Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:17, лекция

Описание работы

Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.

Файлы: 1 файл

Курс лекций.docx

— 296.54 Кб (Скачать файл)

1.Общая характеристика бухгалтерского учета

 

1.1 Понятие, содержание и виды учета

 

Система хозяйственного учета в России включает следующие  виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.

Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.

Статистический учет применяется при изучении массовых социально-экономических явлений и процессов в области экономики, науки, культуры, здравоохранения и т.д. Он отличается значительно более продолжительными сроками представления информации (как правило, в пределах календарного года). Данные статистического учета используются для анализа и принятия управленческих решений на уровне государственного управления.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В соответствии с законодательством РФ бухгалтерский  учет ведут все организации, находящиеся  на территории РФ, а также филиалы  и представительства иностранных  организаций. Освобождаются от обязанности  ведения бухгалтерского учета организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, кроме случаев, предусмотренных  законодательством.

Информация, формируемая в бухгалтерском  учете, представляет интерес для  широкого круга ее пользователей. Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются учредители (собственники) организации, аппарат управления и работники организации. Внешние пользователи бухгалтерской информации могут иметь прямой финансовый интерес, к ним относятся инвесторы, банки, поставщики, покупатели, будущие акционеры. К внешним пользователям, имеющим непрямой (косвенный) финансовый интерес, относятся налоговые органы, казначейство, аудиторы, органы государственной статистики, профсоюзы и т.п.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Налоговый учет основывается главным образом на данных бухгалтерского учета.

В последнее  время в рамках единой системы  бухгалтерского учета принято выделять две подсистемы – финансовый и  управленческий учет.

Под финансовым учетом понимают систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе организации и ее обязательствах. Информация, формируемая в финансовом учете, предоставляется как внутренним, так и внешним пользователям и позволяет им получить представление о финансовом положении организации и ее потенциальных возможностях.

Управленческий  учет – это система сбора и обобщения информации о составе и динамике затрат организации на выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг. Информация, формируемая в управленческом учете, используется руководством предприятия с целью принятия оперативных управленческих решений, нормирования, планирования, контроля и анализа деятельности предприятия.

1.2 Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета

 

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и совершаемые в процессе хозяйственной деятельности хозяйственные операции.

Хозяйственные средства организации (имущество) классифицируются по двум признакам:

-по составу и размещению;

- по источникам образования  и целевому назначению.

По составу  и размещению хозяйственные средства подразделяются на внеоборотные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы включают в себя:

Основные  средства – это средства труда, которые используются при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд длительное время (более 1 года), изнашиваясь постепенно и сохраняя при этом свою вещественную форму. Их стоимость переносится на стоимость продукции (работ, услуг) частями – через амортизационные отчисления.

Нематериальные  активы – объекты, которые не имеют материально-вещественной формы, используются при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд длительное время (более 1 года) и приносят организации доход. Как и основные средства, они переносят свою стоимость на стоимость продукции по мере амортизации.

Оборудование  к установке - это оборудование, предназначенное для установки в строящихся объектах и вводимое в действие только после сборки его частей.

Вложения  во внеоборотные активы - затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к учету как внеоборотные активы (затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования и прочие капитальные затраты).

Доходные  вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

Долгосрочные  финансовые вложения - это инвестиции в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы, предоставляемые организациям на срок более 1 года.

Оборотные активы включают в себя:

Запасы – сырье, материалы и другие аналогичные ценности, затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов, готовая продукция и товары на складе, готовая продукция и товары отгруженные.

Денежные  средства - денежная наличность в кассе, на расчетных, валютных и других счетах в банке, переводы в пути.

Дебиторская задолженность – средства в расчетах с покупателями и заказчиками, подотчетными лицами и прочими дебиторами.

Краткосрочные финансовые вложения - это инвестиции в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы, предоставляемые организациям на срок менее 1 года.

 

По источникам образования хозяйственные средства подразделяются на собственные и заемные.

К собственным средствам относят:

Уставный  капитал – это собственный капитал организации, образованный за счет вкладов учредителей (стоимость основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и денежных средств, полученных при создании организации от ее учредителей).

Собственные акции (доли) – акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей продажи или аннулирования; доли, приобретенные обществом или товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам.

Резервный капитал – создается за счет отчислений от нераспределенной прибыли и предназначен для погашения непредвиденных потерь, убытков, выкупа облигаций и собственных акций.

Добавочный  капитал – образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, разницы между продажной и номинальной стоимостью акций.

Нераспределенная  прибыль – прибыль прошлых лет, оставленная собственникам для развития организации.

Целевое финансирование – средства, полученные от других юридических лиц или из бюджета для осуществления мероприятий целевого назначения.

Заемные средства включают в себя:

Долгосрочные  обязательства – это кредиты банков (кредитных организаций) и ссуды иных заимодавцев, полученные предприятием на срок более 1 года и подлежащие погашению в течение срока, превышающего 12 месяцев.

Краткосрочные обязательства в свою очередь подразделяются на:

- краткосрочные кредиты и займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев.

- кредиторская задолженность – задолженность предприятия перед контрагентами, которая образуется в результате временного разрыва между моментом возникновения обязательства и моментом его погашения (задолженность перед поставщиками и подрядчиками, перед персоналом организации, перед бюджетом по налогам и сборам, перед внебюджетными фондами, авансы полученные).

- резервы предстоящих расходов и платежей, создаваемые в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения (на предстоящую оплату отпусков, на проведение капитального ремонта).

- доходы будущих периодов – доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.

 

Под методом бухгалтерского учета понимается совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета. Различают следующие приемы и способы ведения бухгалтерского учета:

Документация – способ первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности. Каждая хозяйственная операция в момент ее совершения должна быть оформлена документом. Документы являются основанием для последующих записей в бухгалтерском учете.

Инвентаризация – способ установления соответствия учетных данных об имуществе его фактическому состоянию. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.

Оценка – это способ стоимостного измерения имущества организации и ее обязательств. Оценка имущества и обязательств организации производится с целью их отражения в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении.

Калькуляция – это способ группировки затрат и исчисления себестоимости единицы каждого вида продукции, работ, услуг.

Счета бухгалтерского учета - это способ экономической группировки объектов бухгалтерского учета с целью текущего наблюдения и контроля над ними.

Двойная запись – способ отражения хозяйственных операций в системе счетов, при котором хозяйственная операция одной суммой записывается по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись отражает взаимосвязь объектов бухгалтерского учета, возникающую под влиянием хозяйственных операций.

Бухгалтерский баланс – способ группировки имущества, его источников и обобщенного их отражения в денежной оценке на определенный момент времени.

Отчетность – единая система показателей, характеризующих финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности за определенный период времени.

 

1.3 Бухгалтерский баланс, его строение и содержание

 

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, целевому назначению в денежной оценке на определенный момент времени.

Баланс –  это отчетный документ, который состоит  из двух взаимосвязанных частей –  актива и пассива. Актив баланса отражает состав и размещение имущества, пассив – отражает источники формирования имущества, его целевое назначение. Поскольку обе части баланса представляют собой денежную оценку одних и тех же объектов, но с двух точек зрения, итоговые суммы по активу и пассиву баланса должны быть равны между собой. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.

На каждый вид имущества и его источников в балансе отводится одна строка, называемая статьей баланса. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы, исходя из их экономического содержания.

В зависимости  от назначения, содержания и порядка  составления различают балансы:

- вступительный баланс составляется в начале деятельности организации и отражает уставный капитал организации и внесенное учредителями имущество;

- текущие балансы составляются в течение времени функционирования организации. Они в свою очередь подразделяются на месячные, квартальные и годовые;

- ликвидационный баланс составляется при ликвидации организации для характеристики ее имущественного состояния на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.

- разделительные балансы составляют при разделении организации;

- соединительные балансы составляют при объединении нескольких организаций в одну;

- консолидированные балансы составляются материнской организаций путем обобщения информации об ее имуществе и обязательствах и об имуществе и обязательствах ее дочерних организаций.

Все хозяйственные  операции, совершаемые в организации, оказывают влияние на состояние  имущества и его источников и, как следствие, вызывают изменения  в бухгалтерском балансе. Все хозяйственные операции в зависимости от характера их влияния на бухгалтерский баланс, можно свести к четырем основным типам.

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"