Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:25, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в изучении особенности государственного управления сферой трудовой занятости населения в России и разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ по снижению уровня безработицы.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления занятостью населения
- проанализировать систему управления занятостью населения Санкт-Петербурга
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда как институт рыночной экономики .............................7
1.1. Основные понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «занятость» «рынок труда»……………………………………………………..7
1.2. Характеристика субъектов рынка труда ………………..………….……14
1.3. Занятость населения и безработица как факторы развития рынка труда.28
Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации……………………………………………………………………….37
2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда…………………..…37
2.2. Международные нормативно – правовые документы по регулированию занятости населения …………………………………………………………….42
2.3. Роль государственной службы занятости населения Российской
Федерации на современном этапе социально-экономического развития …..54
2.4. Полномочия органов государственной власти в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости граждан………60
Глава 3. Особенности государственного управления сферой трудовой
занятости в Санкт – Петербурге (на примере ГУ ЦЗН Приморского района Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга)………………………………………………………..……………68
3.1. Общая характеристика системы управления сферой трудовой занятости в Санкт – Петербурге……………………………………………………………..68
3.2 Анализ результативности действующих мероприятия по улучшению процессов занятости населения Санкт-Петербурга ….………………………78
3.3 Предложения по совершенствованию управления сферой занятости населения…………………………………………………………………………85
Заключение…………………………………………………………………….89
Библиографический список …………………………………………………94
Причем указанные проекты не обеспечивают регламентацию всего объема компетенции правового статуса Федеральной службы по труду и занятости. Например, основным предметом регулирования проекта Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости исполнения государственной функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, является установление сроков и последовательности действий должностных лиц Роструда при проведении надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения.
Исполнение Федеральной службой по труду и занятости указанной государственной функции направлено на установление соответствия нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, нормам и положениям федерального законодательства34. Проектом Административного регламента устанавливается следующий круг вопросов:
- требования
к порядку исполнения
- перечень источников
информации о принятых
- порядок информирования об исполнении государственной функции;
- порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и их решений, принятых при исполнении государственной функции.
Административные процедуры, определенные проектом Административного регламента, включают описание последовательности действий должностных лиц Роструда при:
- проведении проверок нормативных правовых актов субъектов РФ, поступивших в Роструд;
- проведении
плановых проверок полноты и
своевременности
- поступлении в Роструд нормативного правового акта субъекта Российской Федерации в соответствии с требованием Роструда;
- проведении
внеплановой проверки при
- проведении внеплановой проверки при поступлении обращений государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- контроле за
исполнением выданных
Особое внимание следует обратить на оформление результатов исполнения государственной функции Федеральной службой по труду и занятости, к которым относятся:
- акт о результатах проверки нормативных правовых актов субъекта РФ;
- требование
о представлении экземпляров
нормативных правовых актов суб
- предписание
об отмене нормативного
- протокол об
административном
На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 25.12.2008)35 установлено, что «под функциями по контролю и надзору понимаются:
- осуществление
действий по контролю и
- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов»36.
Исходя из данной позиции, выдача разрешений (лицензий), регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов являются контрольной, надзорной функцией. В таком случае, кроме вышеуказанных, должен быть разработан и утвержден целый блок административных регламентов исполнения
Особое внимание
следует обратить на то обстоятельство,
что Федеральная служба по труду
и занятости не может осуществлять
в установленной сфере
Фактически руководитель Федеральной службы по труду и занятости вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование путем издания правовых актов управления по вопросам, отнесенным к его компетенции37.
На сегодня не установлен легитимный, соответствующий действующему законодательству порядок утверждения перечня (номенклатуры) государственных услуг, платных и безвозмездных; не опубликован, не утвержден и не зарегистрирован в соответствии с законодательством их перечень, не утверждены стандарты государственных услуг. В отношении исполнения государственных функций также существует ряд актуальных вопросов, требующих детализации.
Органы государственной власти субъектов РФ в связи с осложнением ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях, разрабатывают и реализуют мероприятия по стабилизации положения на рынке труда, в том числе по предупреждению массовых увольнений работников, сохранению существующих рабочих мест и созданию новых рабочих мест, организации временных и общественных работ, определению других критериев подходящей работы, упрощенной регистрации (перерегистрации) безработных граждан, изменению порядка и условий назначения и выплаты пособия по безработице, стипендий и другие мероприятия. Порядок отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, определяется Правительством РФ.
Глава 3. Особенности государственного управления сферой трудовой
занятости в Санкт – Петербурге (на примере ГУ ЦЗН Приморского района Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга)
3.1. Общая характеристика системы управления сферой трудовой
Правительство РФ
Министерство здравоохранения
и социального развития
Федеральная служба по труду и
занятости
СЗУ по урегулированию
коллективных
трудовых споров
Комитет по труду и
19 районных ГУ ЦЗН СПб.
Рис. 3.1. Система управления занятостью населения
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Его основной задаче является реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости населения, в том числе обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Комитет также координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости населения.
Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.
Комитет подчинен Правительству Санкт-Петербурга. Руководство Комитетом осуществляет председатель Комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном действующим законодательством.
Комитет является юридическим лицом, имеет счета в банках, печать, штампы установленного Правительством Санкт-Петербурга образца и бланки с изображением герба Санкт-Петербурга и своим наименованием. Местонахождение Комитета: Галерная ул., д.7, Санкт-Петербург, 190000.
В ведении Комитета могут находиться государственные унитарные предприятия Санкт-Петербурга и государственные учреждения Санкт-Петербурга. Комитет является правопреемником Управления Федеральной государственной службы занятости населения по городу Санкт-Петербургу.
Основными задачами Комитета являются:
Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости. Комитет по занятости располагает: 19 государственными учреждениями - районными центрами занятости населения; штатом квалифицированных специалистов; 5 центрами по экспресс-обслуживанию населения; современным коммуникационным, компьютерным и программным обеспечением.
Комитет по занятости населения и службы занятости оказывают помощь в поиске работы всем гражданам, независимо от возраста и квалификации, и предоставляет услуги по подбору персонала предприятиям и организациям любой формы собственности. Посреднические услуги службы занятости оказывают гражданам и работодателям бесплатно.
Комитет по занятости населения и районные центры занятости оказывают широкий спектр услуг гражданам и работодателям, в том числе оказывают содействие гражданам в организации собственного дела. Помощь в организации собственного дела гражданам, признанным в установленном порядке безработными, включает в себя следующие мероприятия:
Проведение профессионально-
Организацию консультационных семинаров, в рамках которых начинающие предприниматели; знакомятся со следующими темами:
Все обратившиеся за помощью получают методические рекомендации по составлению бизнес-плана, материалы учебных семинаров; посещают индивидуальные консультации по написанию бизнес-плана с применением компьютерных моделей.
В зависимости от организационно-правовой формы предприятия, применяемой системы налогообложения и вида деятельности слушатели составляют и оценивают финансовую часть своего бизнес-плана; получают практические навыки использования ресурсов сети Интернет в таких сферах, как поиск необходимой коммерческой и правовой информации.
Оказание финансовой
помощи на подготовку документов, предоставляемых
при государственной