Государственное управление сферой трудовой занятости на примере "Центр занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении особенности государственного управления сферой трудовой занятости населения в России и разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ по снижению уровня безработицы.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления занятостью населения
- проанализировать систему управления занятостью населения Санкт-Петербурга

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда как институт рыночной экономики .............................7
1.1. Основные понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «занятость» «рынок труда»……………………………………………………..7
1.2. Характеристика субъектов рынка труда ………………..………….……14
1.3. Занятость населения и безработица как факторы развития рынка труда.28
Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации……………………………………………………………………….37
2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда…………………..…37
2.2. Международные нормативно – правовые документы по регулированию занятости населения …………………………………………………………….42
2.3. Роль государственной службы занятости населения Российской
Федерации на современном этапе социально-экономического развития …..54
2.4. Полномочия органов государственной власти в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости граждан………60
Глава 3. Особенности государственного управления сферой трудовой
занятости в Санкт – Петербурге (на примере ГУ ЦЗН Приморского района Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга)………………………………………………………..……………68
3.1. Общая характеристика системы управления сферой трудовой занятости в Санкт – Петербурге……………………………………………………………..68
3.2 Анализ результативности действующих мероприятия по улучшению процессов занятости населения Санкт-Петербурга ….………………………78
3.3 Предложения по совершенствованию управления сферой занятости населения…………………………………………………………………………85
Заключение…………………………………………………………………….89
Библиографический список …………………………………………………94

Файлы: 1 файл

Давыдова Альфия диплом (1)(1).doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

-профессиональная ориентация  населения, в особенности молодежи, безработных, военнослужащих, освобожденных  из мест лишения свободы, беженцев, инвалидов и др. субъектов рынка  труда;

-трудовая реабилитация;

-система контрактов;

-аттестация и другие  виды продвижения (деловой карьеры)  на службе;

-организация документооборота  и деловой документации;

-маркетинг рынка труда;

-обеспечение функционирования  институтов консультантов, экспертных  советов по проблемам занятости при экономических региональных службах;

4) социальные гарантии  – квоты на трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

5) информационное обеспечение  – политика обеспечения равных прав и возможностей для социально демографических групп на информационную поддержку, включая обратную связь. Информационные средства включают: методические материалы; правовые документы; социально-экономические ориентиры; тестирование; анкетирование; экспертную оценку и т.д.

6) возможно выделить  также социально-психологические элементы воздействия на занятость и на функционирование рынка труда, отношения между его субъектами.

В результате действия этих элементов можно достичь таких направлений корректировки рыночных отношений в сфере занятости, как формирование эффективной мотивации к труду среди подростков и молодежи, приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда, использование социально-экономического принуждения к высокопроизводительному труду, формирование трудовых коллективов по принципу команд с учетом психомотивационного механизма профессиональной деятельности каждого его члена, развитие традиций, способствующих сплочению коллектива и т.д.

Методы прямого воздействия на динамику занятости и состояние трудовых отношений относятся в основном к экономической, правовой и организационной сфере, когда посредством инвестиционной, налоговой и кредитной политики, юридических актов, других организационных мер достигаются оперативные результаты в сфере занятости, предотвращающие или корректирующие негативные результаты.

Государственные органы в воспроизводственный  процесс могут вмешиваться только при необходимости, как правило, на непродолжительное время. Методы косвенного воздействия в большей мере адекватно вписываются в цивилизованные направления управленческих решений в регулировании сферой воспроизводства рабочей силы.20

В данном случае органы управления прямо  не вмешиваются в процесс трудовых отношений. Они создают лишь предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе направлений хозяйствования субъекты рынка труда тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической стратегии. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают сложившихся соотношений на рынке труда и являются существенным катализатором основных процессов, происходящих в сфере воспроизводства рабочей силы.

Выбор приоритетных направлений регулирования  занятости и возможности формирования эффективной политики в трудовой сфере в значительной мере предопределены уровнем управления – местном  и ролью субъекта управления в системе общественных отношений.

 

2.2. Международные нормативно – правовые документы по  регулированию занятости населения

 

Изучение правовых механизмов регулирования сферой занятости населения следует начинать со знакомства с нормативными актами Международной организации труда (в дальнейшем МОТ), отражающими законы и основные идеи тех времен в данной области.

