Корпоративное управление и корпоративные финансы в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Трансформация экономики прежде всего связана с осуществлением реформ в структуре собственности, что в свою очередь предполагает проведение приватизации государственного имущества, регулирование послеприватизационной деятельности предприятий, организацию их реструктуризации, формирование и развитие корпоративного сектора

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОРПОРАЦИИ, КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ
1.1. Экономическая сущность корпорации и корпоративного управления
1.2. Правовое обеспечение развития организации корпоративного управления в Украине
1.3. Сущность и состав корпоративных финансов
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ПРИВАТИЗАЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ
2.1. Приватизация и ее роль в создании корпоративного сектора экономики и пополнении бюджетных доходов
2.2. Моделирование инвестиционной привлекательности корпорации
2.3. Научно-методические условия применения модели «повторного выкупа» в процессе регулирования деятельности корпораций
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ В КОРПОРАТИВНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
3.1. Оценка эффективности влияния финансовых посредников на корпоративное управление
3.2. Эффективность развития фондового рынка и ее воздействие
на корпоративное управление
3.3. Развитие инвестиционных банков и промышленно-финансовых групп
ГЛАВА 4. КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ
4.1. Управление затратами в системе корпоративных финансов
4.2. Возможности снижения себестоимости продукции в условиях организации корпоративных финансов
4.3. Методы прогнозирования финансовых результатов корпорации
ГЛАВА 5. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ И ЛИКВИДНОСТЬЮ КОРПОРАЦИИ
5.1. Факторный анализ в системе корпоративного прогнозирования
5.2. Методика и технологии планирования операционной прибыли корпорации
5.3. Методы прогнозирования ресурсной обеспеченности корпорации
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Корпоративные фин НОВ1.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Посредники – профессиональные участники фондового рынка. Среди  них наибольшее влияние на корпоративное  управление оказывают торговцы ценными бумагами.

Корпоративное управление осуществляется следующими методами: административными; экономическими; социально-психологическими.

Административные методы корпоративного управления базируются на законодательных  актах и нормативных документах, внутренних локальных требованиях и правилах и включают методы приказного, распорядительного воздействия на финансово-хозяйственную деятельность корпоративного образования.

Экономические методы корпоративного управления предусматривают использование  механизмов экономической и материальной заинтересованности субъектов корпоративных отношений и включают методы стимулирования качества труда, творческой активности работников-собственников и наемных работников.

Социально-психологические методы корпоративного управления связаны с реализацией социальных интересов работников-собственников и наемных работников и включают методы морального поощрения, должностное повышение (без дополнительной надбавки к жалованию), присвоение знаков отличия, методы объективной оценки профессиональных качеств конкретного работника.

В практике корпоративного управления предприятиями в Украине полностью  используются только административные методы. Поэтому эффективность управления отечественными корпоративными структурами  находится не на высоком уровне, что выражается в сохранении старых структур управления, неспособных действовать в рыночных условиях, в преобладании административных методов управления, в формальном статусе высшего органа управления и незначительном участии рядовых акционеров или пайщиков в корпоративном управлении.

Таким образом, корпоративное управление представляет собой совокупность действий, направленных на организацию финансово-хозяйственной  деятельности корпорации и на обеспечение  ее эффективности с учетом соблюдения прав и интересов собственников.

 

 

1.2. Правовое обеспечение  развития организации корпоративного  управления в Украине

 

Действующим законодательством Украины  не определено понятие корпоративного управления, что связано с принятием  нормативных актов и документов в условиях приватизации имущества предприятий, когда конкретная цель, состоящая в создании и развитии корпораций, не ставилась. Образование и становление корпоративного сектора в экономике страны можно считать практически стихийным, так как в современном законодательстве Украины отсутствует понятие корпорации как объединения лиц и капиталов.

Поскольку корпорация с точки зрения экономической теории может рассматриваться  как разновидность предприятия, то первым нормативным актом, регулирующим образование и развитие корпораций, является Закон Украины «О предприятиях в Украине».

Данный закон определяет следующие  виды предприятий:

частное предприятие, учрежденное  на собственности физического лица. Этот вид предприятий основан  на частной собственности его  учредителя, который использует возможности наемного труда работников;

коллективное предприятие, учрежденное  на собственности трудового коллектива предприятия;

хозяйственное общество;

предприятие, которое учреждено  на собственности объединения граждан;

коммунальное предприятие, учрежденное на собственности соответствующей территориальной общины;

государственное предприятие, учрежденное  на государственной собственности, в том числе казенное предприятие.

Государственное предприятие  характеризуется следующим:

хозяйственная организация унитарного типа;

предприятие-несобственник, что обуславливает  необходимость выполнения указаний собственника и согласования с ним  основных вопросов деятельности;

функционирование  на базе государственного имущества, которое закреплено за государственным предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

наличие статуса юридического лица;

учредительным документом является устав  предприятия, который утверждается органом, уполномоченным управлять  государственным имуществом;

исполнение функций собственника имущества относительно государственного предприятия отраслевым министерством или ведомством, в сферу деятельности которого входит предприятие или государственное хозяйственное объединение, в состав которого включено предприятие;

управление государственным предприятием осуществляется линейным руководителем, которого назначают на должность на основании заключенного с ним контракта органом, уполномоченным управлять государственным имуществом;

ограничение в полномочиях:

учредительных (не имеет права создавать предпринимательские структуры и принимать участие в таких структурах);

по распоряжению имуществом, закрепленным за ним на праве полного хозяйственного ведения;

по распоряжению прибылью;

по заключению договоров.

В соответствии с действующим законодательством Украины, государственное предприятие, не подлежащее приватизации, решением Кабинета Министров Украины может быть преобразовано в казенное предприятие. Решение о преобразовании государственного предприятия в казенное принимается при одном из следующих условий:

предприятие осуществляет производственную и другую деятельность, которая в  соответствии с законодательством  может осуществляться только государственным  предприятием;

главным потребителем продукции предприятия (более 50 %) является государство;

предприятие является субъектом природных  монополий.

Данный Закон определяет понятие  корпорации как вида хозяйственного объединения. Следовательно, исключается  принадлежность корпорации к субъектам  государственной собственности.

В соответствии с данным Законом, термин «корпорация» применяется для характеристики одной из форм хозяйственных объединений.

Отличительные признаки хозяйственных объединений:

учредителями или участниками  хозяйственного объединения могут  быть только коммерческие юридические лица;

учредители или участники хозяйственного объединения сохраняют свою юридическую  самостоятельность как субъекты права;

хозяйственное объединение создается  в добровольном порядке;

хозяйственное объединение признается юридическим лицом и является собственником имущества, переданного ему учредителями или участниками.

Закон Украины «О предприятиях»  предусматривает четыре вида хозяйственных  объединений: ассоциация, корпорация, консорциум и концерн. Первые два  вида хозяйственных объединений  являются договорными, остальные – уставными.

Ассоциация - это договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности.

Ассоциация может осуществлять координацию общих разработок и  исследований, оказывать участникам юридические, информационные и другие услуги. Ассоциация получила широкое распространение как вид хозяйственного объединения, поскольку она является универсальным способом ведения совместной деятельности, отличаясь от концерна и корпорации высокой степенью централизации, а от консорциума – разнообразной направленностью деятельности. Для участников ассоциация как вид хозяйственного объединения наиболее приемлема из-за возможности сочетания членства в ее деятельности с участием в других ассоциациях и хозяйственных объединениях с сохранением всей полноты юридической самостоятельности. В рамках ассоциации ее участники обычно координируют выполнение отдельных своих задач либо совместно осуществляют часть не основных функций. Данная ограниченность связи между участниками делает невозможной взаимную имущественную ответственность по долгам каждого участника и ассоциации в целом, но предусматривает участие одного или всех ее членов в других ассоциациях или прочих хозяйственных объединениях. Координация деятельности ассоциации может осуществляться специально созданным органом управления или одним из участников, по согласованию. Орган управления для участников ассоциации в основном является информирующим, координирующим центром, обеспечивающим согласованные действия по отдельным видам деятельности.

Корпорация – это договорное объединение, созданное на основе сочетания  производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных  полномочий централизованного регулирования  деятельности каждого из участников. Корпорация выполняет лишь те функции и осуществляет те полномочия, которые добровольно переданы ей участниками. Как договорное объединение, корпорация не может распоряжаться имуществом предприятий, входящих в ее состав на правах учредителей.

Консорциум – это временное  уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели. Он создается на основе временного соглашения участников об объединении ресурсов и усилий с целью финансирования осуществления конкретных задач реализации крупных целевых программ и проектов. После выполнения поставленных задач  консорциум ликвидируется либо преобразуется в другой вид хозяйственного объединения. Консорциум не предполагает высокую степень концентрации и централизации управления. Его, как и ассоциацию, больше характеризуют координационные отношения участников, чем субординационные.

