Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:28, дипломная работа
Цель работы: изучить на практическом материале и дать оценку методике и организации учета и анализа средств на оплату труда, разработать рекомендации по совершенствованию учетно-аналитической работы, использование ЭВМ в учете и анализе, изыскание ресурсов эффективного использования средств на оплату труда. А также проверка соблюдения штатно-сметной дисциплины, ревизия правильности и своевременности расчетов с работниками, эффективность использования средств на оплату труда.
Введение…………………………………………………………………………... 5
1 Организация подготовки аудиторской проверки……………………………….
7
1.1. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами………………………………………………………………………...
7
1.2. Договор и оценка стоимости на оказание аудиторских услуг………………………………………………………………………………
8
1.3. Нормативно- правовое обеспечение и основные источники литературы по учету и аудиту фонда заработной платы и их краткий обзор……………………………………..................................................................
10
2 Организация учета фонда заработной платы………………………................... 14
2.1. Состав фонда заработной платы и его учет……………………………………. 14
2.2. Первичная документация по начислению заработной платы и порядок ее прохождения 18
2.3. Порядок расчета заработной платы и других выплат…………………………...............................................................................
22
2.4. Синтетический и аналитический учет расчетов с работниками предприятия……………………………………………………………………….
27
2.5. Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету фонда заработной платы…………………………………………………………………
28
2.6. Учет фонда заработной платы с использованием ЭВМ……………………….. 33
3 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда………………………………… 36
3.1 Задачи и источники проверки операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………….............................
36
3.2 План и программа аудиторской проверки…………………………………. 36
3.3 Аудит операций по начислению заработной платы………………………. 40
3.4 Аудит операций по удержаниям из заработной платы………………………………………………………………………….
46
3.5 Аудит операций по расчетам с Фондом социальной защиты населения………………………….................................................................. 49
3.6 Оценка результатов проверки расчетов с персоналом по оплате труда, порядок оформления и представления аудиторского заключения…………………………………………………………................
55
Заключение ………………………………………………………………......
Список использованных источников……………………………………….
а) реальные трудозатраты;
б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущем расчетом;
в) уровень существенности;
г) проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская
организация определяет способ
проведения аудита на
Таблица 3.1.Общий план инициативного аудита расчетов по заработной плате в СП ООО «Белеврострой»
Проверяемая организация | СП ООО «Белеврострой» |
Период аудита | 03.01.2009г.-14.01.2009г. |
Количество человеко-часов | 40 |
Руководитель аудиторской группы | Пономарева Е.В. |
Состав аудиторской группы | ПономареваЕ.В.,
Буров А.Н. |
Планируемый аудиторский риск | 3% |
Планируемый уровень
существенности |
75 млн.руб. | ||||
№ | Планируемые виды работ | Период | Исполнитель | Прим. | |
1. | Общая оценка организации, достоверности расчетов и учета по заработной плате | 03.01. | Пономарева Е.В. | ||
2. | Разработка методики корректировки организации учета заработной платы | 04.01.-05.01. | Буров А.Н. | ||
3. | Формирование таблиц пересчета показателей расчетов по заработной плате и разработка корректирующих проводок | 08.01- 09.01. | Буров А.Н. | ||
4. | Определение количественного
влияния выявленных отклонений
на показатели отчетности |
10.01-
12.01 |
Буров А.Н. | ||
5. | Оформление результатов проверки | 14.01. | Пономарева Е.В. Буров А.Н. |
Руководитель аудиторской фирмы _____________ Буров А.В.
Руководитель аудиторской группы _____________ Пономарева Е.В.
Программа аудита является
Программа документально
Таблица 3.2.Программа
заработной плате в СП ООО «Белеврострой»
Проверяемая организация | СПООО «Белеврострой» | ||||
Период аудита | 03.01.2009г. - 14.01.2009г. | ||||
Количество человеко-часов | 40 | ||||
Руководитель аудиторской группы | Пономарева Е.В. | ||||
Состав аудиторской группы | Пономарева Е.В., Буров А.Н. | ||||
Планируемый аудиторский риск | 3% | ||||
Планируемый уровень
существенности |
75 млн.руб. | ||||
№ п/п | Перечень аудиторских процедур по разделам аудита, рабочая документация | Период проведения | Исполнитель |
Рабочая документация | |
1. | Анализ организации хозяйственной деятельности предприятия и методика расчета и учета з/пл. | 03.01 | Пономарева Е.В | Аналитичес
кий обзор | |
2. | Разработка аналитических таблиц для пересчета начисленной з/пл. | 04.01-05.01 | Буров А.Н | Аналитичес
кие таблицы | |
3. | Проверка состава ФОТ их распределения и достоверности отражения на счетах бухгалтерского учета | 08.01-09.01 | Буров А.Н | Аналитичес
кие таблицы | |
4 | Обобщение пересчета за проверяемый период | 10.01-12.01 | Буров А.Н | Аналитичес
кие таблицы | |
5. | Подготовка и печать отчета | 14.01 | Пономарева Е.В.,Буров А.Н. | Отчет |
Руководитель аудиторской фирмы _____________ Буров А.В.
Руководитель аудиторской группы _____________ Пономарева Е.В.
Рабочие документы по
предприятие является малым по своему статусу и экономическим параметрам;
объект проверки узконаправленный;
организация использует компьютерный учет и бухгалтерскую программу 1С.
План и программа проверки были разработаны на основании заключенного договора, в котором отражены задачи и цели аудита. В ходе проведения проверки были использованы следующие рабочие документы:
составленный в удобной форме перечень нормативных документов, необходимый для проведения проверки и позволяющий оперативно найти ответ на возникший вопрос;
составленный в расширенной форме перечень ответов аудитора по тематике проведения проверки;
использованы
учредительные документы
3.3 Аудит
операций по начислению заработной платы
Проверка расчетов и выплат по зарплате проводится по двум направлениям: обоснованность, своевременность, правильность начислений оплаты труда и выплат стимулирующего характера и производимых удержаний. Для этого необходимо ознакомиться с Коллективным договором, Положением об оплате труда и (или), положением о загранкомандировках в данной организации, штатным расписанием, должностными инструкциями, графиком отпусков и т.п. Проверку начинают с установления соответствия показателей аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в главной книге и бухгалтерского баланса на одну и ту же дату, сверяется сальдо по сч. 70 на 1-е число месяца в книге и в балансе организации с итоговыми суммами (суммами к выдаче) расчетно-платежных ведомостей. После этого определяется правильность и обоснованность сумм, направляемых организацией на потребление и использование средств оплаты труда по направлениям затрат. Они группируются по трем основным направлениям:
По данным первичных документов и записей по счетам 20, 23, 25, 26, 44 и др. проверяются правильность выплат. По кредиту сч. 70 и записям в журнале-ордере 10 и контролируются выплаты, непосредственно не связанные с оплатой труда (премии за счет средств специального назначения, оплата путевок и т.п.). Объектом контроля является правильность отражения в учете начисляемых к выплате доходов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество организации.
Организации
обязаны обеспечивать сохранность
документов, явившихся основанием по
расчетам с работниками по заработной
плате. В соответствии со ст. 465 Перечня
типовых документов органов государственной
власти и управления, учреждений, организаций
и предприятий Республики Беларусь по
организации системы управления, ценообразованию,
финансам, страхованию, управлению государственным
имуществом, приватизации, внешнеэкономическим
связям с указанием сроков хранения, утвержденного
постановлением Государственного комитета
по архивам и делопроизводству Республики
Беларусь 06.08.2001 № 38 (с учетом изменений,
внесенных постановлением Комитета по
архивам и делопроизводству при Совете
Министров Республики Беларусь от 28.04.2004
№ 4) для таких документов установлены
следующие сроки хранения (табл. 3.2):
Таблица 3.2 Сохранность документов, являющихся основанием для начисления заработной платы
Наименование документа | Срок хранения документов | Примечание | ||||
в учреждениях, организациях, на предприятиях, являющихся источниками комплектования государственных архивов | в учреждениях, организациях, на предприятиях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов | |||||
Положения о структурных подразделениях учреждений, организаций, предприятий | Постоянно | 10 лет | При условии замены новыми | |||
должностные инструкции | 3 года | 3 года | После замены новыми; типовые постоянно по месту утверждения | |||
Постановления, приказы, распоряжения и приложения к ним: | ||||||
о предоставлении отпусков, взысканиях, назначении дежурных, командировках | 3 года | 3 года | После проведения налоговой проверки | |||
о приеме, перемещении, увольнении, поощрении, премировании кадров, длительных и зарубежных командировках | 75 лет | 75 лет | ||||
Статистические отчеты, сведения, таблицы по основным видам (направлениям) деятельности: | ||||||
годовые и составленные за ряд лет | Постоянно | 10 лет | ||||
полугодовые, квартальные | 3 года | 3 года | При отсутствии годовых – постоянно | |||
Окончание таблицы 3.2 | ||||||
Месячные | 1 год | 1 год | При отсутствии годовых, полугодовых и квартальных – постоянно | |||
Штатные расписания и изменения к ним | -»- | -»- | ||||
Отчеты о финансово-хозяйственной (финансово-производственной) деятельности, приложения и объяснительные записки к ним: | ||||||
Годовые | Постоянно | 10 лет | ||||
Квартальные | 3 года | 3 года | ||||
Документы о выплате пособий, пенсий, листов нетрудоспособности по социальному страхованию (копии отчетов, выписки из протоколов, заключения) | -»- | -»- | После проведения налоговой проверки | |||
Сведения и переписка об учете фондов, лимитов заработной платы и контроле за их распределением, расчетах по перерасходу и задолженности по заработной плате, удержаниях из заработной платы, из средств социального страхования, выплате отпускных и выходных пособий, наложении и взыскании штрафов, приеме, сдаче, списании материальных ценностей и других вопросах | -»- | -»- | То же | |||
Учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, разработочные таблицы и др.) | -»- | -»- | При условии завершения ревизии и после проведения налоговой проверки. В случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел сохраняются до вынесения окончательного решения |
Примечание:
Источник: [24, с. 14]
Сроки и дни выплаты заработной платы устанавливаются в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не позднее трех недель, следующих за отработанным (расчетным) месяцем, т.е. 21-го числа месяца, следующего за отработанным (расчетным) месяцем.
При
совпадении сроков выплаты заработной
платы с выходными днями или
государственными праздниками и
праздничными днями она должна производиться
накануне их [19].
Следовательно, в коллективном договоре необходимо предусмотреть, например, срок выплаты заработной платы за первую половину месяца – 20-го числа текущего (расчетного) месяца, за вторую – 10-го числа месяца, следующего за отработанным (расчетным) месяцем. Закрепленный таким образом срок выдачи денежных средств на заработную плату согласовывается с обслуживающим банком и на его основе составляется график ее выплаты. В небольших по численности организациях такой график не составляется.
Как же поступить в случаях, когда работник отправляется в отпуск (ему начислены отпускные), увольняется (начислена компенсация за неиспользованный отпуск), работнику оказывается материальная помощь, выплачивается премия к юбилейной дате, родственникам умершего работника причитается пособие на погребение и т.д. Такие выплаты могут производиться в другие сроки.
Среднемесячный заработок за время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала отпуска. При ликвидации юридического лица расчеты по оплате труда работников производятся в первую очередь (после капитализации соответствующих повременных платежей, причитающихся в связи с ответственностью этого юридического лица за причинение вреда жизни или здоровью гражданина).
На практике довольно часто нарушаются сроки расчетов с увольняющимся работником по причинам, связанным с задолженностью по возмещению вреда, расчетом с общежитием, оформлением обходного листа и т.д. Наниматель «привязывает» эти выплаты к окончательным расчетам по заработной плате. Такие действия нанимателя являются неправомочными .
Согласно ст. 77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал (например, был в отпуске), то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете. В случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении сумм работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день просрочки.