Государственное управление сферой трудовой занятости на примере "Центр занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении особенности государственного управления сферой трудовой занятости населения в России и разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ по снижению уровня безработицы.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления занятостью населения
- проанализировать систему управления занятостью населения Санкт-Петербурга

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда как институт рыночной экономики .............................7
1.1. Основные понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «занятость» «рынок труда»……………………………………………………..7
1.2. Характеристика субъектов рынка труда ………………..………….……14
1.3. Занятость населения и безработица как факторы развития рынка труда.28
Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации……………………………………………………………………….37
2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда…………………..…37
2.2. Международные нормативно – правовые документы по регулированию занятости населения …………………………………………………………….42
2.3. Роль государственной службы занятости населения Российской
Федерации на современном этапе социально-экономического развития …..54
2.4. Полномочия органов государственной власти в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости граждан………60
Глава 3. Особенности государственного управления сферой трудовой
занятости в Санкт – Петербурге (на примере ГУ ЦЗН Приморского района Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга)………………………………………………………..……………68
3.1. Общая характеристика системы управления сферой трудовой занятости в Санкт – Петербурге……………………………………………………………..68
3.2 Анализ результативности действующих мероприятия по улучшению процессов занятости населения Санкт-Петербурга ….………………………78
3.3 Предложения по совершенствованию управления сферой занятости населения…………………………………………………………………………85
Заключение…………………………………………………………………….89
Библиографический список …………………………………………………94

Файлы: 1 файл

Давыдова Альфия диплом (1)(1).doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

Существовавшее ранее  и усилившееся в период рыночных преобразований занижение цены труда в настоящее время проявляется в необоснованных межотраслевых и межпрофессиональных диспропорциях в уровне оплаты труда, что в целом негативно отражается на уровне и качестве жизни населения в России.

Среднемесячная номинальная  заработная плата работников, занятых  в промышленности в 2010 г., в 2,6 раза превышала  уровень заработной платы работников аграрного сектора, а заработная плата работников, занятых в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, была в 5,4 раза выше заработной платы работников легкой промышленности12.

Эти основные факторы  и специфические особенности  формирования общероссийского рынка  труда оказывают влияние на современные  тенденции и условия занятости  населения.

Трудовые ресурсы - это лица обоего пола, которые потенциально могли бы участвовать в производстве товаров и услуг. В условиях плановой экономики трудовые ресурсы были одним из основных показателей статистики занятости. Они имеют важное значение и в условиях рыночной экономики, поскольку интегрируют такие категории, как экономически активное население, включающее занятых и безработных лиц, и экономически неактивное население в трудоспособном возрасте.

Численность трудовых ресурсов определяется исходя из численности  трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих лиц за пределами трудоспособного возраста.

Границы трудоспособного  возраста регулируются трудовым законодательством. В России к населению в трудоспособном возрасте относятся женщины в  возрасте 16-54 лет и мужчины в возрасте 16-59 лет. Но поскольку в состав трудовых ресурсов включается только трудоспособное население, численность населения в трудоспособном возрасте должна быть уменьшена на численность неработающих инвалидов I и II групп в трудоспособном возрасте и численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте, которые получают пенсию по возрасту на льготных условиях. В состав трудовых ресурсов включаются лица пенсионного возраста, которые продолжают трудиться.

С учетом того, что при определении численности безработных в состав безработных включают и пенсионеров, занятых поисками работы и готовых приступить к работе, эту категорию лиц, которые тоже оказывают влияние на рынок труда, следует включать в состав трудовых ресурсов. В состав трудовых ресурсов включаются также лица моложе 16 лет, занятые в экономике.

Численность трудовых ресурсов определяется исходя из численности  постоянного населения. Для приведения в соответствие ресурсной и распределительной  частей баланса трудовых ресурсов в численность трудоспособного населения трудоспособного возраста включается и численность иностранных работников, занятых в экономике на территории страны.

В 1990 г. СССР ратифицировал  Конвенцию о статистике труда. Россия как правопреемница СССР приняла на себя обязательства, которые вытекают из этой Конвенции. Среди этих обязательств фигурируют разработка и представление данных в международные организации по вопросам занятости, безработицы, заработной платы и другим разделам трудовой статистики. Статистика располагает двумя основными источниками данных о населении и трудовом потенциале страны:

1) материалами текущей  регистрации актов гражданского  состояния в органах ЗАГС, в  которых представлена информация  о демографических событиях - рождениях, браках, разводах, смерти и текущей регистрации в паспортных столах прибывших и выбывших;

2) данными всероссийских  переписей населения, проводимых  обычно один раз в десять  лет и содержащими сведения  о каждом лице и каждом домохозяйстве,  включая такие характеристики, как пол, возраст, брачное состояние, образование, источник средств существования, национальность, вид занятия, продолжительность проживания на данной территории и др.

Кроме того, проводятся всероссийские  и региональные специальные выборочные обследования с целью получения данных для углубленного анализа актуальных демографических и социальных проблем. Исследуются, например, демографические установки населения по вопросам рождаемости и миграции, причины возникновения в России в 1990-е годы тенденции сверхсмертности населения в трудоспособном возрасте, причины и демографические последствия распространения официально не зарегистрированных брачных союзов, каналы перемещения и состав контингентов нелегальных мигрантов и др.

Новым источником информации о населении и трудовом потенциале страны станет Государственный автоматизированный регистр населения (ГАРН). В некоторых европейских странах такие регистры уже созданы. В России осуществляются методологические разработки с целью подготовки к введению ГАРН. Данные о трудовом потенциале и рынке труда получают из материалов переписей населения, статистической отчетности предприятий, из материалов служб занятости Населения, из данных специальных выборочных обследований рынка труда.

Источниками информации об уровне качестве жизни населения являются: определяемый в системе национальных счетов показатель расходов на конечное потребление домашних хозяйств; материалы отчетности организаций; осуществляющих свою деятельность в сфере розничной торговли и услуг населению; материалы выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств.

Существует ряд особенностей формирования информационной базы социально-демографической  статистики.

1. Ограниченная возможность  получения данных из наиболее  экономичного источника - статистической отчетности организаций.

2. Необходимость проведения  специальных ресурсоемких обследований  для восполнения дефицита информации - переписей населения и ряда выборочных обследований.

3. Неравномерность информационного  обеспечения во времени - по мере отдаления от даты последней всероссийской переписи населения круг демографических показателей, которые могут быть вычислены, сужается; достоверность ряда характеристик снижается.

4. При расчете многих  относительных величин используются  исходные данные, получаемые из  разных источников, что требует контроля за их сопоставимостью.

5. Специфика исходных  данных и задач исследования  требует модификации общестатистических  методов, в частности построения  вероятностных моделей (таблицы  смертности и продолжительности  жизни, прогноз методом возрастных передвижек и др.)13.

Численность населения  и его возрастно-половой состав на межпереписные годы по стране и  регионам определяется с учетом естественного  и механического прироста:

S1 = S0 +N- М+ П - В, где Si, Sq - численность населения на начало и на конец года; N и М - число родившихся и число умерших за год; П и В - число прибывших и число выбывших за год.

Трудоспособное население - это часть населения, которая занята в общественном производстве или способна к труду по возрасту и состоянию здоровья, но временно не работает по тем или иным причинам (учащиеся с отрывом от производства, домохозяйки и др.).

 

1.3. Занятость населения и безработица как факторы развития рынка труда

 

В соответствии с концепцией рынка труда, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Конъюнктура рынка труда складывается под воздействием множества факторов и может быть равновесной, трудоизбыточной или трудодефицитной.

В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации»14 , в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер. Согласно законодательству сейчас к занятому населению наряду со всеми работающими по найму, учащимися, военнослужащими отнесены также граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

К незанятому населению относятся две группы граждан: добровольно незанятые граждане, живущие на средства одного из супругов, родителей и др.; вынужденно незанятые граждане, которые, в свою очередь, подразделяются на: а) ищущих работу самостоятельно; б) ищущих работу с помощью служб занятости; в) безработных граждан, имеющих официальный статус и получающих пособие по безработице.

Важно определить статус занятости для экономически активного  населения, включая и безработных. Обычно различают пять статусов.

1. Наемные работники  - это лица, работающие по заключенному  письменному контракту (договору) либо  по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.

2. Работающие на индивидуальной  основе - лица, самостоятельно осуществляющие  деятельность,  приносящую им  доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.

3.  Работодатели - лица, управляющие собственным предприятием  либо уполномоченные управлять  акционерным обществом, хозяйственным  товариществом и т.п. Работодатель  может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.

4. Неоплачиваемые работники  семейных предприятий - лица, работающие  без оплаты на семейном предприятии,  владельцем которого является их родственник.

5. Лица, не поддающиеся  классификации по статусу занятости, - это безработные, не занимавшиеся  ранее трудовой деятельностью,  приносившей им доход. Сюда  относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.

Полная занятость - это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Продуктивная занятость - это занятость, которая отвечает интересам повышения эффективности производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда. По определению Международной организации труда (МОТ), продуктивная занятость - это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачивается обществом.

Свободно избранная  занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

Рациональная занятость - это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны.

Эффективная занятость предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества. Эффективный характер занятости предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность рабочих мест

Рынок труда имеет  сложное строение. Условно он может  быть представлен в виде следующей структурной схемы (рис. 1.3).

 




 



 



 

 

 

 

Рис. 1.3. Схема рынка труда

 

Изменение поведения  экономически неактивного населения  может существенно влиять на конъюнктуру  рынка труда. Органы госстатистики  постоянно публикуют данные о численности экономически неактивного населения и причинах его экономической пассивности15.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы (включая и лиц моложе возраста, установленного для учета экономически активного населения). Численность неактивного населения может быть определена как разность между численностью всего населения и численностью рабочей силы. Данные об экономически неактивном населении разрабатываются также по полу, возрастным группам, уровню образования и другим признакам16.

Всесторонняя информация об экономически неактивном населении  является важной и необходимой частью информации о рынке труда, поскольку, с одной стороны, происходит постоянный переход части населения из состояния экономически активного в состояние экономически неактивного (уход на пенсию, поступление на учебу с отрывом от производства, временное прекращение трудовой деятельности женщин в связи с рождением детей и пр.), а с другой - часть населения постоянно вливается в экономически активное население (студенты после окончания учебных заведений, женщины, возобновляющие работу, которые до этого занимались уходом за детьми и домашним хозяйством, пенсионеры, по различным причинам вновь начинающие работать, часть населения, вступающая в трудоспособный возраст и предлагающая свои услуги на рынке труда, и пр.).

При международных сопоставлениях уровня занятости для определения  уровня общей занятости населения  численность занятых соотносится  с численностью всего населения в возрасте от 10 лет и старше. Использование такого низкого возрастного порога объясняется тем, что во многих развивающихся странах уровень детской занятости весьма высокий.

Информация о работе Государственное управление сферой трудовой занятости на примере "Центр занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга"