Государственное управление сферой трудовой занятости на примере "Центр занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении особенности государственного управления сферой трудовой занятости населения в России и разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ по снижению уровня безработицы.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления занятостью населения
- проанализировать систему управления занятостью населения Санкт-Петербурга

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда как институт рыночной экономики .............................7
1.1. Основные понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «занятость» «рынок труда»……………………………………………………..7
1.2. Характеристика субъектов рынка труда ………………..………….……14
1.3. Занятость населения и безработица как факторы развития рынка труда.28
Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации……………………………………………………………………….37
2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда…………………..…37
2.2. Международные нормативно – правовые документы по регулированию занятости населения …………………………………………………………….42
2.3. Роль государственной службы занятости населения Российской
Федерации на современном этапе социально-экономического развития …..54
2.4. Полномочия органов государственной власти в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости граждан………60
Глава 3. Особенности государственного управления сферой трудовой
занятости в Санкт – Петербурге (на примере ГУ ЦЗН Приморского района Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга)………………………………………………………..……………68
3.1. Общая характеристика системы управления сферой трудовой занятости в Санкт – Петербурге……………………………………………………………..68
3.2 Анализ результативности действующих мероприятия по улучшению процессов занятости населения Санкт-Петербурга ….………………………78
3.3 Предложения по совершенствованию управления сферой занятости населения…………………………………………………………………………85
Заключение…………………………………………………………………….89
Библиографический список …………………………………………………94

Файлы: 1 файл

Давыдова Альфия диплом (1)(1).doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

Конвенция выдвигает принципы разумного  управления: разрозненные конторы должны быть объединены в сеть службы занятости, что позволит через консультативные региональные или местные комиссии участвовать в них как нанимателям, так и работникам, облегчит профессиональную специализацию по отраслям экономики, обеспечит компетентность и честность персонала и даст возможность координировать их деятельность с частными конторами трудового посредничества.

Прогрессивность этого документа  остается бесспорной, так как проблема занятости может решаться совместно  с многочисленными государственными и частными организациями. Определяя программы занятости как совместный результат деятельности различных организаций, документ определил тем самым направление дискуссий, которые начались через несколько лет.

Конвенция № 122 и Рекомендация № 122 о политике занятости, принятые в 1964 году, уделяют лишь небольшое внимание службам занятости. Тем не менее, они точно определяют их концепцию. Толчком к принятию этих документов послужили проблемы, которые встали перед молодыми развивающимися государствами, получившими независимость.

По определению этих новых документов, занятость не является теперь вопросом только организации рынка труда. Механизмы экономики, даже после  корректировки всех дисбалансов, не в состоянии сами по себе поднять решение проблемы занятости на самый высокий уровень. Решению этой проблемы способствует взаимодействие двух факторов: прежде всего политические решения, а затем последовательные, согласованные и направленные на общую цель действия. Эта новая политика предусматривает заинтересованность правительства и его прямое вмешательство в экономику. Она предполагает, что решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства и что оно должно изыскивать способы подчинять этой цели решение остальных задач: рост материального благосостояния или же максимальное увеличение экспорта.

Последствия этой политики не замедлили  сказаться на роли служб занятости. Их функция как регулятора рынка  труда перестает быть эксклюзивной и становится одним из элементов политики занятости. Эта функция теперь приобретает такое же значение, как и политика, направленная на обеспечение максимального использования рабочей силы, как политика государственных расходов на социальное обеспечение или же как налоговая политика, стремящаяся к перераспределению доходов и увеличению покупательной способности малоимущих. Несмотря на то, что службы занятости не являются больше стержнем программы полной занятости, они все же сохраняют в ней фундаментальную роль24.

Политика полной занятости должна основываться на анализе или же на статистических данных о численности экономически активного населения страны, безработице, занятости и неполной занятости. Этим определяется важность служб занятости как основного источника информации по проблеме занятости.

Политика занятости предусматривает  экономическую перестройку, программы  инвестиций и промышленную конверсию. Этим обусловлена важность служб  найма как организатора перераспределения  рабочей силы, предусмотренного экономической  программой правительства, как органа, способного выполнить задачу по трудоустройству и переподготовке рабочей силы (эта функция увеличивает важность профессиональной ориентации, облегчающей адаптацию кадров к новым условиям или же их переход из одного сектора экономики в другой, и является основой плана перестройки и инвестиционных программ).

Политика занятости предполагает организацию общественных работ и специальных программ для молодежи, поэтому служба занятости может отныне рассматриваться как основной учредитель, контролер и участник этих программ. Но, кроме новых задач, службы занятости продолжают выполнять те функции, которые определены многими годами ее существования, т. е. персональную помощь безработным и регулирование рынка труда. Таким образом, политика занятости не только определяет новые задачи перед службой занятости, но и предоставляет новые возможности для решения ее традиционных задач, например, трудового посредничества. В системе, направленной на изыскание новых рабочих мест, ее задача не может сводиться только к пассивному фиксированию спроса и предложения рабочих мест и его удовлетворению. В эту задачу входит использование всех возможностей для ее решения. Сведения о спросе и предложении рабочих мест нужны не только для трудового посредничества; они необходимы также для информации и анализа. Изучение положения на предприятиях позволит внести большее количество предложений, что само по себе необходимо для трудового посредничества. Кроме этого, оно позволит дать предприятиям технические рекомендации по трудоустройству.

Конвенция № 150 и Рекомендация № 158 по управлению трудом, принятые в 1978 году, уточняют принципы возведения в доктрину документов от 1964 года. Эти новые документы предлагают механизмы определения и применения этой политики, они говорят о конкретной деятельности в области найма, в которую самым непосредственным образом должен быть включен вопрос об управлении трудом.

В новых нормативных актах указано, что политика занятости не может рассматриваться как искусственная или изолированная. Она является, прежде всего, результатом опыта различных органов, призванных сыграть каждый в своей области определенную роль в сфере труда. Эта координация должна проявиться в деятельности учреждения, которое в Рекомендации называется «Центральным органом системы управления трудом». В большинстве стран эту функцию выполняет министерство, занимающееся вопросами труда. Документ указывает также на необходимость гарантии взаимосвязи деятельности правительства, например в областях занятости, обучения, инспекции труда, социального обеспечения в рамках единой политики труда и занятости.

Если документы 1964 года пытаются определить деятельность служб  найма в функциональных рамках политики занятости, то нормативные акты, принятые в 1978 году, отводят им место в рамках управления трудом. Отсюда можно сделать вывод, что задача определения политики занятости не может быть возложена только на эти службы. Задача этих служб сводится к постоянному наблюдению за положением с занятостью и к исполнению одними из первых директив политики занятости, которые они получают из центрального координационного органа по управлению трудом. Службы найма являются составной частью административной структуры, которая, используя их информацию о рынке труда, направляет и контролирует деятельность этих служб в сфере занятости. Эти службы определяют политику занятости только совместно с другими органами, действующими в сфере управления трудом или вне ее.

По сравнению с предшествующими  документами, нормативные акты, принятые в 1978 году, являются более прогрессивными, так как в них затрагивается  вопрос о роли организаций нанимателей  и работников. Если в документах 1948 и 1964 годов их роль сводится только к консультативной при формировании и реализации политики занятости, то в актах 1978 года речь идет уже о сотрудничестве и обсуждении этой политики.

Необходимо отдельно сказать о документах, которые  существенно расширяют сферу  деятельности служб занятости. Первым таким актом явилась Рекомендация № 187 по профессиональной ориентации, принятая в 1949 году. Профориентация определена в нем как персональная помощь при выборе профессии или при повышении профессионального уровня. Она, прежде всего, была направлена на подростков, закончивших школу и находящихся на пороге своей трудовой жизни, а также на взрослых, стоящих перед проблемой изменения профессии или при продвижении по службе.

В 1975 году МОТ принимает  два других документа: Конвенцию  №142 и Рекомендацию №150 о роли профессиональной подготовки и профессиональной ориентации при освоении человеческих ресурсов. И хотя служба профориентации направлена на работу с отдельными людьми, она, тем не менее, должна вписываться в рамки потребностей общества в целом. Профориентация всегда включает в себя идею помощи при адаптации, продвижении по службе и профессиональной переориентации или же помощь в виде подготовки по специальности. Но ее конечной целью является как удовлетворение отдельной личности, так и выполнение общественно полезной задачи25. Новые законодательные акты позволили расширить поле деятельности службы профориентации. Ее работа включает в себя сбор данных об определенной профессии (ситуация на рынке, условия работы, условия жизни, связанные с работой, заработная плата и продвижение по службе), а также информацию юридического характера (законодательство, коллективные соглашения, профсоюзная организация).

Социальная концепция  деятельности служб профориентации наиболее четко отражена в Рекомендации 1975 года, где перечислены возможные области ее действия: сектора, подвергающиеся технической перестройке, зоны промышленной перестройки, организация новых отраслей промышленности или новых видов деятельности, сельские зоны, а также социальные группы, пользующиеся ее услугами: люди, по каким-либо причинам не окончившие школу или никогда ее не посещавшие, работники пожилого возраста, инвалиды.

Занятия, проводимые в  рамках этих специальных программ, должны учитывать как индивидуальные навыки каждого, так и возможность их практического применения, необходимые социальные капиталовложения, а также интересы общества. В любом случае они должны вписываться в государственные планы развития и вносить прямой вклад в общие усилия страны, направленные на достижения самых высоких уровней прогресса.

