Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:17, лекция
Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.
К документам второго уровня можно также отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, устанавливающую единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
Третий уровень (методический) носит рекомендательный характер. К документам этого уровня относятся методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ, Центрального банка РФ и других ведомств, которые содержат разъяснения по основным вопросам бухгалтерского учета (например, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности и др.).
Четвертый уровень (организационный) включает в себя рабочие документы организации, определяющие особенности организации и ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии, т.е. формирующие учетную политику организации (рабочие планы счетов, графики документооборота и др.).
2.2 Учетная политика организации
Основы формирования и раскрытия учетной политики организаций устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.
Согласно ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и др.
Формирование (выбор и обоснование) учетной политики является обязательным для всех организаций, независимо от организационно-правовых форм, а раскрытие (придание гласности) – только для организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Учетная политика
организации формируется
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- форма бухгалтерского учета (журнально-ордерная, упрощенная, мемориальная и др.). При использовании специализированной бухгалтерской компьютерной программы указывается ее наименование и участки бухгалтерского учета, на которых она применяется;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- перечень
должностных лиц, имеющих
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- вариант
организации бухгалтерского
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- порядок
начисления амортизации
- порядок списания затрат по ремонту основных средств;
- вариант
синтетического учета
- способы
оценки материально-
- варианты учета затрат на производство;
- способы
распределения косвенных
- порядок
погашения расходов будущих
- метод определения выручки от продажи продукции;
- решение
о создании резервов
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики по конкретному направлению организации и ведения бухгалтерского учета выбирается один из нескольких способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по какому-либо вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация разрабатывает их самостоятельно, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика применяется с первого января года, следующего за годом ее утверждения. При этом она применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации, независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация должна оформить свою учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. При этом считается, что вновь созданная организация применяет принятую учетную политику со дня государственной регистрации.
Принятая организацией учетная политика должна применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, обеспечивающих более достоверное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности (реорганизации, смены собственников, изменения видов деятельности).
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в установленном порядке. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
2.3 Организация бухгалтерского учета
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. В зависимости от объема учетной работы руководитель организации может:
- учредить
бухгалтерию как структурное
подразделение, возглавляемое
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать
на договорных началах ведение
бухгалтерского учета
- вести бухгалтерский учет лично.
Как правило,
последние три варианта применяются
в организациях, относящихся к
субъектам малого предпринимательства.
В крупных и средних
Структура бухгалтерии зависит от характера деятельности организации, объема учетной работы и уровня автоматизации учетного процесса. Как правило, в состав бухгалтерии входят:
- расчетная
группа - выполняет расчеты с
- материальная
группа – ведет учет
- производственно-
- общая группа
– ведет учет остальных
- касса –
специализированный участок
Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер организации.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и подчиняется непосредственно ему.
Главный бухгалтер
несет ответственность за формирование
учетной политики, ведение бухгалтерского
учета, своевременное представление
полной и достоверной бухгалтерской
отчетности, обеспечивает контроль за
движением имущества и
Совместно с руководителем организации он подписывает документы, служащие основанием для приема и выдачи материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные обязательства и хозяйственные договора. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются.
С главным
бухгалтером согласовываются
Главный бухгалтер
обеспечивает соответствие осуществляемых
хозяйственных операций законодательству
РФ. Главному бухгалтеру запрещается
принимать к исполнению и оформлению
документы по операциям, противоречащим
законодательству и нарушающим договорную
и финансовую дисциплину. О таких
документах главный бухгалтер должен
письменно доложить руководителю организации.
В случае разногласий между
При освобождении
главного бухгалтера от должности производится
сдача дел вновь назначенному
главному бухгалтеру, в процессе которой
проверяется состояние
3 Первичное наблюдение, документирование и регистрация хозяйственных операций
3.1 Документация в бухгалтерском учете
Бухгалтерский документ – это письменное свидетельство, подтверждающее факт совершения хозяйственной операции или право на ее совершение. Согласно Закону «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 96 г. № 129-ФЗ, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Все документы, применяемые для отражения хозяйственных операций, классифицируются по следующим признакам.
По назначению документы подразделяются на распорядительные, оправдательные, документы бухгалтерского оформления и комбинированные. Распорядительные документы содержат разрешение на совершение хозяйственной операции (приказы, распоряжения). Содержащаяся в них информация в учетных регистрах не отражается. Оправдательные документы подтверждают фактическое совершение хозяйственной операции и являются основанием для ее отражения в учетных регистрах (счета, приходные ордера). Документы бухгалтерского оформления предназначены для оформления бухгалтерских записей с целью дальнейшего использования в учетном процессе в тех случаях, когда для отражения хозяйственных операций других документов нет (расчет амортизации основных средств, калькуляция фактической себестоимости продукции). Комбинированные документы сочетают в себе признаки распорядительных, оправдательных и документов бухгалтерского оформления (накладная на отпуск материальных ценностей, расчетно-платежная ведомость на оплату труда).
По порядку составления документы бывают первичными и сводными. Первичные документы составляются на каждую хозяйственную операцию в момент ее совершения (приходные и расходные кассовые ордера, акты о приемке материалов). Сводные документы оформляются на основе ранее составленных первичных документов и служат для обобщения информации обо всей совокупности однотипных хозяйственных операций за определенный промежуток времени (отчет кассира, товарный отчет).
По способу отражения операций различают разовые и накопительные документы. Разовые документы применяются для однократного отражения одной или нескольких одновременно совершаемых операций и после оформления поступают в бухгалтерию для обработки (требование-накладная, приходный кассовый ордер). Накопительные документы предназначены для отражения однородных повторяющихся операций по мере их совершения и составляются постепенно в течение определенного периода времени (лимитно-заборная карта, табель учета использования рабочего времени).