Концерн – это уставное хозяйственное  объединение предприятий различных  отраслей народного хозяйства и  кредитно-финансовых учреждений на основе полной финансовой зависимости от одного или группы участников. Отличие концерна от других видов хозяйственных объединений состоит в высокой степени централизации и глубине связи между участниками.

Таким образом, в рассмотренном  законе отсутствуют понятие и  правовой статус корпорации как добровольного объединения капиталов физических и юридических лиц для совместного ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Образование и развитие хозяйственных  обществ регулируется Законами Украины  «О хозяйственных обществах» и «Об  изменениях и дополнениях в Закон Украины «О хозяйственных обществах». Причем в приведенных нормативных актах заложены основы корпоративного управления, несмотря на то, что состав и полномочия органов управления разработаны применительно к хозяйственным обществам (преимущественно к АО и ООО).

Тем не менее понятия корпоративного права, корпоративного управления в  данных законах отсутствуют, что  приводит к неясностям в теоретическом  и методическом аспектах управления хозяйственными обществами. В частности, ряд нормативных документов включает понятие государственных корпоративных прав [113, 116, 119, 120, 121, 127, 130, 135], тогда как сущность негосударственных корпоративных прав и собственно корпоративных прав действующим законодательством не установлена.

Одной из самых важных проблем, все  еще неразрешимых отечественным законодательством, является защита корпоративных прав инвесторов, отсутствие упреждающих мер, делающих невозможным расширение прав одних акционеров за счет других. Практически отсутствует правовой механизм защиты имущественных прав акционеров. Актуальными остаются вопросы распределения полномочий между органами управления Общества, разрешения противоречий между акционерами и менеджментом предприятия. По мнению специалистов [24], указанные проблемы обусловлены:

во-первых, несовершенством Закона Украины «О хозяйственных обществах»;

во-вторых, отсутствием механизма  реализации отдельных требований настоящего закона, некоторые статьи которого настолько не четко сформулированы, что их можно толковать по-разному (например, в ст. 14 «Фонды общества» не отражен источник формирования прочих фондов общества; в ст. 32 не отражен случай, когда АО выкуплен контрольный пакет акций и др.);

в-третьих, несовершенством системы  защиты прав акционеров;

в-четвертых, отсутствием необходимых  знаний о корпоративном управлении как у рядовых акционеров, так и у руководителей АО. Что касается управления акциями, находящимися в собственности государства, то отсутствует четкая концепция такого управления.

Кроме того, вышеприведенный закон  не регулирует правовые отношения, возникающие в процессе функционирования АО в послеприватизационный период. Значительная часть нерегулируемых законом вопросов была решена благодаря изданию многочисленных подзаконных нормативных актов и изданию ряда типовых документов регламентирующего и процедурного характера сначала Министерством финансов и ФГИ Украины, затем ГКЦБФР и другими центральными органами власти.

Таким образом, правовое обеспечение  корпоративного управления в Украине  состоит в наличии соответствующего перечня законодательных и нормативных актов [38, 39, 52-63, 109-136, 142, 143, 171-176] и требует существенных дополнений. Сведения о предлагаемых специалистами дополнительных нормативных актах приведены в приложении Б.

Следует отметить, что в Украине  при наличии 10–летней практики акционирования и создания других видов хозяйственных обществ до сих пор отсутствует основной закон, в полной мере регулирующий формирование корпоративного сектора. Даже нормативная база акционирования требует дополнений. В действующем Законе Украины "О хозяйственных обществах" с учетом последующих изменений, насчитывается всего 26 статей об акционерных обществах, в то время как в Законе РФ "Об акционерных обществах" – 95 статей, в аналогичном законе в Германии – более 400 статей, в законе о компаниях в Великобритании – 727 статей, в законе о предпринимательской корпорации в США – более 200 статей. В современном законодательном обеспечении корпоративного управления нечетко определены функции органов управления, их взаимоотношения. Как следствие, при анализе уставных документов многих АО были выявлены значительные недостатки: нечеткое определение компетенции различных органов управления АО, отсутствие механизма контроля со стороны акционеров за деятельностью правления, отсутствие оперативного порядка увольнения председателя и членов правления с их должностей в случаях злоупотребления ими служебными полномочиями, непонимание роли наблюдательного совета и неполное использование возможностей этого органа управления. В конечном результате, это приводит к возникновению конфликтных ситуаций между различными группами акционеров и между органами управления.

Информация о работе Корпоративное управление и корпоративные финансы в условиях трансформационной экономики