Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:25, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в изучении особенности государственного управления сферой трудовой занятости населения в России и разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ по снижению уровня безработицы.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления занятостью населения
- проанализировать систему управления занятостью населения Санкт-Петербурга
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда как институт рыночной экономики .............................7
1.1. Основные понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «занятость» «рынок труда»……………………………………………………..7
1.2. Характеристика субъектов рынка труда ………………..………….……14
1.3. Занятость населения и безработица как факторы развития рынка труда.28
Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации……………………………………………………………………….37
2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда…………………..…37
2.2. Международные нормативно – правовые документы по регулированию занятости населения …………………………………………………………….42
2.3. Роль государственной службы занятости населения Российской
Федерации на современном этапе социально-экономического развития …..54
2.4. Полномочия органов государственной власти в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости граждан………60
Глава 3. Особенности государственного управления сферой трудовой
занятости в Санкт – Петербурге (на примере ГУ ЦЗН Приморского района Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга)………………………………………………………..……………68
3.1. Общая характеристика системы управления сферой трудовой занятости в Санкт – Петербурге……………………………………………………………..68
3.2 Анализ результативности действующих мероприятия по улучшению процессов занятости населения Санкт-Петербурга ….………………………78
3.3 Предложения по совершенствованию управления сферой занятости населения…………………………………………………………………………85
Заключение…………………………………………………………………….89
Библиографический список …………………………………………………94
На территории России
федеральная государственная
Департамент комплексного анализа и прогнозирования
Департамент демографической политики и социальной защиты населения
Департамент по делам инвалидов
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства
Департамент условий и охраны труда
Департамент занятости населения
Департамент пенсионного обеспечения
Департамент развития социального страхования
Департамент развития государственной службы
Департамент правового регулирования и международного сотрудничества
Финансовый департамент
Департамент управления делами
Федеральный орган исполнительной власти для осуществления своих полномочий создает территориальные органы29. Задачи Службы занятости определяются основными документами и рассматриваются наряду с задачами многих других параллельных организаций, на каждую из которых возложена только определенная часть тех проблем, которые государство ставит перед службами управления трудом. Эти организации, конечно же, могут способствовать определению политики занятости, но только в той мере, в которой они компетентны.
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. В них входят представители объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения, которая направлена на:
• оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
• разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
• содействие гражданам
в поиске подходящей работы, а работодателям
в подборе необходимых
• организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
• осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Сегодняшнее положение
службы занятости можно
Стратегия реагирования сама по себе уже становится не адекватной в современной социокультурной ситуации, необходим переход к стратегии формирующей30. В ситуации существования рынка труда необходимо, прежде всего, ответить на вопросы «Что формировать?» и «Как формировать?». Кроме этого, ответы на данные вопросы целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: политическом; управленческом; содержательном.
Политический уровень предполагает формирование среды, работу с массовым сознанием, выход на социокультурный уровень профилактики безработицы, идеологические установки, проработку системы способов и средств работы в социокультурной ситуации с учетом региональных особенностей местонахождения служб занятости. Управленческий уровень предполагает разработку формирующей стратегии и тактики организации занятости, учитывающую многообразие региональных факторов, проектирование и форсирование социокультурной ситуации региона. Содержательный уровень предполагает разработку четкого и жестко ограниченного понятия «трудоустройства», которое могло бы стать концептуальной установкой для любого работника службы занятости. Проработка формирующей стратегии на вышеперечисленных уровнях может во многом предопределить специфику развития службы занятости и трудоустройства. Необходимо создание рабочих мест с целью достижения и поддержания продуктивной занятости населения, повышения эффективности и доходности труда в интересах работодателей и работников.
Формально занятость часто не обеспечивает людям достойного уровня жизни, поэтому идет увеличение величины критической зоны рынка труда. Значит, необходимо учитывать не только динамику основных экономических показателей, но и доходов населения и уровня жизни, обратив внимание на создание и сохранение экономических рабочих мест, которые обеспечивают материально-вещественные, экономические и социальные условия. Другим важным направлением деятельности службы занятости является анализ рынка труда, так как от него зависит не только способность службы занятости оценивать эффективность действий, направленных на реализацию политики занятости, но и способность предлагать новые решения.
Используя такие специфические методы работы, как, например, анкетирование, изучение поведения, длительное наблюдение за его изменениями у определенной группы людей (молодежи или взрослых), можно попытаться вскрыть более глубокие проблемы в сфере труда, те социальные причины, из-за которых проблемы занятости и безработицы встают перед определенной категорией работников, определенной возрастной группой, определенным полом и в определенном регионе. Так, зная численность работников, высвободившихся из-за введения новейших технологий, правительство заранее может готовить меры по полной перепланировке рабочего времени или по перестройке всего общества.
Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм31.
2.4. Полномочия органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости граждан
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
К полномочиям федеральных
органов государственной власти
в осуществлении
• реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения, предупреждения массовой безработицы на территории Российской Федерации;
• принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;
• разработка и финансовое обеспечение федеральных целевых программ в области содействия занятости населения;
• формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и контроль за их целевым использованием;
• определение минимальных и обязательных в Российской Федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;
• координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам занятости населения;
• формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства.
Проблематика разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг затрагивает все сферы жизнедеятельности, включая и полномочия Федеральной службы по труду и занятости.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»32 утвержден соответствующий Порядок, который устанавливает общие требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
Общие требования выражаются в определении сроков и последовательности действий (административные процедуры) федерального органа исполнительной власти, порядка взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти33.
При разработке
административных регламентов исполнения
государственных функций и
- устранение
избыточных административных
- упрощение
действий и административных
процедур, включая уменьшение сроков
исполнения действий и
- предоставление
информации о действиях и об
административных процедурах
- возможность установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов по каждому действию или административной процедуре при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.
При этом отсутствует право устанавливать в административных регламентах полномочия, не предусмотренные федеральным законодательством, ограничивающие в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев законодательно установленной возможности и условий введения таких ограничений.
Говоря об устранении избыточных административных процедур, необходимо определить данную дефиницию применительно к предмету рассмотрения. Так, административные процедуры определяются порядком осуществления органом исполнительной власти, должностным лицом установленных для него таких полномочий, как, например, порядок разработки, обсуждения и принятия правового акта, оформления документа, имеющего юридическое значение; порядок приема лица на государственную службу, прохождения аттестации и оформления соответствующих документов; порядок рассмотрения материалов о поощрении служащих, о привлечении к дисциплинарной ответственности; порядок оформления контрольно-надзорной деятельности и т.д..
Сегодня именно
вопросам разработки и утверждения
административных регламентов исполнения
государственных функций по реализации
контрольной, надзорной деятельности
требуется уделить более