Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:17, лекция

Описание работы

Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.

Файлы: 1 файл

Курс лекций.docx

— 296.54 Кб (Скачать файл)

В конце года проводится инвентаризация резерва расходов на ремонт основных средств. Излишне начисленные суммы резерва сторнируются: Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 96.

В случаях, когда окончание ремонтных  работ происходит в году, следующем  за отчетным, остаток резерва, образованного  в отчетном году, не сторнируют. По окончании  указанных работ излишне начисленная  сумма резерва относится на финансовые результаты:

Дебет 96 Кредит 91.

Если  сумма начисленного резерва окажется меньше фактических затрат на ремонт, то разницу либо списывают на затраты  проводкой: Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 10, 70, 69, 60, либо на недостающую сумму доначисляют резерв: Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 96.

3-й способ. Если организация ремонтирует основные средства нерегулярно, то для равномерного включения расходов по ремонту в себестоимость продукции (работ, услуг) их предварительно отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов»:

Дебет 97 Кредит 10, 70, 69, 71,… – на сумму фактически произведенных затрат при хозяйственном способе ремонтных работ;

Дебет 97 Кредит 60; Дебет 19 Кредит 60 – на сумму акцептованных счетов подрядчика при подрядном способе ремонтных работ.

Затраты на ремонт, накопленные на счете 97, равномерно списываются в установленные сроки на себестоимость продукции (работ, услуг): Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 97.

Выбранный способ отражения расходов по ремонту  основных средств должен быть закреплен  учетной политикой организации.

7 Учет аренды основных средств

 

По  договору аренды собственник имущества (арендодатель) обязуется предоставить нанимателю (арендатору) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В договоре аренды оговаривают состав и стоимость передаваемого имущества, сроки аренды, величину арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в рабочем состоянии. Сумма арендной платы устанавливается на основе расчета суммы амортизации, расходов на ремонт, суммы вознаграждения за пользование имуществом.

Арендная  плата может быть установлена  в виде:

- платежей в твердой сумме, вносимых периодически или единовременно;

- доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, доходов;

- предоставления арендатором определенных услуг;

- передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

- возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Договор аренды с юридическим лицом, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества (зданий, сооружений) подлежит государственной регистрации.

В арендный период права и обязанности  собственника остаются у арендодателя. Арендодатель сданное в аренду имущество продолжает учитывать на своем балансе в составе собственных основных средств (счет 01/8 «Основные средства, сданные в аренду»), продолжает начислять амортизацию и платить налог на имущество. В инвентарной карточке учета основных средств делается отметка об их выбытии. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

К арендатору в арендный период переходит лишь право владения и пользования арендованным имуществом. Полученные в аренду основные средства арендатор учитывает на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». На указанный объект основных средств должна быть открыта инвентарная карточка в виде копии, полученной от арендодателя. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором. Произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором. В случае если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые от него, арендатор имеет право на возмещение стоимости этих улучшений. Стоимость неотделимых улучшений, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит.

При прекращении договора аренды арендатор  обязан вернуть арендодателю имущество  в том состоянии, в котором  он его получил, с учетом нормального  износа или в состоянии, обусловленном  договором. За невозврат или несвоевременный возврат имущества арендодатель может требовать внесения арендной платы за время просрочки, возмещения убытков, уплаты неустойки.

В зависимости от сроков арендных отношений  различают краткосрочную аренду (текущую) и долгосрочную (финансовую).

Учет операций по текущей аренде

 

Текущая аренда предполагает сдачу арендодателем своего имущества арендатору с обязательным возвратом на срок в пределах одного года с дальнейшим продлением и (или) изменением условий договора.

Операции  по текущей аренде в учете арендодателя будут отражены следующим образом.

1. Если сдача имущества в аренду  является обычным видом деятельности  организации:

Дебет 62 Кредит 90 – начислена арендная плата за отчетный период;

Дебет 90 Кредит 68 – начислен НДС по арендной плате;

Дебет 51 Кредит 62 – поступила арендная плата;

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 02 – начислена амортизация по основным средствам, сданным в аренду;

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 10, 70, 69 – отражены затраты, связанные со сдачей имущества в аренду;

Дебет 90 Кредит 20, 44 – списана себестоимость услуг по сдаче имущества в аренду.

2. Если сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации:

Дебет 76 Кредит 91 – начислена арендная плата за отчетный период;

Дебет 91 Кредит 68 – начислен НДС по арендной плате;

Дебет 51 Кредит 76 – поступила арендная плата;

Дебет 91 Кредит 02 – начислена амортизация по основным средствам, сданным в аренду;

Дебет 91 Кредит 10, 70, 69 – отражены затраты, связанные со сдачей имущества в аренду.

Начисление  арендной платы авансом (за несколько  месяцев) отражают записью:

Дебет 76 Кредит 98. По мере поступления платежей на соответствующую сумму делают записи: Дебет 51 Кредит 76, Дебет 98 Кредит 91.

 

Операции  по текущей аренде в учете арендатора будут отражены следующим образом.

- Дебет 001 –получены в аренду основные средства по первоначальной стоимости;

- Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 76 –начислена арендная плата;

- Дебет 19 Кредит 76 – выделен НДС по арендной плате;

- Дебет 76 Кредит 51 – перечислена арендная плата;

- Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 10, 69, 70 – отражены затраты по содержанию и текущему ремонту арендованных основных средств;

- Кредит 001 – снятие с учета арендованных основных средств.

Если  арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру  на всю сумму арендной платы, то ее отражают записью: Дебет 97 Кредит 76, а затем частями списывают на затраты:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 97.

 

Учет нематериальных активов

 

1 Понятие и виды нематериальных активов

 

Нематериальные  активы – это часть имущества, не имеющая материально-вещественной формы, длительное время (более 1 года) используемая в деятельности организации и приносящая доход. Использование организацией в своей деятельности объектов нематериальных активов обеспечивает ей стабильное положение и конкурентное преимущество на рынках товаров (работ, услуг).

Основным  нормативным документом, регулирующим учет нематериальных активов, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина РФ № 153н от 27.12.07 г.

Согласно  ПБУ 14/2007, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных, необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- способность  приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, использование объекта в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для нужд управления;

- наличие  у организации права на получение  дохода от использования данного  объекта, т.е. наличие надлежаще  оформленных документов, подтверждающих  существование самого актива  и исключительного права организации  на результаты интеллектуальной  деятельности (патенты, свидетельства,  договор приобретения патента,  товарного знака);

- возможность  идентификации (отделения от другого  имущества);

- использование  в течение длительного времени  (свыше 1 года);

- организация  не предполагает перепродажу  этого имущества в течение  12 месяцев;

- отсутствие  у объекта материально-вещественной  структуры;

- фактическая  (первоначальная) стоимость объекта  может быть достоверно определена.

К нематериальным активам относятся следующие  объекты:

- произведения  науки, литературы и искусства;

- программы  для ЭВМ;

- изобретения;

- полезные  модели;

- селекционные  достижения;

- секреты  производства (ноу-хау);

- товарные  знаки и знаки обслуживания;

- деловая  репутация, возникшая в связи  с приобретением предприятия  как имущественного комплекса  и представляющая собой разницу  между покупной ценой предприятия  и суммой его активов и обязательств по бухгалтерскому балансу.

Не включаются в состав нематериальных активов:

- не давшие  положительного результата научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и технологические  работы;

- не законченные  и не оформленные в установленном  законодательством порядке научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и технологические  работы;

- материальные  объекты (материальные носители), в которых выражены произведения  науки, литературы, искусства, программы  для ЭВМ;

- интеллектуальные  и деловые качества персонала  организации, их квалификация  и способность к труду, поскольку  они неотделимы от своих носителей  и не могут быть использованы  без них;

- финансовые  вложения;

- организационные  расходы (расходы, связанные с  образованием юридического лица).

 

2 Оценка нематериальных активов

 

Нематериальные  активы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости.

Фактической (первоначальной) стоимостью нематериальных активов, приобретенных за плату  или созданных организацией, признается сумма начисленной кредиторской задолженности или уплаченных денежных средств при приобретении, создании актива и обеспечении условий  для его использования в запланированных  целях.

Расходами на приобретение нематериальных активов  являются:

- суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором уступки прав на объект нематериальных активов;

- суммы, уплачиваемые за услуги посредников, за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;

- таможенные  пошлины и сборы;

- невозмещаемые  налоги, государственные и патентные  пошлины;

- иные расходы,  связанные с приобретением нематериальных  активов.

При создании нематериальных активов к расходам, кроме вышеперечисленных, также  относятся:

- суммы, уплачиваемые  сторонним организациям по заказам,  договорам подряда на создание  нематериального актива, на выполнение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  или технологических работ;

- расходы  на оплату труда работников, занятых  при создании нематериального  актива, выполнении научно-исследовательских,  опытно-конструкторских или технологических  работ;

- отчисления на социальное страхование и обеспечение;

- расходы  на содержание и эксплуатацию  научно-исследовательского оборудования, амортизация основных средств,  использованных при создании  нематериального актива;

- иные расходы,  связанные с созданием нематериального  актива и обеспечением условий  для его использования в запланированных  целях.

В расходы  на приобретение и создание нематериальных активов не включаются:

- возмещаемые  суммы налогов, кроме случаев,  предусмотренных законодательством  РФ;

- общехозяйственные  расходы, кроме случаев, когда  они связаны с приобретением  и созданием актива;

- расходы  по научно-исследовательским, опытно-конструкторским  и технологическим работам в  предшествовавших отчетных периодах, которые были признаны прочими  расходами;

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"