Исследование организации учёта фонда заработной платы и аудит расчетов с персоналом по оплате труда (на примере СП ООО «Белеврострой»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить на практическом материале и дать оценку методике и организации учета и анализа средств на оплату труда, разработать рекомендации по совершенствованию учетно-аналитической работы, использование ЭВМ в учете и анализе, изыскание ресурсов эффективного использования средств на оплату труда. А также проверка соблюдения штатно-сметной дисциплины, ревизия правильности и своевременности расчетов с работниками, эффективность использования средств на оплату труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 5
1 Организация подготовки аудиторской проверки……………………………….
7
1.1. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами………………………………………………………………………...
7
1.2. Договор и оценка стоимости на оказание аудиторских услуг………………………………………………………………………………
8
1.3. Нормативно- правовое обеспечение и основные источники литературы по учету и аудиту фонда заработной платы и их краткий обзор……………………………………..................................................................

10
2 Организация учета фонда заработной платы………………………................... 14
2.1. Состав фонда заработной платы и его учет……………………………………. 14
2.2. Первичная документация по начислению заработной платы и порядок ее прохождения 18
2.3. Порядок расчета заработной платы и других выплат…………………………...............................................................................
22
2.4. Синтетический и аналитический учет расчетов с работниками предприятия……………………………………………………………………….
27
2.5. Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету фонда заработной платы…………………………………………………………………
28
2.6. Учет фонда заработной платы с использованием ЭВМ……………………….. 33
3 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда………………………………… 36
3.1 Задачи и источники проверки операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………….............................
36
3.2 План и программа аудиторской проверки…………………………………. 36
3.3 Аудит операций по начислению заработной платы………………………. 40
3.4 Аудит операций по удержаниям из заработной платы………………………………………………………………………….
46
3.5 Аудит операций по расчетам с Фондом социальной защиты населения………………………….................................................................. 49
3.6 Оценка результатов проверки расчетов с персоналом по оплате труда, порядок оформления и представления аудиторского заключения…………………………………………………………................

55
Заключение ………………………………………………………………......
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

дипл 1100.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

    г) обеспечение достижения цели аудиторской  проверки, несмотря на наличие риска  необнаружения существенных ошибок в бухгалтерском учете в связи  с выборочным характером применяемых  аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля.

    Обязательства руководства и сотрудников проверяемой  организации:

    а) предоставить для проверки все необходимые  документы;

    б) направить дебиторам и кредиторам письма о подтверждении (неподтверждении) соответствующей задолженности;

    в) обеспечить свободный доступ к компьютерной базе данных;

    г) предоставлять все необходимые  разъяснения по возникающим у  аудиторов вопросам. 

    1.2 Договор и оценка стоимости  на оказание аудиторских услуг 

    В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» (ОКРБ 005-2006), утвержденным и введенным в действие с 1 апреля 2007 г. постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, оказывать услуги в области бухгалтерского учета и консультационные услуги по вопросам коммерческой деятельности и управления могут организации (индивидуальные предприниматели), у которых в уставах закреплены следующие виды деятельности:   

Код группировки Наименование  группировки и ее описание
7412 Деятельность  в области бухгалтерского учета  и аудита
7414 Консультирование  по вопросам коммерческой деятельности и управления
 

  

    Если  заключается договор на ведение  бухгалтерского учета, то организация-заказчик может принять решение о передаче специализированной организации всей бухгалтерии или только определенных участков.

    Оказание  услуг в области бухгалтерского учета и консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления следует оформить договором оказания возмездных услуг. В договоре оговариваются все существенные условия договора, обязанности сторон, порядок оплаты оказанных услуг.

Аудиторские организации должны соблюдать нормы п.26 Правил № 100, которыми установлено, что оказание сопутствующих услуг осуществляется в соответствии с договором, заключенным согласно правилу аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг», утвержденному постановлением Минфина РБ от 31.10.2001 № 106. К договору может прилагаться задание на оказание сопутствующих аудиту услуг.

    При заключении договора следует оговорить и размер вознаграждения, который рассчитывается с учетом сформированных тарифов.

    На  выполняемые услуги специализированные организации обязаны составить  экономическое обоснование применяемых  тарифов в соответствии с Законом РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 31.12.2005 № 80-З), Указом Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РБ от 01.03.2007 № 116) и Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (с изменениями и дополнениями, внесенными в том числе постановлением Минэкономики РБ от 08.02.2006 № 24), постановлением Совета Министров РБ от 10.02.1999 № 209 и другими нормативными документами.

    При формировании тарифов по оказываемым  услугам в области бухгалтерского учета и консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления, по нашему мнению, специализированным организациям следует руководствоваться Инструкцией о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 30.04.2002 № 94 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минэкономики РБ от 24.05.2004 № 135). В соответствии с данной Инструкцией тарифы устанавливаются для всех видов аудиторских услуг, в т.ч. обязательных видов аудиторских услуг и услуг, сопутствующих аудиту.

    При формировании тарифов на аудиторские  услуги при проведении обязательной аудиторской проверки размер прибыли  на планируемый период определяется в размере не более 30% от себестоимости. Обязательный аудит предусмотрен Указом Президента РБ от 12.02.2004 № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом президента РБ от 01.03.2007 № 116). 

    Следует отметить, что на услуги по выполнению инициативного специального аудиторского задания (выполняемого в соответствии с правилами аудиторской деятельности «Отчет аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию», утвержденными постановлением Минфина РБ от 23.01.2002 № 8, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минфина РБ от 30.06.2005 № 84) и на услуги в области бухгалтерского учета и консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления размер прибыли не ограничен, т.е. может быть заложен уровень рентабельности свыше 30%. Аудиторским организациям предоставлено право устанавливать общий тариф для обязательного и инициативного аудита (с уровнем рентабельности в пределах 30%) или разные тарифы для них.

