Государственное управление сферой трудовой занятости на примере "Центр занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении особенности государственного управления сферой трудовой занятости населения в России и разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ по снижению уровня безработицы.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления занятостью населения
- проанализировать систему управления занятостью населения Санкт-Петербурга

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда как институт рыночной экономики .............................7
1.1. Основные понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «занятость» «рынок труда»……………………………………………………..7
1.2. Характеристика субъектов рынка труда ………………..………….……14
1.3. Занятость населения и безработица как факторы развития рынка труда.28
Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации……………………………………………………………………….37
2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда…………………..…37
2.2. Международные нормативно – правовые документы по регулированию занятости населения …………………………………………………………….42
2.3. Роль государственной службы занятости населения Российской
Федерации на современном этапе социально-экономического развития …..54
2.4. Полномочия органов государственной власти в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости граждан………60
Глава 3. Особенности государственного управления сферой трудовой
занятости в Санкт – Петербурге (на примере ГУ ЦЗН Приморского района Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга)………………………………………………………..……………68
3.1. Общая характеристика системы управления сферой трудовой занятости в Санкт – Петербурге……………………………………………………………..68
3.2 Анализ результативности действующих мероприятия по улучшению процессов занятости населения Санкт-Петербурга ….………………………78
3.3 Предложения по совершенствованию управления сферой занятости населения…………………………………………………………………………85
Заключение…………………………………………………………………….89
Библиографический список …………………………………………………94

Файлы: 1 файл

Давыдова Альфия диплом (1)(1).doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

В международных статистических стандартах говорится о том, что  термин «экономически активное население» может иметь два значения в зависимости от продолжительности периода, к которому оно применяется. Если определяется экономически активное население за короткий период, равный неделе или дню, то подразумевается население, активное в данный период, к которому применяется также термин «рабочая сила», если за длительный период - то подразумевается обычно активное население.

Население, активное в  данный период (или рабочая сила), - это наиболее часто используемый показатель, характеризующий численность экономически активного населения. Численность экономически активного населения является одним из показателей системы национальных счетов. Показателем оценки экономической активности населения является уровень экономической активности:

К экономически активному населению относятся не только занятые, но и безработные. Экономически активное население включает две категории - занятых и безработных. К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или  с ними расплачивались в натуральной  форме, а также иную работу, приносящую доход, самостоятельно или с компаньонами как с привлечением, так и без  привлечения наемных работников независимо от сроков получения посредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

б) временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпуска по инициативе администрации; забастовки и других причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Безработица - это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. В зависимости от причин, вызывающих безработицу, выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу.

Понятие «занятость» непосредственно связано с понятием «границы производства», так как в системе национальных счетов (СНС) определено, что занятыми следует считать лиц, которые участвуют в создании товаров и оказании услуг в пределах границ производства. Такой подход к определению занятости позволяет проводить совместный анализ показателей занятости и производства. При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа, согласно которому работы в течение одного часа в отчетном периоде в сфере экономической активности достаточно, чтобы это лицо было отнесено к числу занятых.

В международных стандартах уточняется, что к отчетному периоду  применяется критерий одной недели или одного дня. В России при обследовании занятости к числу занятых  относятся лица, работавшие один час  и более в обследуемую неделю.

Применение критерия одного часа вызвано тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, включая краткосрочную, случайную и другие виды нерегулярной занятости. Это позволяет определять суммарные затраты труда, которые в экономическом анализе соотносятся с размерами продукции, доходами от экономической деятельности и другими величинами.

В случае если в числителе  стоит общее число безработных, то получают коэффициент безработицы  по методологии МОТ, а если в числителе  стоит численность официально зарегистрированных безработных, то получают коэффициент официально зарегистрированной безработицы.

Важнейшими задачами статистики труда являются изучение численности и состава работников, их квалификации и оплаты труда, а  также уровня эффективности использования трудовых ресурсов и рабочего времени, выявление непроизводительных затрат труда, уровня трудовой и производственной дисциплины, уровня текучести кадров.

В этих условиях с учетом наметившегося сокращения трудовых ресурсов и повышения уровня занятости населения старших возрастных групп стоит задача привлечения рабочей силы на национальный рынок труда, включая и региональный его разрез, имея в виду внешнюю трудовую миграцию17.

Приведем классификацию экономически активного населения по статусу в занятости. Классификация населения по статусу в занятости, действующая в российской статистике, полностью согласуется с Международной классификацией статуса занятых. По статусу в занятости определяется социальное положение индивидума в обществе. В классификаторе по статусу в занятости распределяются работы, выполняемые индивидами в определенный момент времени, при этом учитывается явный или подразумеваемый трудовой договор с другими индивидами или организациями. Основным критерием при определении статуса в занятости служит степень экономического риска, элементом которого является вид взаимоотношения лица, наделенного определенными полномочиями (в пределах установленных обязанностей), с другими работниками или предприятиями.

Группы по статусу  в занятости определяются с учетом различия между работой по найму, с одной стороны, и работой на собственном предприятии (самозанятостью), с другой.

Работа по найму - это вид трудовой деятельности, при которой заключается трудовой договор, гарантирующий лицу, выполняющему работу по найму, вознаграждение, прямо не зависящее от дохода предприятия или организации. При этом основные фонды и активы являются собственностью других лиц.

Работа на собственном предприятии - это вид трудовой деятельности, при котором вознаграждение прямо зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лица, занимающиеся такой деятельностью, принимают управленческие решения или делегируют их принятие другим лицам, сохраняя за собой ответственность за деятельность предприятия. К самозанятому населению относятся: работодатели, лица, работающие на индивидуальной основе, члены коллективных предприятий и неоплачиваемые работники семейных предприятий.

Становление информационного  общества, где важнейшую роль играет творчество, инициатива работников, привело в явное противоречие прежние «положительные» качества социалистического труженика с перспективами развития производства. Динамика характеристик среды требует смены социальных эталонов, особенно тогда, когда происходят трансформации и инверсии содержания категории значимости.

Сейчас, когда государство  уже перестало полностью управлять  экономикой, а рыночный механизм еще  не заработал, потери от нерационального  распределения трудовых ресурсов особенно велики. Поэтому проблема рационального распределения трудоспособного населения по сферам общественно-полезной деятельности и оптимальной занятости должна превратиться в задачу государственной важности.

 

Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации

 

2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда

 

Регулирующие воздействия  на процессы на рынке труда и в  сфере занятости, осуществляются как  на федеральном, так и на региональном уровня. Функции государственного регулирования  процессов занятости являются составной частью общих функций развития экономики:18

Функция предплановых исследований и стратегического анализа системы занятости в себя включает:

-изучение и прогнозирование  сегментов рынка труда и занятости  населения;

-разработку стратегии  управления человеческими ресурсами с учетом перспектив удовлетворения рыночных потребностей;

-прогнозирование, планирование  потребности в рабочей силе;

-анализ предложения  рабочей силы в территориально-отраслевом  и профессионально-квалификационном  разрезе;

-анализ целевых показателей динамики занятости населения;

-диагностику системы  комплектования штатов предприятий  желаемой рабочей силой с учетом  интересов региона в распределении  трудовых ресурсов;

-выявление возможностей  повышения конкурентоспособности  носителям рабочей силы с учетом ее потребителей;

-разработку направлений  по стимулированию создания рабочих  мест и участков с режимом  неполного рабочего дня, развития  надомного труда;

-определение уровней  формирования потребительной стоимости  рабочей силы с учетом потребительского спроса на нее.

За последнее время  количество безработных граждан  неукоснительно растет. В современных условиях развитие и совершенствование рынка труда невозможно без помощи, содействия, регулирующих воздействий вспомогательных органов и организаций, призванных обеспечить сближение спроса и предложения рабочей силы, эффективное использование рабочих мест и ищущих работу граждан, осуществлять подготовку трудового потенциала для работы в экономике.

Задачами функции профессиональной ориентации и профессиональной подготовки являются:

-трансформация системы  профессиональной подготовки с  учетом требований рынка к потребительной стоимости рабочей силы;

-профессиональное просвещение  трудоспособных граждан общества  как условие непосредственного  подведения их к выбору и овладению профессией, по которой существует рыночная потребность;

-методическое руководство  по выявлению и изучению ценностных  ориентаций, интересов, способностей  инвалидов;

-профессиональное воспитание  как метод формирования профессионально значимых мотивов к труду;

-содействие формированию  сознательной, устойчивой профессиональной  направленности и готовности  трудоспособных инвалидов к труду;

-проведение социологических  исследований в области профориентации;

-обеспечение научно-методического  руководства профориентационной работой;

-содействие развитию  творческого содружества между  профессиональными учебными заведениями, предприятиями и общеобразовательными школами;

-содействие рациональной  профессиональной адаптации на  рабочем месте.

К функции обеспечения  мобильности рабочей силы относятся:19

-методическое руководство  по расстановке кадров в регионе  с учетом рыночной потребности  в рабочей силе;

-методическое руководство по управлению профессиональной адаптацией работников, ротацией кадров, формированию стабильного персонала;

-исследование причин  движения кадров в регионе;

-внедрение нетрадиционных  форм организации распределения  и перераспределения, использования  трудовых ресурсов;

-изучение текущих  проблем развития кадров, внутрифирменных  перемещений;

-разработка методики  оценки и планирования качества  трудовой жизни в регионе на  предприятии;

-разработка подходов  к формированию кадрового резерва  в целях рационального перераспределения и использования работников.

Существуют функции, которые выступают в качестве обеспечивающих в системе эффективной занятости:

-кадровое обеспечение,  представленное совокупностью действий  по подготовке, переподготовке, повышению  квалификации, подбору, расстановке кадров в рассматриваемой системе;

-научно-методическое  обеспечение, включающее повышение  уровня обоснования различных  фирм и направлений маркетинговой  деятельности на рынке труда;

-правовое обеспечение;

-финансовое обеспечение.

Усложнение экономики, изменение ее структуры, рост количества хозяйствующих субъектов, многообразие интересов субъектов рынка труда неизбежно ведут к расширению спектра применяемых уже в современных условиях методов регулирования процессов занятости населения. Реализация целей эффективного воспроизводства рабочей силы предполагает разработку методов и средств регулирования этого процесса. Средства регулирования воспроизводства рабочей силы подразделяется на правовые; организационно-административные; экономические; информационные; социально-психологические.

Механизм управления воспроизводством рабочей силы включает в себя следующие элементы:

1) правовое обеспечение (законодательные и другие нормативные акты, дающие возможность гражданам трудоустроиться в избранной сфере согласно призванию, способностям, образованию, регламентирующие структуру расходов на образование, рост квалификационного потенциала, отчисления в фонды, направленные на рост качества рабочей силы и т.д.);

2) экономические средства  регулирования:

-прогнозирование и программирование;

-финансирование;

-кредитование;

-налоговая политика;

-система стимулирования  хозяйственной деятельности;

-система штрафных  санкций;

-антимонопольная политика  и др.

3) организационные средства  управления:

-государственный заказ на подготовку различного вида кадров;

Информация о работе Государственное управление сферой трудовой занятости на примере "Центр занятости населения Приморского района Санкт-Петербурга"