Эта старейшая международная  организация, возникшая в 1919 г., за десятилетия  своего существования не только создала  развернутую концепцию социального  партнерства, но и по существу стала  высшим звеном регуляции трудовых отношений  на мировом рынке труда. Одной из важнейших функций МОТ является осуществление нормотворческой деятельности в области трудовых отношений. З

а годы своего существования  она приняла большое число  нормативных документов, которые  в сумме составляют нечто вроде  Международного кодекса труда: это свод 181 конвенции и 188 рекомендаций МОТ. В кодексе дана развернутая правовая основа социального партнерства в виде конкретных правовых норм, содержащихся в специальных юридических актах - конвенциях и рекомендациях МОТ. В них заложены основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального партнерства. Правовой аспект Международного кодекса труда может быть вкратце сведен к следующим моментам:

• признание права  профсоюзов на законодательную инициативу и равноправие социальных партнеров;

• существование в  государствах - членах М ОТ арбитражных органов по разрешению социально - трудовых конфликтов;

• создание в государствах-членах МОТ условий для обеспечения  независимости социальных партнеров  друг от друга, автономности их функций;

• в действиях социальных партнеров отсутствует императив  политических амбиций и идеологических установок.

Конвенции МОТ касаются таких вопросов, как свобода объединений, право на коллективные переговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные договоры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и национальном уровнях.

К первым нормативным  документам в данной области относится конвенция № 2 и рекомендация № 1 по вопросам безработицы, принятые на первой сессии Международной конфедерации труда в 1919 году. В то время безработица еще не воспринималась как следствие порочной экономической системы (экономические системы стран Европы испытывали периодическое негативное влияние циклов, состоящих попеременно то из подъема, то из спада производства). Целью этих нормативных актов является сведение до минимума последствий безработицы, а не внедрение новых идей, что было связано со стремлением защитить личность, а не с желанием предложить новые модели управления экономикой.

В принятых документах предлагается два основных способа облегчения последствий безработицы: трудовое посредничество и страхование на случай безработицы.

Конвенция допускала наличие бесплатных и частных контор по трудовому посредничеству при условии, что они подчиняются государственному законодательству и что их деятельность согласовывается с деятельностью государственных контор21. Однако, необходимо заметить, что в 1919 году идея платных контор трудового посредничества вызывала негативное отношение у авторов нормативных актов, а рекомендация 1919 г., составленная на основе стремления к социальной справедливости, выступает вообще за запрещение платного трудового посредничества. Здесь же обсуждается вопрос о страховании на случай потери работы. Рекомендация указывает на создание систем страхования или выплат субсидий уже существующим системам. Конвенция же, напротив, не стремится заходить так далеко, поэтому в ней указывается только необходимость защищать права работника, имеющего страховку, на случай безработицы, с того момента, когда он принимает решение работать в другой стране.

По мере того, как совершенствуется законодательство, нормативные акты, всеобщие конвенции, гарантирующие минимальную зарплату и нормальные условия труда, и усиливается система контроля труда, участие работников и нанимателей сводится лишь к контролю политики и управления государственной службой.

Очевидно также, что паритетное представительство, предусмотренное этой конвенцией, в большей степени способствует осознанию государствами своей ответственности в области занятости. Сегодня можно говорить о прогрессивности нормативных актов 1919 года. Эти акты (как, впрочем, и большинство тех, которые были приняты в эти годы) дают толчок к динамичному развитию социальных требований в большинстве стран, где законодательство и практическая деятельность не подчиняются положениям международных нормативных актов.

В нормативных актах, принятых МОТ  с 1920 года и до начала второй мировой войны, в основном развивается идея помощи, оказываемой индивидуально каждому безработному. Это Рекомендация № 11 о безработице в сельском хозяйстве, принятая в 1921 году. Указывая на гибельные последствия безработицы в этой важной сфере деятельности, она выступает за освоение новых земель, использование высокопроизводительной техники, поиск возможной временной занятости, а также за создание сельскохозяйственных кооперативов.

Под влиянием великой экономической  депрессии конференция МОТ приняла в 1934 году два других нормативных акта о безработице: Конвенцию № 44 и Рекомендацию № 44, которые выступают за принятие систем страхования, будь оно обязательным или нет. В этих документах указаны различия между разными формами страхования и помощи. В них установлены разграничения между пособием (полученным от выплат взносов), компенсацией (например, оплата за участие в спасательных работах), дополнительной помощью (тем, кто не имеет или больше не имеет права на компенсацию) и социальной помощью неимущим.

Конвенция определяет категории трудящихся, имеющих право на помощь, уточняет условия, необходимые для получения  прав на пособие (выплата взносов, обязательные профессиональные стажировки и т. д.), а также определяет причины, по которым  его можно лишиться (необоснованный отказ от предлагаемого места, ошибки, допущенные работником, компенсации, полученные по истечении срока контракта, отъезд за границу и пр.), приводит сроки и систему выплат пособий и, наконец, регламентирует возможную систему разрешения спорных вопросов. Однако, принятые нормативные акты не достаточно точно указывают на механизмы, призванные управлять системой страхования и помощи. Они не учитывают существовавших в это время систем страхования, управляемых непосредственно профсоюзными организациями.

В 1935 году, в связи с оказавшейся  особенно опасной для общественного  спокойствия в период великого экономического кризиса ситуацией с безработицей среди молодежи, МОТ приняла Рекомендацию № 45. Это был ряд практических и эффективных мер, которые долгое время будут пользоваться успехом, и большинство из них найдут отражение в дальнейших нормативных документах. Речь идет в основном о внимании, которое законодатели издавна уделяют вопросам занятости молодежи22.

Нормативные акты, принятые МОТ после второй мировой войны, позволили более широко взглянуть на проблему занятости, не забывая при этом о правах человека. Некоторые из них рассматривают проблему занятости (а значит, косвенно и проблемы, связанные со службами найма) в комплексе с защитой прав человека. Среди этих актов можно упомянуть Конвенцию № 111 1958г. о дискриминации (занятость и профессия); Рекомендацию № 123 1965г. о занятости женщин, имеющих семью; Конвенцию № 138 и Рекомендацию № 146 1973г. о минимальном возрасте приема на работу.

Проблеме платного трудового посредничества, затронутой еще в 1919 году, уделяется  большое внимание во многих документах МОТ. В 1933 г. были приняты Конвенция  № 34 о конторах платного трудового  посредничества и Рекомендация № 42 о конторах трудового посредничества. В общих чертах эти документы остаются верны принципу бесплатного трудового посредничества, но вместе с этим сильно смягчают формулировку о необходимости платных контор. Действительно; эти акты, прежде всего, направлены на упорядочение системы платного трудового посредничества.

Рекомендация признает, что закрытие платных контор трудового посредничества для некоторых профессий во многих странах может стать источником проблем, если бесплатные государственные  конторы не смогут полностью заменить частные. Здесь же оговаривается, что платные конторы обязаны соблюдать законодательство, иметь лицензию, а их тарифы должны контролироваться.

Рекомендация признает важную роль некоторых контор, специализирующихся на определенных профессиях. Она призывает  государственные конторы трудового посредничества следовать их примеру, признавая тем самым, что ликвидировать частные конторы можно будет только тогда, когда подобные государственные службы смогут гарантировать такое же качество оказываемых услуг.

В 1946 года принимается Конвенция № 96, являющаяся итогом пересмотра положений 1933 года о частном трудовом посредничестве, который свелся к новому смягчению существовавших положений. Этот документ предлагает государствам, подписавшим его, два варианта: либо последовательную ликвидацию частных контор; либо контроль над ними. В первом варианте, хоть он и остается похожим на нормативный акт 1933 года, смягчается само его применение: сроки ликвидации не обязательны, они устанавливаются местным законодательством; ликвидация возможна только в случае наличия государственных контор трудового найма, способных оказать те же услуги. Во втором варианте прямо допускается соседство государственных контор и частных заведений, открытых не с целью обогащения. В этом случае нормативным актом предусматривается обязательное их подчинение официальным регламентациям и контролю. Но принятие Конвенции от 1946 года не разрешило коренным образом вопроса о платном трудовом посредничестве. Вопрос о частном трудовом посредничестве, являющийся одним из самых важных, до сих пор остается открытым.

В 1948 году было принято два нормативных  акта, которые и по сей день являются единственными документами, непосредственно  касающимися служб занятости. Речь идет о Конвенции № 88 и Рекомендации № 83 об организации служб занятости. Эти акты не ограничиваются простыми предписаниями организационного характера. В них сформулированы новые концепции. Теперь безработица рассматривается как бич не только для отдельного человека, но и как результат плохого функционирования экономической системы.

В обязанность службы занятости  входит не только помощь отдельным  безработным, но и контроль за занятостью. Исходя из новых нормативных актов, полная занятость - это, прежде всего, результат рациональной организации рынка труда, которая сводится к устранению препятствий, мешающих его развитию и попыткам его стабилизации. Службы занятости являются основным организатором и регулятором этого рынка. Такова главная мысль создателей нормативных актов 1948 года23.

Кроме определения задач служб занятости Конвенция подробно объясняет пути их решения: трудовое посредничество, поощрение профессиональной и географической мобильности и сбор информации о рынке труда. Эти нормативные акты не снимают со службы занятости ее традиционной социальной функции. Они напоминают, что эти службы должны способствовать управлению системой страхования на случай безработицы, а кроме этого, как и раньше, принимать меры по организации трудового посредничества для молодежи и определенных категорий работников, т. е. речь идет не о подмене одной функции другой, а о совмещении первоначальной социальной функции и экономической функции регулятора рынка труда. Эта двойная задача определяет как бы двойную суть службы занятости, что затрудняет иногда ее практическую реализацию. Именно этот факт послужит причиной многочисленных разногласий и обречет государственную службу занятости на постоянное балансирование между решением проблем, связанных с безработицей, и проблемами занятости.

Информация о работе Государственное управление сферой трудовой занятости на примере "Центр занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга"