Государственное управление сферой трудовой занятости на примере "Центр занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении особенности государственного управления сферой трудовой занятости населения в России и разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ по снижению уровня безработицы.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления занятостью населения
- проанализировать систему управления занятостью населения Санкт-Петербурга

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда как институт рыночной экономики .............................7
1.1. Основные понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «занятость» «рынок труда»……………………………………………………..7
1.2. Характеристика субъектов рынка труда ………………..………….……14
1.3. Занятость населения и безработица как факторы развития рынка труда.28
Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации……………………………………………………………………….37
2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда…………………..…37
2.2. Международные нормативно – правовые документы по регулированию занятости населения …………………………………………………………….42
2.3. Роль государственной службы занятости населения Российской
Федерации на современном этапе социально-экономического развития …..54
2.4. Полномочия органов государственной власти в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости граждан………60
Глава 3. Особенности государственного управления сферой трудовой
занятости в Санкт – Петербурге (на примере ГУ ЦЗН Приморского района Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга)………………………………………………………..……………68
3.1. Общая характеристика системы управления сферой трудовой занятости в Санкт – Петербурге……………………………………………………………..68
3.2 Анализ результативности действующих мероприятия по улучшению процессов занятости населения Санкт-Петербурга ….………………………78
3.3 Предложения по совершенствованию управления сферой занятости населения…………………………………………………………………………85
Заключение…………………………………………………………………….89
Библиографический список …………………………………………………94

Файлы: 1 файл

Давыдова Альфия диплом (1)(1).doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

Рынок рабочей силы - включает социально-экономические отношения занятых и незанятых работников, т.е. все экономически активное население страны. Таким образом, в этот рынок включаются безработные.

Рынок трудовых ресурсов - совокупность социально-экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых и учащихся). Это понятие раздвигает размеры рынка еще шире, т.к. включает не только экономически активное население, но и учащихся в сфере профессионального образования (трудовой резерв).

С учетом данных определений  мы будем пользоваться термином «рынок трудовых ресурсов». Трудовые ресурсы - «население обоих полов в трудоспособном возрасте (для мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет включительно), за исключением неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике».

Экономически активное население (рабочая сила) - «это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных».

Занятыми являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, не по найму, самостоятельно или с несколькими компаньонами, выполняли работу без оплаты на семейном предприятии или временно отсутствовали на работе (из-за болезни, ухода за больным, отпуска, забастовки и т.д.).

Безработными считаются лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы в государственных или коммерческих службах занятости, предпринимали шаги к открытию собственного дела, были готовы приступить к работе.

Центральное место в  современный период занимает понятие «рынок трудовых ресурсов», в котором раскрывается суть отношения по поводу обмена функционирующих способностей к труду (функционирующей рабочей силы) на жизненные средства, т.е. на заработную плату. В более общем смысле рынок труда выступает как конкретное выражение системы общественной организации наемного труда в условиях товарно-денежных отношений.

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в обеспечении  через сферу обращения перераспределения  рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого в данный момент населения.7

На рынке трудовых ресурсов взаимодействуют работодатели (субъекты собственности на средства производства) и наемные работники, формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Основными компонентами рынка трудовых ресурсов являются:

- совокупный спрос или общая потребность экономики в наемной рабочей силе; совокупное предложение, включающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения; стоимость (цена) рабочей силы;

- конкуренция (между работниками, работодателями, работниками и работодателями);

- резервирование рабочей силы. Совокупный спрос на рабочую силу определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу общественного труда и включает как укомплектованные работниками, так и свободные рабочие места. При этом различают: эффективный спрос, определяемый числом экономически целесообразных рабочих мест, и совокупный спрос, включающий в себя и заполненные работниками неэффективные рабочие места. Разница между эффективным и совокупным спросом представляет собой излишнюю численность занятых, составной частью которой является скрытая безработица. Спрос на рабочую силу на текущем рынке определяется потребностью в работниках для заполнения вакантных мест на условиях основной деятельности или совместительства, а также для выполнения разовых работ.