Большинство стран, как  развитых, так и развивающихся, столкнувшись с проблемой безработицы среди  молодежи, используют подобные специальные  программы. Чаще всего они обращаются к службам занятости с целью  привлечения и трудоустройства молодежи или же в их задачу входит прямая ответственность за применение этих программ и контроль за их выполнением26.

2.3. Роль государственной службы занятости населения Российской Федерации на современном этапе социально-экономического развития

 

Анализируя развитие служб занятости, можно выделить основную тенденцию их развития, а также проследить, как суть этих служб изменялась вместе с тенденциями в идеологии, которые переживало общество. На всем этом пути особенно важными для служб занятости представляются три этапа.

I. Службы как гуманитарные учреждения, предназначенные для оказания помощи безработным. Это было время, когда основной задачей МОТ было облегчение тяжелых условий жизни и труда (перед второй мировой войной).

II. Считалось, что достаточно иметь хорошо организованную структуру, чтобы решить проблему занятости. Службы занятости становятся регулятором рынка труда (конец 40-х г.).

III. На этом этапе служба найма становится составной частью политики занятости, участником разработки основных ее направлений, а иногда просто ее исполнителем (после 60-х г.) С годами менялись названия служб занятости, менялись и их структуры, но суть их не претерпела радикальных изменений. Те полномочия, которыми наделены сегодня службы занятости международным сообществом, являются как бы синтезом всех тех полномочий, которыми были наделены эти службы на каждом из прошедших этапов. Это сочетание очень неоднозначно понимаемых и очень несовершенно выполняемых задач является, тем не менее, достаточно реальным. Каждая страна, в зависимости от системы управления, своего уровня развития и материальных условий, выбирает для себя только часть этих полномочий.

Прежде всего, службы занятости призваны облегчить судьбу каждого потерявшего работу. Они осуществляют страхование и помощь по безработице (хотя эта функция все более и более оспаривается), ориентируют заинтересованных лиц в выборе профессии или работы, подбирая им рабочие места или места для стажировки, а также помогая им в устройстве на этих местах.

Службы занятости являются регуляторами рынка труда. Они выполняют эту задачу, собирая информацию об условиях рынка, определяя тем самым зоны дисбаланса рабочей силы: они устанавливают профессиональное и географическое равновесие между спросом и предложением рабочей силы, указывая индивидуальным лицам и органам опеки способы исправления возможного дисбаланса. Службы занятости выполняют эту задачу благодаря трудовому посредничеству, профориентации и профинформации, а также программам помощи мобильности рабочей силы и информации о рынке труда.

Службы занятости являются, наконец, основным исполнителем политики занятости. С этой задачей они  справляются, прогнозируя изменения  рынка труда и ведя учет спроса и предложения в этой области. Кроме этого, они быстро собирают всю информацию, необходимую для планирования рабочей силы, осуществляют набор работников для различных отраслей производства, помогают при реализации экономических проектов: инвестиций, благоустройства территории, промышленной и технологической конверсии, внедрения новых видов деятельности. Функции, необходимые для выполнения этой задачи, остаются прежними, но они более углублены и расширены. К этому нужно добавить проведение исследований и специальных опросов, информацию и рекомендации предприятиям и организациям нанимателей и работников, управление или участие в управлении специальными программами по изысканию рабочих мест, профессиональные информацию и ориентацию, участие в разработке программ стажировок по обучению и переподготовке.

Обязательную юридическую силу для национального законодательства страны - члена МОТ имеют лишь нормы конвенций в случае их ратификации на государственном уровне. Что же касается рекомендаций, то они ратификации не подлежат, но играют важную роль при разработке национального законодательства. По объему ратифицированных конвенций МОТ судят о степени прогрессивности трудового законодательства и регулирования социально-трудовых отношений в стране. Для сравнения приведем цифры ратифицированных парламентами государств- членов МОТ конвенций МОТ: Испания - 116, Франция - 110, Италия - 101, Норвегия - 92, Уругвай - 83, Бельгия - 82, Болгария - 8027.

Советским Союзом было ратифицировано 50 конвенций МОТ, из них Россия как  правопреемник СССР приняла к  исполнению лишь 43. В 1997 г. Российская Федерация  впервые ратифицировала одну Конвенцию МОТ (№ 156), а в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 1998-1999 годы предусматривается ратификация еще 14 конвенций МОТ. Соблюдая рамки международного законодательства, каждая страна обращает особое внимание на интересующие ее вопросы, устанавливает свои методы управления, отдает предпочтение тем или иным функциям. Каждое государство придает своим службам занятости особую направленность, которую они не имели бы в другой стране, с другими традициями и на ином этапе развития.

Информация о работе Государственное управление сферой трудовой занятости на примере "Центр занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга"