Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:17, лекция
Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.
1.Общая характеристика бухгалтерского учета
1.1 Понятие, содержание и виды учета
Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.
Статистический учет применяется при изучении массовых социально-экономических явлений и процессов в области экономики, науки, культуры, здравоохранения и т.д. Он отличается значительно более продолжительными сроками представления информации (как правило, в пределах календарного года). Данные статистического учета используются для анализа и принятия управленческих решений на уровне государственного управления.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В соответствии
с законодательством РФ бухгалтерский
учет ведут все организации, находящиеся
на территории РФ, а также филиалы
и представительства
Информация, формируемая в бухгалтерском учете, представляет интерес для широкого круга ее пользователей. Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются учредители (собственники) организации, аппарат управления и работники организации. Внешние пользователи бухгалтерской информации могут иметь прямой финансовый интерес, к ним относятся инвесторы, банки, поставщики, покупатели, будущие акционеры. К внешним пользователям, имеющим непрямой (косвенный) финансовый интерес, относятся налоговые органы, казначейство, аудиторы, органы государственной статистики, профсоюзы и т.п.
Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Налоговый учет основывается главным образом на данных бухгалтерского учета.
В последнее время в рамках единой системы бухгалтерского учета принято выделять две подсистемы – финансовый и управленческий учет.
Под финансовым учетом понимают систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе организации и ее обязательствах. Информация, формируемая в финансовом учете, предоставляется как внутренним, так и внешним пользователям и позволяет им получить представление о финансовом положении организации и ее потенциальных возможностях.
Управленческий учет – это система сбора и обобщения информации о составе и динамике затрат организации на выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг. Информация, формируемая в управленческом учете, используется руководством предприятия с целью принятия оперативных управленческих решений, нормирования, планирования, контроля и анализа деятельности предприятия.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и совершаемые в процессе хозяйственной деятельности хозяйственные операции.
Хозяйственные средства организации (имущество) классифицируются по двум признакам:
-по составу и размещению;
- по источникам образования и целевому назначению.
По составу и размещению хозяйственные средства подразделяются на внеоборотные активы и оборотные активы.
Внеоборотные активы включают в себя:
Основные средства – это средства труда, которые используются при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд длительное время (более 1 года), изнашиваясь постепенно и сохраняя при этом свою вещественную форму. Их стоимость переносится на стоимость продукции (работ, услуг) частями – через амортизационные отчисления.
Нематериальные активы – объекты, которые не имеют материально-вещественной формы, используются при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд длительное время (более 1 года) и приносят организации доход. Как и основные средства, они переносят свою стоимость на стоимость продукции по мере амортизации.
Оборудование к установке - это оборудование, предназначенное для установки в строящихся объектах и вводимое в действие только после сборки его частей.
Вложения во внеоборотные активы - затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к учету как внеоборотные активы (затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования и прочие капитальные затраты).
Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.
Долгосрочные финансовые вложения - это инвестиции в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы, предоставляемые организациям на срок более 1 года.
Оборотные активы включают в себя:
Запасы – сырье, материалы и другие аналогичные ценности, затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов, готовая продукция и товары на складе, готовая продукция и товары отгруженные.
Денежные средства - денежная наличность в кассе, на расчетных, валютных и других счетах в банке, переводы в пути.
Дебиторская задолженность – средства в расчетах с покупателями и заказчиками, подотчетными лицами и прочими дебиторами.
Краткосрочные финансовые вложения - это инвестиции в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы, предоставляемые организациям на срок менее 1 года.
По источникам образования хозяйственные средства подразделяются на собственные и заемные.
К собственным средствам относят:
Уставный капитал – это собственный капитал организации, образованный за счет вкладов учредителей (стоимость основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и денежных средств, полученных при создании организации от ее учредителей).
Собственные акции (доли) – акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей продажи или аннулирования; доли, приобретенные обществом или товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам.
Резервный капитал – создается за счет отчислений от нераспределенной прибыли и предназначен для погашения непредвиденных потерь, убытков, выкупа облигаций и собственных акций.
Добавочный капитал – образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, разницы между продажной и номинальной стоимостью акций.
Нераспределенная прибыль – прибыль прошлых лет, оставленная собственникам для развития организации.
Целевое финансирование – средства, полученные от других юридических лиц или из бюджета для осуществления мероприятий целевого назначения.
Заемные средства включают в себя:
Долгосрочные обязательства – это кредиты банков (кредитных организаций) и ссуды иных заимодавцев, полученные предприятием на срок более 1 года и подлежащие погашению в течение срока, превышающего 12 месяцев.
Краткосрочные обязательства в свою очередь подразделяются на:
- краткосрочные кредиты и займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев.
- кредиторская задолженность – задолженность предприятия перед контрагентами, которая образуется в результате временного разрыва между моментом возникновения обязательства и моментом его погашения (задолженность перед поставщиками и подрядчиками, перед персоналом организации, перед бюджетом по налогам и сборам, перед внебюджетными фондами, авансы полученные).
- резервы предстоящих расходов и платежей, создаваемые в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения (на предстоящую оплату отпусков, на проведение капитального ремонта).
- доходы будущих периодов – доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.
Под методом бухгалтерского учета понимается совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета. Различают следующие приемы и способы ведения бухгалтерского учета:
Документация – способ первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности. Каждая хозяйственная операция в момент ее совершения должна быть оформлена документом. Документы являются основанием для последующих записей в бухгалтерском учете.
Инвентаризация – способ установления соответствия учетных данных об имуществе его фактическому состоянию. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.
Оценка – это способ стоимостного измерения имущества организации и ее обязательств. Оценка имущества и обязательств организации производится с целью их отражения в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении.
Калькуляция – это способ группировки затрат и исчисления себестоимости единицы каждого вида продукции, работ, услуг.
Счета бухгалтерского учета - это способ экономической группировки объектов бухгалтерского учета с целью текущего наблюдения и контроля над ними.
Двойная запись – способ отражения хозяйственных операций в системе счетов, при котором хозяйственная операция одной суммой записывается по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись отражает взаимосвязь объектов бухгалтерского учета, возникающую под влиянием хозяйственных операций.
Бухгалтерский баланс – способ группировки имущества, его источников и обобщенного их отражения в денежной оценке на определенный момент времени.
Отчетность – единая система показателей, характеризующих финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности за определенный период времени.
1.3 Бухгалтерский баланс, его строение и содержание
Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, целевому назначению в денежной оценке на определенный момент времени.
Баланс – это отчетный документ, который состоит из двух взаимосвязанных частей – актива и пассива. Актив баланса отражает состав и размещение имущества, пассив – отражает источники формирования имущества, его целевое назначение. Поскольку обе части баланса представляют собой денежную оценку одних и тех же объектов, но с двух точек зрения, итоговые суммы по активу и пассиву баланса должны быть равны между собой. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.
На каждый вид имущества и его источников в балансе отводится одна строка, называемая статьей баланса. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы, исходя из их экономического содержания.
В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают балансы:
- вступительный баланс составляется в начале деятельности организации и отражает уставный капитал организации и внесенное учредителями имущество;
- текущие балансы составляются в течение времени функционирования организации. Они в свою очередь подразделяются на месячные, квартальные и годовые;
- ликвидационный баланс составляется при ликвидации организации для характеристики ее имущественного состояния на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.
- разделительные балансы составляют при разделении организации;
- соединительные балансы составляют при объединении нескольких организаций в одну;
- консолидированные балансы составляются материнской организаций путем обобщения информации об ее имуществе и обязательствах и об имуществе и обязательствах ее дочерних организаций.
Все хозяйственные операции, совершаемые в организации, оказывают влияние на состояние имущества и его источников и, как следствие, вызывают изменения в бухгалтерском балансе. Все хозяйственные операции в зависимости от характера их влияния на бухгалтерский баланс, можно свести к четырем основным типам.