Исследование организации учёта фонда заработной платы и аудит расчетов с персоналом по оплате труда (на примере СП ООО «Белеврострой»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить на практическом материале и дать оценку методике и организации учета и анализа средств на оплату труда, разработать рекомендации по совершенствованию учетно-аналитической работы, использование ЭВМ в учете и анализе, изыскание ресурсов эффективного использования средств на оплату труда. А также проверка соблюдения штатно-сметной дисциплины, ревизия правильности и своевременности расчетов с работниками, эффективность использования средств на оплату труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 5
1 Организация подготовки аудиторской проверки……………………………….
7
1.1. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами………………………………………………………………………...
7
1.2. Договор и оценка стоимости на оказание аудиторских услуг………………………………………………………………………………
8
1.3. Нормативно- правовое обеспечение и основные источники литературы по учету и аудиту фонда заработной платы и их краткий обзор……………………………………..................................................................

10
2 Организация учета фонда заработной платы………………………................... 14
2.1. Состав фонда заработной платы и его учет……………………………………. 14
2.2. Первичная документация по начислению заработной платы и порядок ее прохождения 18
2.3. Порядок расчета заработной платы и других выплат…………………………...............................................................................
22
2.4. Синтетический и аналитический учет расчетов с работниками предприятия……………………………………………………………………….
27
2.5. Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету фонда заработной платы…………………………………………………………………
28
2.6. Учет фонда заработной платы с использованием ЭВМ……………………….. 33
3 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда………………………………… 36
3.1 Задачи и источники проверки операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………….............................
36
3.2 План и программа аудиторской проверки…………………………………. 36
3.3 Аудит операций по начислению заработной платы………………………. 40
3.4 Аудит операций по удержаниям из заработной платы………………………………………………………………………….
46
3.5 Аудит операций по расчетам с Фондом социальной защиты населения………………………….................................................................. 49
3.6 Оценка результатов проверки расчетов с персоналом по оплате труда, порядок оформления и представления аудиторского заключения…………………………………………………………................

55
Заключение ………………………………………………………………......
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

дипл 1100.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

     2.5 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету фонда заработной платы 

     Исторически сложилось так, что международные  стандарты финансовой отчетности (МСФО) стали разрабатываться, ориентируясь на потребности транснациональных  корпораций. Экономические интересы этих корпораций распространялись на разные страны, имеющие неодинаковый уровень развития и свои национальные (зачастую складывавшиеся в течение длительного времени) традиции ведения бухгалтерского учета. Открытие филиалов, дочерних предприятий, представительств и просто самостоятельных предприятий в других странах выдвинуло перед международными компаниями проблему существенных различий в порядке ведения бухгалтерского учета, оценке различных статей баланса, налогового законодательства и т.п. Недостаточная прозрачность отчетов, несопоставимость отчетных данных, различные подходы в формировании финансовых результатов затрудняли определение объективного финансового положения этих подразделений, а также составление сводных годовых отчетов по корпорации в целом. Это, в свою очередь, не позволяло менеджерам принимать оптимальные управленческие решения.

     Разработкой единых подходов к велению бухгалтерского учета вот уже более 25 лет занимается Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (далее – Комитет) со штаб-квартирой в Лондоне, который сформулировал цели создания МСФО:

  • формировать и публиковать учетные стандарты, которые должны приниматься во внимание при составлении финансовой отчетности, и тем самым способствовать их принятию и соблюдению во всем мире;
  • работать  в целом над улучшением и гармонизацией  правил, учетных стандартов и процедур, касающихся представления финансовой отчетности.

     Изначально  Комитетом определено, что каждый из стандартов должен представлять собой  краткое и простое изложение какого-либо аспекта финансовой отчетности с пояснением, каким образом должны оцениваться отдельные ее статьи, а также содержать минимум информации, которую каждый стандарт должен раскрывать.

     Международные стандарты используют при составлении отчетности около 40 тыс. транснациональных корпораций во многих странах мира. Применение МСФО компаниями, чьи акции имеют международную котировку, является обязательным условием для участия в работе большинства фондовых бирж мира. Кроме того, МСФО рассматриваются как основа для гармонизации финансовой отчетности внутри Европейского союза, что является одним из условий выхода на европейский рынок капитала.

     Все международные стандарты можно  разделить на определенные группы. Первую группу составляют стандарты, определяющие учетную политику компании. К ним относятся:

  • МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»;
  • МСФО 8 «Чистая  прибыль или убыток за период, фундаментальные  ошибки и изменения в учетной  политике»;
  • МСФО 10 «Условные  события и события, произошедшие после отчетной даты»;
  • МСФО 14 «Сегментация отчетности»;
  • МСФО 22 «Объединение компаний»;
  • МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах».

     Основным  содержанием стандартов данной группы является определение основополагающих учетных принципов и принципов  построения отчетности, рассмотрение неожиданных фактов, которые могут повлиять на показатели отчетности, и информации об аффилированных лицах; разделение финансовых результатов и активов по отраслям, регионам, рынкам сбыта; формирование отчетности материнской компании и дочерних предприятий.

     Вторую  группу составляют стандарты по материальным ценностям и нематериальным активам. В ее состав входят следующие стандарты:

  • МСФО 2 «Запасы»;
  • МСФО 4 «Учет  амортизации»;
  • МСФО 16 «Основные  средства»;
  • МСФО 17 «Аренда»;
  • МСФО 38 «Нематериальные активы»;
  • МСФО 39 «Финансовые  инструменты: признание и оценка».
  1. Такие стандарты  определяют основные подходы к формированию стоимости и организации учета  активов предприятия.
  2. В третью группу объединены стандарты, касающиеся движения денежных потоков. Сюда входят:
  • МСФО 7 «Отчеты  о движении денежных потоков»;
  • МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен»;
  • МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов»;
  • МСФО 29 «Финансовая  отчетность в условиях гиперинфляции»;
  • МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов».

     Их  назначение – раскрыть основные принципы построения отчета о движении денежных средств, учета курсовых разниц, отражения в отчетности инфляционных процессов, а также принципы формирования отчетности банков.

     Еще одна группа – стандарты, регулирующие учет инвестиций. В эту группу входят:

  • МСФО 9 «Затраты на исследования и разработки»;
  • МСФО 11 «Договоры  подряда»;
  • МСФО 23 «Затраты по займам»;
  • МСФО 25 «Учет  инвестиций»;
  • МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании»;
  • МСФО 28 «Учет  инвестиций в ассоциированные компании».

     Эти стандарты устанавливают основные подходы к организации учета  и составлению отчетности по инвестиционной деятельности компании.

     Последняя группа – стандарты, касающиеся налогов, ценных бумаг и финансовых показателей. В ее состав включаются:

  • МСФО 12 «Налоги  на прибыль»;
  • МСФО 18 «Выручка»;
  • МСФО 19 «Вознаграждения  работникам»;
  • МСФО 20 «Учет  правительственных субсидий и раскрытие  информации о правительственной  помощи»;
  • МСФО 26 «Учет  и отчетность по программам пенсионного  обеспечения»;
  • МСФО 31 «Финансовая  отчетность об участии в совместной деятельности»;
  • МСФО 32 «Финансовые  инструменты: раскрытие и представление  информации»;
  • МСФО 33 «Прибыль на акцию».

     Перечисленные стандарты дают представление о  таких понятиях, как учетная и налогооблагаемая прибыль, принципы формирования выручки компании, организации учета и представления в отчетности правительственных субсидий, программ пенсионного обеспечения, совместной деятельности, а также принципы расчета и представления информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, что крайне важно для сопоставления результатов деятельности различных компаний в одном и том же периоде, а также результатов деятельности одной компании в различных отчетных периодах.

       На сегодняшний день большинство  белорусских государственных чиновников, деятельность которых так или иначе связана с бухгалтерским учетом, практикующих бухгалтеров, менеджеров, ученых-экономистов понимает необходимость адаптации действующей в республике системы бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности. Во-первых, без этого невозможно привлечение сколько-нибудь серьезных инвестиций и формирование открытой рыночной экономики. Во-вторых, декларируемая цель по созданию союзного с Российской Федерацией государства, единого экономического пространства, перехода на единую валюту, а в перспективе и вступления в Европейское сообщество требует единых, понятных для всех его участников правил ведения бухгалтерского учета [33].

     Значительную  часть расходов большинства фирм составляет заработная плата. Работодатель обязан вести отчетность, подтверждающую обязательства по начислению заработной платы и удержаний из нее.

     Существуют 3 вида обязательств, связанных с  учетом заработной платы:

  1. задолженность по выплате заработной платы;
  1. задолженность по налогам, взимаемым с заработной платы;
  1. задолженность по прочим удержаниям из заработной платы.

     Учет  заработной платы различен для постоянных работников фирмы и совместителей. Совместители не являются сотрудниками данной фирмы, а предлагают услуги фирме за вознаграждение, но не находятся при этом под ее прямым наблюдением и контролем.

     Предприниматель по существующему законодательству обязан удержать определенную часть  заработка своих работников в  пользу государственных органов. Сюда относятся налоги, взимаемые по федеральному Закону о налогообложении в фонд социального страхования, федеральный подоходный налог и подоходный налог, установленный правительством того или иного американского штата.

     Определенные  удержания производят также в  интересах самих рабочих и служащих: удержания в пенсионный фонд, страховые взносы органам здравоохранения, профсоюзные взносы и некоторые другие.

     Федеральный Закон о налогообложении в  фонд социального страхования (FICA) устанавливает налог, взимаемый для финансирования социальной программы. Им облагаются как рабочие и служащие, так и предприниматели. В соответствии с действующим законодательством заработная плата рабочих и служащих облагается данным налогом лишь до определенного уровня, а сумма, превышающая этот уровень, налогообложению не подлежит.

             На федеральный подоходный налог (Federal income tax), который взимается пропорционально сумме заработной платы, приходится большая часть удержаний из заработной платы рабочих и служащих. Удержанный из заработка налог перечисляется в Налоговое управление. Сумма налога зависит от заработка и наличия у работника льгот по уплате того или иного вида налога. В соответствии с действующим законодательством все рабочие и служащие заполняют специальный бланк, где указывают все случаи освобождения от уплаты налогов. Каждый работник имеет право на освобождение от уплаты какого-либо одного взноса от своего имени и от имени каждого из своих иждивенцев. Налоговое управление предоставляет каждому предпринимателю специальные таблицы для расчета сумм удержаний.

     Подоходный  налог штата (State income tax). В большинстве американских штатов взимается свой подоходный налог. Порядок его удержания, как правило, тот же, что и для федерального налога.

     Прочие  удержания (other withholdings). На каждого работника предприятия открывается лицевой счет, в котором фиксируются все начисления и выплаты из заработной платы. Предприниматель несет ответственность за правильность расчетов суммы удержаний из заработной платы работников и за своевременный перевод их на счета соответствующих организаций.

     В обязанности каждого владельца  предприятия входит ведение документации, связанной с начислением и  выплатой заработной платы каждому  работнику. При расчете заработной платы немашинным способом используется специальная форма. Удержанные суммы переводятся в соответствующие органы, а рабочим или служащим ежегодно предоставляется справка – расчет суммы всех удержаний. Для учета заработной платы по всем работникам предприятия заполняется расчетная ведомость по заработной плате, в которой представлен подробный перечень всех сумм начисленной и выплаченной заработной платы.

     В расчетах по оплате труда наглядно проявляется принцип соответствия. Именно здесь видно, что расходами  фирмы является не выплата заработной платы, а ее начисление.

     Белорусская система учета расходов по оплате труда отличается гораздо большей  полнотой, нежели американская. Она  позволяет четко проследить по каждому  работнику всю начисленную заработную плату и все удержания из нее. Американская система учета позволяет увидеть только сумму, причитающуюся к выплате.

     Остановимся на отличиях белорусского учета расчетов в целом.

     Из  большого числа счетов расчетов в  американской бухгалтерии применяются  два счета: «Счета к получению» и  «Счета к оплате», один из которых предназначен для учета дебиторской, а другой – кредиторской задолженности. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

     Во-первых, на ранних стадиях развития бухгалтерского учета собственники регистрировали только то, что они должны получить от своих контрагентов, и не фиксировали то, что они должны сами, т.е. изначально учитывали дебиторскую и не учитывали кредиторскую задолженность.

     Во-вторых, применяемый в США вариант  ведения счетов предполагает не объединение  способом линейной записи в одном регистре моментов возникновения обязательства и его оплаты, а напротив, возникновение обязательства на материальных счетах, а его оплату – на счетах денежных средств (касса). Например, вместо активно-пассивного счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» используются 2 счета: «Счета к получению» и «Счета к оплате».

Информация о работе Исследование организации учёта фонда заработной платы и аудит расчетов с персоналом по оплате труда (на примере СП ООО «Белеврострой»)