    Расчет  тарифа на услуги производится исходя из плановой (прогнозной) стоимости  и планового фонда рабочего времени (в человеко-часах или человеко-днях).

    Организации самостоятельно определяют статьи затрат, включаемые в расчет тарифа. Включение  затрат в себестоимость (состав затрат) производится в соответствии с основными  положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Минэкономики 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином 30.01.1998 № 3, Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8 и Минтрудом Республики Беларусь 30.01.1998 № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением от 07.06.2005 № 104/72/43/65).

    Как правило, для планирования берутся  скорректированные на предполагаемый уровень инфляции фактические затраты  предыдущего отчетного периода. Включение в стоимость всех видов  налогов и платежей производится в соответствии с действующим законодательством на момент установления тарифов.

    Согласно  основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), на себестоимость относятся  фактические затраты без учета  норм и нормативов.

    Расчеты подписываются главным бухгалтером (или экономистом) и утверждаются руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.  

    Стоимость по каждому договору оказания услуг  определяется исходя из тарифа на услуги и согласованного с субъектом  хозяйствования объема работ по договору. Индивидуальные предприниматели в соответствии с инструкцией о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги могут формировать тарифы на услуги на основании плановой величины дохода от предпринимательской деятельности и планового фонда рабочего времени либо исходя из документально подтвержденных расходов, плановой величины дохода от предпринимательской деятельности и планового фонда рабочего времени. Ограничение уровня рентабельности в 30% на индивидуальных предпринимателей также не распространяется.  

    1.3 Нормативно- правовое обеспечение и основные источники литературы по учету и аудиту фонда заработной платы и их краткий обзор 
 

  Вступившим  в силу с 26.07.1999 г. Трудовым Кодексом Республики Беларусь даны понятия таких терминов, как «оплата труда» и «заработная плата». Под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

    Инструкция  о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 N 123 (в редакции от 23.03.2009) вступила в силу 1 сентября 2009 г. Новые условия дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников коммерческих организаций, предусмотренные Инструкцией, значительно расширяют права нанимателей в вопросах организации оплаты труда работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. В то же время новые условия предполагают проведение в организациях мероприятий по пересмотру локальных нормативных правовых актов (трудовых договоров, контрактов, коллективных договоров, положений об оплате труда, штатных расписаний и др.) и внесению в них необходимых изменений и дополнений.

  Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности" от 18.12.2002г. N 164-3. Значение Закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы белорусского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Беларусь может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

  Закон был подготовлен рабочей группой  с участием представителей Минфина  Республики Беларусь, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов - практиков.

  Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены  правовые и нормативные положения  аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Он должен рассматриваться  в контексте других важнейших  правовых документов: гражданского кодекса , налогового кодекса , закона "О бухгалтерском учете и отчетности".

  Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25 июня 2001 г. N 42-3

  Учет  расчетов по оплате труда один из трудоемких в бухгалтерском учете, он занимает до 40 %  от всей учетной работы. В связи с этом в литературе авторами уделяется большое внимание вопросам организации заработной платы, синтетическому и аналитическому учету оплаты труда, а также контролю за начислением различных видов выплат.

    Как экономическая категория,  заработная плата в литературе  рассматривается авторами с разных  сторон.

  По  мнению Н. Волгина, заработная плата  как доля общественного продукта – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с качеством и количеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

  О.Н. Шестак разделяет мнение и тех авторов, которые считают, что заработная плата может рассматриваться как затраты на оплату труда, являясь составной частью, элементом себестоимости, цены. Существует также и противоположное мнение. Так, Шуберт А.В. полагает, что заработную плату и премии нельзя включать в состав затрат предприятия, так как это вновь созданная стоимость и, таким образом, их следует начислять за счет прибыли предприятия.

  Кроме того, заработная плата, по мнению В.Т. Золотогорова, может рассматриваться  как трудовые доходы каждого работника предприятия, определяемые его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов деятельности, регулируемые налогами, и максимальными размерами не ограничиваются.

  В условиях перехода национальной экономики  к инновационному типу развития, основанному на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях требует совершенствования процессов трансформации заработной платы в направлении большего соответствия трансформационным целям, принципам и этапам на основе перехода от воспроизводственно – ориентированного типа заработной платы к расширению инновационно – стимулирующего типа заработной платы.

  И. Д. Климков  считает, что в Республике Беларусь для повышения роли и  эффективного использования инновационно – стимулирующего типа заработной платы необходимо принять следующие меры:

  - совершенствование законодательных  и нормативно – правовых документов, регулирующих и стимулирующих  инновационную деятельность данной  отрасли;

  - повышения доли участия в исследованиях  частного сектора;

  - увеличение расходов консолидированного  бюджета  на науку и научное  обслуживание;

  - совершенствование механизма правового  регулирования по защите авторских  прав и произведения науки,  научных статей и идей.

  Крайне  важно, чтобы выполнялись основные, то есть экономические функции заработной платы. Однако вместе с воздействием на экономические явления и процессы заработная плата, оказывая влияние и на социальные отношения, имеет и социальные функции, которые также очень важны.

  Труд, затраченный в процессе производства, оборачивается в распределении  заработной платы. Эта зависимость  воспитывает у членов общества материальную и  моральную потребность отдать часть своего времени, часть физических и умственных усилий обществу, которое через заработную плату обеспечит их средствами для удовлетворения личных потребностей. Следовательно, заработная плата выполняет функцию средства воспитания и развития интереса к труду.

Информация о работе Исследование организации учёта фонда заработной платы и аудит расчетов с персоналом по оплате труда (на примере СП ООО «Белеврострой»)