в городе от эффективности работы СЗН. Это объясняет важность данного проекта, всю необходимость профессиональной и успешной его реализации. СЗН сегодня выполняет и рыночные функции, являясь государственным посредником (хотя и бесплатным) между работодателем и ищущим работу гражданином. Создание ЕАИС КЗН позволило полномасштабно автоматизировать основные задачи СЗН, непосредственно определяющие ее назначение и деятельность
Внедрение ЕАИС КЗН позволило согласовать деятельность всех подразделений СЗН занятости в рамках единой технологии, вести централизованный контроль за состоянием БД и деятельностью специалистов. Экономический эффект от внедрения подобных систем, прежде всего, проявляется в повышении эффективности работы самой организации.
В условиях современного рынка труда Комитет по занятости населения реализует ряд проектов. Это сложившаяся система ярмарок вакансий. Ярмарки вакансий проводятся по следующим направлениям:
Особое внимание уделяется категории инвалидов. В Санкт-Петербурге инвалиды составляют около 17 % от общей численности населения города. Трудоустройство инвалидов подразумевает решение целого комплекса вопросов, среди которых и создание доступной инфраструктуры, в том числе и на рабочем месте, получение инвалидом профессионального образования и психологическая адаптация к новым условиям жизни (особенно это актуально, если инвалидность приобретена в зрелом возрасте), преодоление негативного отношения к этой категории граждан со стороны работодателя. Поскольку для решения этих вопросов остается сделать еще многое, трудоустройство инвалидов является на сегодняшний день очень острой проблемой.
Расширяется взаимодействие и координация деятельности в сфере занятости инвалидов с Администрацией Санкт-Петербурга, общественными организациями инвалидов, предприятиями, использующими труд инвалидов; Проводится организация занятости подростков-инвалидов и ряд других мероприятий. Создаются дополнительные специализированные рабочие места для инвалидов. На конкурсной основе создаются современные рабочие места.
В 2010 году из бюджета Санкт-Петербурга выделено 44,8 млн. рублей по целевой статье "Субсидии на возмещение расходов по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и подготовку инвалидов".
В 2009 и 2010 году были созданы и модернизированы такие рабочие места, как: юрист на дому, оператор ЭВМ, художник по компьютерной графике, бухгалтер, техник-протезист, медицинская сестра по массажу, модельер колодок, врач - консультант, инженер - конструктор; по рабочим профессиям: оператор линии на производстве и др.
Заработная плата на создаваемых и модернизируемых рабочих местах колеблется от 5000 руб. до 20000 руб. на специализированных предприятиях и в общественных организациях инвалидов, где в основном работают люди с тяжелыми группами инвалидности (неполный рабочий день) - это, например: инвалиды по зрению I и II группы или граждане с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В рамках данной программы в 2010 году прошли обучение 219 граждан, имеющих инвалидность, а в 2009 году 115 человек.
В рамках трудоустройства мигрантов Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга открыл Консультационный центр по занятости населения, работает горячая линия содействия трудоустройству иногородних граждан и иностранной рабочей силы. Создан специализированный банк вакансий. В Консультационном центре решаются такие важные задачи, как:
Содействие занятости женщин - важнейшая задача. Здесь проблемы демографии, трудовых ресурсов, семейной политики сплелись в один тугой узел. Демографическая ситуация влияет на ситуацию в сфере занятости, а политика в сфере занятости, в свою очередь, влияет на демографию.
Обеспечение занятости женщин способно смягчить дефицит трудовых ресурсов. А уверенность женщин в завтрашнем дне, в том, что они окажутся востребованными, способствуют улучшению демографической ситуации. Ведь стабильность - важнейшее условие для рождения ребенка. Ребенок -долгосрочный "проект", предполагающий возможность планирования будущего семьи на годы вперед.
Разработаны специальные программы по занятости женщин. В рамках реализации Концепции демографической политики реализуется программа переобучения женщин, имеющих детей до 3-х лет. На эти цели город выделяет специальные средства.
Действуют соглашения Комитета по занятости со стратегическими инвесторами. В этих целях проводятся специальные ярмарки вакансий. В целом это позволяет повышать уровень занятости населения в экономике. Уровень занятости населения в Санкт-Петербурге один из самих высоких в России.
Все программы ведутся в тесном сотрудничестве с Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Федерацией профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Федеральными органами исполнительной власти. Комитет по занятости населения также помогает найти работу молодым.
Обеспечение занятости
молодёжи - одна из важнейших социальных
задач, выполняемых Комитетом по
занятости населения Санкт-
Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга реализует программы содействия занятости молодёжи:
Кроме того, специалистами районных центров занятости предоставляются профконсультационные услуги и юридические консультации.
Комитет по занятости населения играет в городе ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку его цель - управление занятостью, но в масштабах города.
Сегодня деятельность районных центров занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:
К традиционным функциям районных центров занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;
К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят:
В предстоящее время потребуются новые пути решения проблем труда и занятости, в связи с этим Комитетом по занятости населения была разработана Программа содействия занятости населения на 2010 - 2012 годы.
Законодательством субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться иные не противоречащие закону39 условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации, уточнения определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков Выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет средств субъектов РФ.
В случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.
3.2 Анализ результативности действующих мероприятия по улучшению процессов занятости населения Санкт-Петербурга
В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется ряд программ, направленных на развитие рынка труда и содействие занятости населения Санкт-Петербурга, включая следующие:
- Программа содействия
занятости населения Санкт-
- Программа развития
рынка труда в Санкт-
- Программа инновационно-
- План мероприятий
по развитию и поддержке
Давайте рассмотрим Программу содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2010-2012 годы. Программа содействия занятости населения Санкт-Петербурга разработана, исходя из основных положений государственной политики в области содействия занятости населения, на основе анализа социально-экономической ситуации и прогноза развития сферы занятости и рынка труда региона.