Совокупное предложение  рабочей силы охватывает все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), а также лиц, желающих трудиться не по найму, а на правах самозанятости или предпринимательства.

Предложение рабочей  силы на рынке труда имеет три  основные составляющие: лица, не занятые  трудовой деятельностью и ищущие работу; лица, намеревающиеся сменить  место работы; лица, желающие трудиться  в свободное от работы или учебы  время.

Предложение рабочей силы качественно и количественно изменяется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, в системе профессиональной и общей подготовки, от силы влияния внешнего рынка труда на внутренний и т.д. Дифференциация в предложении рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки, а это, несомненно, сказывается на способности выполнять конкретную работу. Совокупность понятий, регламентирующих рынок трудовых ресурсов, показана на рис. 1.1.

Основная часть совокупного  предложения и спроса на труд в  рыночной экономике удовлетворяется, что и обеспечивает функционирование общественного производства (удовлетворенного спроса).


 

Рис. 1.1. Совокупность понятий рынка трудовых ресурсов

 

Меньшая его часть  в силу движения рабочей силы и  рабочих мест - выбытия людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место  работы, выбытие старых и ввода новых рабочих мест - оказывается свободной (вакантной) и нуждается в соединении предложения и спроса.

 Эта часть совокупного  рынка труда соответствует понятию  текущего рынка труда, емкость  которого определяется количеством  вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы. В своем единстве совокупный спрос и совокупное предложение определяют емкость совокупного рынка труда.8

Рабочая сила - способность человека к труду, т.е. совокупность физических и духовных сил, применяемых им в процессе производства. Рабочая сила является в рыночной экономике товаром и имеет потребительскую стоимость и денежную стоимость (цену).

Труд - умственный и физический процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Различают такие разновидности труда: интеллектуальный и производственный, простой и сложный, полезный и абстрактный, прибавочный и прошлый.

Стоимость рабочей силы - это цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, т.е. для полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи.

Процесс превращения  трудовых ресурсов проходит три стадии: потенциальное трудоспособное население; профессиональное обучение с занятием рабочих мест на предприятиях; рабочая сила реализуется в производстве и создает потребительскую стоимость.

Рассмотрим, как действует рынок трудовых ресурсов в рыночной экономике. Совокупное предложение трудовых ресурсов поступает на рынок и после цикла воспроизводства населения получает оплату за труд. Полученные деньги, включая пенсии и пособия от государства, используются населением для покупки товаров и услуг, уплаты подоходного налога государству, и на этой основе формируется потребительский спрос на рынке товаров и услуг.

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает рабочей силой предприятия  и организации, которые формируют  спрос на производственный и интеллектуальный труд. Государственные органы управления определяют госзаказ на продукцию предприятий  и услуги организаций, осуществляют нормативное регулирование производства (законы, инструкции, требования) и получают от производственной сферы налоги и взносы (долю прибавочного продукта).

Предприятия и организации  взаимодействуют с рынком товаров  и услуг, формируя совокупное предложение (потребительские стоимости), и взамен, путем обмена, получают выручку от реализации товаров и услуг.

Государственные органы реализуют рынок товаров и  услуг путем предоставления земли  и государственных ресурсов, установления цен и тарифов на услуги естественных монополий (РЖД, ГАЗПРОМ) и правового регулирования (ГК РФ, федеральные законы) общественного производства. Воздействие на рынок труда со стороны государства осуществляется путем установления минимальной заработной платы и пенсии, регулирования занятости (общественные работы, обучение) и трудового законодательства (Трудовой кодекс РФ и федеральные законы).

Простая модель рыночной экономики, показывающая взаимодействие рынка трудовых ресурсов, предприятий  и организаций, рынка товаров  и услуг, населения и государственных органов, показана на рис. 1.2.

Процесс формирования рынка  труда в совокупности всех составляющих его элементов и отношений, как  правило, осуществляется неодновременно и разными темпами в зависимости  от исторических условий развития любой страны, включая и Россию.

Важное значение имеет  не только проявление общих закономерностей  формирования рынка труда, но и специфики  создания рыночной среды. Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка  труда в последние годы (принятие ряда законов, организация сквозной структуры управления, проведение обследований населения), российский рынок труда во многом еще не сложился в единое целое, в нем слабо действуют рыночные регуляторы и движущие силы, он остается разбалансированным по основным параметрам.

Главная причина - сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную от недавнего прошлого систему использования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным (по сравнению с реальными или  потенциально целесообразными потребностями экономики) спросом на рабочую силу, заниженными требованиями к ее качеству, многочисленными преградами на пути перераспределения работников, значительной долей в экономике оборонного комплекса с присущим ему отсутствием лимитирующего влияния критериев экономической эффективности, а также наличием многих градообразующих предприятий (более 400), относящихся к оборонному комплексу.

 

 

Рис. 1.2. Рынок труда в модели рыночной экономики9

Другим аспектом несбалансированности рынка труда является завышенная потребность населения в рабочих местах в силу низких доходов и отсутствия денежных накоплений, а также обусловленный этими причинами повышенный приток на рынок труда лиц пенсионного возраста, женщин с детьми, что ухудшает состав занятых и порождает несоответствие профессионально-квалификационных характеристик экономически активного населения структуре рабочих мест и тенденциям ее изменения.

Формирование рынка  труда в условиях системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни и проявившегося в первую очередь в спаде производства, в отсутствии инвестиций, массовых неплатежах и увеличении разрыва по уровню доходов населения, привело к снижению занятости и возникновению такой категории лиц, не занятых трудовой деятельностью, как безработные.

Отсутствие управляемости  системой формирования доходов как  следствие социально-экономического кризиса привело к переориентации трудовой мотивации в сторону  малоквалифицированного труда, позволяющего при малой профессиональной подготовке извлекать значительные доходы. По данным ВЦИОМ за последнее время уменьшилась доля работников с высоким уровнем мотивации, характерная в основном для высококвалифицированных специалистов, значительно увеличилась доля работников, рассматривающих труд лишь как источник средств к существованию (около 60%)10.

Различные социально-экономические, природно-климатические, а также  демографические условия в регионах России обусловили дифференциацию по показателям, характеризующим состояние  рынка труда. К примеру, уровень занятости населения колебался в 2006 г. по отдельным регионам в пределах от 16,8% (Республика Ингушетия) до 69,9% (по Санкт-Петербургу), а соответственно, уровень безработицы находился в пределах от 1,6% (по Москве) до 58,5% (по Республике Ингушетия). Одновременно в указанной Республике наиболее высокий уровень безработицы отмечался среди женщин, который более чем в 1,4 раза был выше, чем у мужчин.

Пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных  ресурсов оказывает существенное влияние на возможности освоения этих территорий. К примеру, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают 64% территории Российской Федерации, на которые приходится львиная доля запасов нефти, газа, золота, алмазов и лишь 6,6% населения страны11.

Рост и состояние  безработицы в российской экономике  в настоящее время не соответствуют  сложившейся теории и практике перехода к рынку, когда обычно это связано  с демонополизацией, развитием конкуренции  и повышением эффективности производства. Здесь же эти процессы вызваны совсем иными причинами: структурно-регрессивным спадом производства в условиях разрушения прежних хозяйственных связей и механизмов функционирования хозяйства при медленном формировании новых рынков и новых (рыночных) механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденция к формированию безработицы закрепляется на перспективу инвестиционным кризисом и может усилиться в случае продолжения политики массовых банкротств.

Информация о работе Государственное управление сферой трудовой занятости на примере "Центр занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга"