Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:25, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в изучении особенности государственного управления сферой трудовой занятости населения в России и разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ по снижению уровня безработицы.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления занятостью населения
- проанализировать систему управления занятостью населения Санкт-Петербурга
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда как институт рыночной экономики .............................7
1.1. Основные понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «занятость» «рынок труда»……………………………………………………..7
1.2. Характеристика субъектов рынка труда ………………..………….……14
1.3. Занятость населения и безработица как факторы развития рынка труда.28
Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации……………………………………………………………………….37
2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда…………………..…37
2.2. Международные нормативно – правовые документы по регулированию занятости населения …………………………………………………………….42
2.3. Роль государственной службы занятости населения Российской
Федерации на современном этапе социально-экономического развития …..54
2.4. Полномочия органов государственной власти в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости граждан………60
Глава 3. Особенности государственного управления сферой трудовой
занятости в Санкт – Петербурге (на примере ГУ ЦЗН Приморского района Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга)………………………………………………………..……………68
3.1. Общая характеристика системы управления сферой трудовой занятости в Санкт – Петербурге……………………………………………………………..68
3.2 Анализ результативности действующих мероприятия по улучшению процессов занятости населения Санкт-Петербурга ….………………………78
3.3 Предложения по совершенствованию управления сферой занятости населения…………………………………………………………………………85
Заключение…………………………………………………………………….89
Библиографический список …………………………………………………94
В международных статистических стандартах говорится о том, что термин «экономически активное население» может иметь два значения в зависимости от продолжительности периода, к которому оно применяется. Если определяется экономически активное население за короткий период, равный неделе или дню, то подразумевается население, активное в данный период, к которому применяется также термин «рабочая сила», если за длительный период - то подразумевается обычно активное население.
Население, активное в данный период (или рабочая сила), - это наиболее часто используемый показатель, характеризующий численность экономически активного населения. Численность экономически активного населения является одним из показателей системы национальных счетов. Показателем оценки экономической активности населения является уровень экономической активности:
К экономически активному населению относятся не только занятые, но и безработные. Экономически активное население включает две категории - занятых и безработных. К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход, самостоятельно или с компаньонами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников независимо от сроков получения посредственной оплаты или дохода за свою деятельность;
б) временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпуска по инициативе администрации; забастовки и других причин;
в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
Безработица - это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. В зависимости от причин, вызывающих безработицу, выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу.
Понятие «занятость» непосредственно связано с понятием «границы производства», так как в системе национальных счетов (СНС) определено, что занятыми следует считать лиц, которые участвуют в создании товаров и оказании услуг в пределах границ производства. Такой подход к определению занятости позволяет проводить совместный анализ показателей занятости и производства. При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа, согласно которому работы в течение одного часа в отчетном периоде в сфере экономической активности достаточно, чтобы это лицо было отнесено к числу занятых.
В международных стандартах уточняется, что к отчетному периоду применяется критерий одной недели или одного дня. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю.
Применение критерия одного часа вызвано тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, включая краткосрочную, случайную и другие виды нерегулярной занятости. Это позволяет определять суммарные затраты труда, которые в экономическом анализе соотносятся с размерами продукции, доходами от экономической деятельности и другими величинами.
В случае если в числителе стоит общее число безработных, то получают коэффициент безработицы по методологии МОТ, а если в числителе стоит численность официально зарегистрированных безработных, то получают коэффициент официально зарегистрированной безработицы.
Важнейшими задачами
статистики труда являются изучение
численности и состава
В этих условиях с учетом наметившегося сокращения трудовых ресурсов и повышения уровня занятости населения старших возрастных групп стоит задача привлечения рабочей силы на национальный рынок труда, включая и региональный его разрез, имея в виду внешнюю трудовую миграцию17.
Приведем классификацию экономически активного населения по статусу в занятости. Классификация населения по статусу в занятости, действующая в российской статистике, полностью согласуется с Международной классификацией статуса занятых. По статусу в занятости определяется социальное положение индивидума в обществе. В классификаторе по статусу в занятости распределяются работы, выполняемые индивидами в определенный момент времени, при этом учитывается явный или подразумеваемый трудовой договор с другими индивидами или организациями. Основным критерием при определении статуса в занятости служит степень экономического риска, элементом которого является вид взаимоотношения лица, наделенного определенными полномочиями (в пределах установленных обязанностей), с другими работниками или предприятиями.
Группы по статусу в занятости определяются с учетом различия между работой по найму, с одной стороны, и работой на собственном предприятии (самозанятостью), с другой.
Работа по найму - это вид трудовой деятельности, при которой заключается трудовой договор, гарантирующий лицу, выполняющему работу по найму, вознаграждение, прямо не зависящее от дохода предприятия или организации. При этом основные фонды и активы являются собственностью других лиц.
Работа на собственном предприятии - это вид трудовой деятельности, при котором вознаграждение прямо зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лица, занимающиеся такой деятельностью, принимают управленческие решения или делегируют их принятие другим лицам, сохраняя за собой ответственность за деятельность предприятия. К самозанятому населению относятся: работодатели, лица, работающие на индивидуальной основе, члены коллективных предприятий и неоплачиваемые работники семейных предприятий.
Становление информационного общества, где важнейшую роль играет творчество, инициатива работников, привело в явное противоречие прежние «положительные» качества социалистического труженика с перспективами развития производства. Динамика характеристик среды требует смены социальных эталонов, особенно тогда, когда происходят трансформации и инверсии содержания категории значимости.
Сейчас, когда государство
уже перестало полностью
Глава 2. Механизмы регулирования занятости населения в Российской Федерации
2.1. Методы регулирования отношений на рынке труда
Регулирующие воздействия на процессы на рынке труда и в сфере занятости, осуществляются как на федеральном, так и на региональном уровня. Функции государственного регулирования процессов занятости являются составной частью общих функций развития экономики:18
Функция предплановых исследований
и стратегического анализа сист
-изучение и прогнозирование
сегментов рынка труда и
-разработку стратегии управления человеческими ресурсами с учетом перспектив удовлетворения рыночных потребностей;
-прогнозирование,
-анализ предложения
рабочей силы в территориально-
-анализ целевых показателей динамики занятости населения;
-диагностику системы
комплектования штатов
-выявление возможностей
повышения
-разработку направлений
по стимулированию создания
-определение уровней
формирования потребительной
За последнее время количество безработных граждан неукоснительно растет. В современных условиях развитие и совершенствование рынка труда невозможно без помощи, содействия, регулирующих воздействий вспомогательных органов и организаций, призванных обеспечить сближение спроса и предложения рабочей силы, эффективное использование рабочих мест и ищущих работу граждан, осуществлять подготовку трудового потенциала для работы в экономике.
Задачами функции
-трансформация системы профессиональной подготовки с учетом требований рынка к потребительной стоимости рабочей силы;
-профессиональное просвещение
трудоспособных граждан
-методическое руководство
по выявлению и изучению
-профессиональное воспитание
как метод формирования
-содействие формированию
сознательной, устойчивой профессиональной
направленности и готовности
трудоспособных инвалидов к
-проведение социологических
исследований в области
-обеспечение научно-
-содействие развитию творческого содружества между профессиональными учебными заведениями, предприятиями и общеобразовательными школами;
-содействие рациональной профессиональной адаптации на рабочем месте.
К функции обеспечения мобильности рабочей силы относятся:19
-методическое руководство
по расстановке кадров в
-методическое руководство по управлению профессиональной адаптацией работников, ротацией кадров, формированию стабильного персонала;
-исследование причин движения кадров в регионе;
-внедрение нетрадиционных
форм организации
-изучение текущих проблем развития кадров, внутрифирменных перемещений;
-разработка методики
оценки и планирования
-разработка подходов
к формированию кадрового
Существуют функции, которые выступают в качестве обеспечивающих в системе эффективной занятости:
-кадровое обеспечение,
представленное совокупностью
-научно-методическое
обеспечение, включающее
-правовое обеспечение;
-финансовое обеспечение.
Усложнение экономики, изменение ее структуры,
рост количества хозяйствующих субъектов,
многообразие интересов субъектов рынка
труда неизбежно ведут к расширению спектра
применяемых уже в современных условиях
методов регулирования процессов занятости
населения. Реализация целей эффективного
воспроизводства рабочей силы предполагает
разработку методов и средств регулирования
этого процесса. Средства регулирования
воспроизводства рабочей силы подразделяется
на правовые; организационно-
Механизм управления воспроизводством рабочей силы включает в себя следующие элементы:
1) правовое обеспечение (
2) экономические средства регулирования:
-прогнозирование и программирование;
-финансирование;
-кредитование;
-налоговая политика;
-система стимулирования хозяйственной деятельности;
-система штрафных санкций;
-антимонопольная политика и др.
3) организационные средства управления:
-государственный заказ на подготовку различного вида кадров;