Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:17, лекция

Описание работы

Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.

Файлы: 1 файл

Курс лекций.docx

— 296.54 Кб (Скачать файл)

По содержанию хозяйственных операций документы делятся на материальные, денежные и расчетные. Материальные документы отражают наличие и движение товарно-материальных ценностей (документы на оприходование и списание материальных ценностей, накладные). Денежные документы отражают движение денежных средств. С их помощью учитываются кассовые и банковские операции (выписки банка, кассовые приходные и расходные ордера). Расчетные документы отражают расчеты предприятия с юридическими и физическими лицами (платежные требования, платежные ведомости, авансовый отчет).

По месту  составления документы бывают внешними и внутренними. Внешние документы составляются сторонними организациями и поступают от них в оформленном виде (счета-фактуры, выписки банка). Внутренние документы составляются на самом предприятии для оформления внутренних хозяйственных операций (накладные, акты, приходные и расходные ордера).

По способу  заполнения документы могут быть заполненными вручную или с помощью средств вычислительной техники.

Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации. Унификация документов заключается в разработке типовых форм документов для использования их при оформлении однородных операций на различных предприятиях, независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности. Унификация способствует упрощению и сокращению документов и приспосабливает их к обработке на ЭВМ.

Первичные документы должны быть составлены в  момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно  по окончании операции. При реализации товаров, работ и услуг с применением  контрольно-кассовых машин допускается  составление первичного учетного документа  не реже одного раза в день по его  окончании на основании кассовых чеков.

Бланк документа  должен быть заполнен аккуратно и  разборчиво с помощью чернил, шариковой  ручки, пишущей машинки или автоматизированным способом, все реквизиты должны быть указаны, а свободные графы и  строки прочеркнуты. В документах, связанных  с передачей ценностей, сумму  указывают цифрами и прописью. В документах не допускаются неоговоренные исправления. Допущенная в тексте или цифрах ошибка зачеркивается одной чертой (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и пишется правильный текст или цифра. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.

Своевременное и качественное оформление первичных  документов, передачу их в установленные  сроки для отражения в бухгалтерском  учете и достоверность указанных  в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти  документы.

Все первичные  документы, поступившие в бухгалтерию, должны быть проверены по существу, по форме и арифметически. Проверка по существу позволяет выявить законность и целесообразность совершенной хозяйственной операции. Проверка по форме позволяет установить, что для оформления операции использован бланк соответствующей формы, все реквизиты указаны, все подписи проставлены, все цифры заполнены четко и документ не содержит неоговоренных исправлений. Арифметическая проверка позволяет установить правильность арифметических вычислений и достоверность отражения количественных и стоимостных показателей.

После проверки документы подвергаются бухгалтерской обработке, которая состоит в их таксировке, группировке и контировке. Таксировка (расценка) выполняется путем умножения натурального измерителя хозяйственной операции на денежный и позволяет получить денежную оценку хозяйственной операции. Группировка - это подборка в пачки однородных документов не только по названиям, но и по документам, связанным с ними. Она позволяет подводить общие итоги по однородным документам, что значительно облегчает учетную обработку сгруппированных данных. Контировка (разметка) документов – это установление корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документе.

После записи хозяйственных операций в  учетные регистры, первичные документы  погашаются штампом «погашено». Денежные документы гасят штампом «получено» или «оплачено». Все документы  после окончательной бухгалтерской  обработки подшиваются в папки  и передаются на хранение в текущий  архив, где обеспечивается их сохранность.

Создание первичных  учетных документов, порядок и  сроки их передачи для отражения  в бухгалтерском учете осуществляются в соответствии с утвержденным на предприятии графиком документооборота. Документооборот - это путь, который совершает документ от момента его составления до сдачи в архив. График документооборота разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.

 

3.2 Регистры бухгалтерского учета

 

Регистры  бухгалтерского учета – это таблицы специальной формы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для ее отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Формы учетных регистров разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов РФ, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

Регистры  бухгалтерского учета классифицируются по следующим признакам.

По внешнему виду бухгалтерские регистры подразделяют на книги, карточки и свободные листы. Книги представляют собой сброшюрованные и пронумерованные листы определенного формата и графления (Главная книга, кассовая книга). На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц и заверяется подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью организации. Использование книг позволяет предотвратить фальсификацию учетных данных путем замены одних листов другими. Карточки – это разграфленные отдельные листы стандартного размера, предназначенные для аналитического учета некоторых видов имущества (инвентарные карточки учета основных средств, карточки складского учета материалов). Каждая карточка регистрируется в реестре, где ей присваивается порядковый номер, и отражаются основные реквизиты. Ведение такого реестра позволяет контролировать сохранность карточек. Свободные листы являются разновидностью карточек, но имеют больший формат и объем отражаемой информации (журналы-ордера, ведомости, машинограммы). Их хранят в специальных папках (регистраторах) и извлекают для учетных записей по мере необходимости. Использование свободных листов позволяет рационально распределить обязанности между учетными работниками.

По содержанию различают регистры синтетического и аналитического учета. Регистры синтетического учета предназначены для отражения обобщающей информации об одном или нескольких объектах учета (Главная книга, оборотная ведомость по синтетическим счетам). Регистры аналитического учета ведутся в развитие каких-либо синтетических счетов и содержат более полную, детализированную информацию об определенных объектах учета (лицевые счета сотрудников организации, карточки складского учета материалов).

По характеру  бухгалтерских записей различают регистры хронологического, систематического и комбинированного учета. В регистрах хронологического учета записи производятся в порядке совершения хозяйственных операций (журнал регистрации хозяйственных операций, кассовая книга). В регистрах систематического учета хозяйственные операции за определенный промежуток времени группируются по какому-либо однородному признаку (например, Главная книга). В комбинированных регистрах в хронологическом порядке делают бухгалтерские записи, относящиеся к отдельному виду хозяйственных операций (большинство журналов-ордеров и ведомостей).

По форме  построения различают регистры линейной и шахматной формы. В регистрах линейной формы записи ведут линейно-позиционным способом, при котором хозяйственные операции, относящиеся к определенному объекту аналитического учета, отражаются по одной позиции (линии). Линейные регистры используются для учета расчетов с поставщиками, покупателями, подотчетными лицами и т.д. (например, журнал-ордер №7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»). В регистрах шахматной формы по горизонтали отражаются дебетуемые счета, по вертикали – кредитуемые и каждая хозяйственная операция в один рабочий прием записывается одновременно по дебету и кредиту счетов (Главная книга, журнал-ордер №1 по кредиту счета 50 «Касса»).

Запись  в учетные регистры осуществляют ручным способом или с помощью  средств вычислительной техники. При  ведении регистров машинным способом должна быть предусмотрена возможность  их вывода на бумажные носители информации. Хозяйственные операции отражаются в регистрах в хронологической  последовательности и группируются по счетам бухгалтерского учета. По окончании месяца по каждой графе учетных регистров подводятся итоги. Итоги по синтетическим и аналитическим регистрам сверяют путем составления оборотных ведомостей или другим способом. Лица, составившие и подписавшие учетные регистры, несут ответственность за достоверность отраженной в них информации.

При хранении регистры бухгалтерского учета  должны быть защищены от несанкционированных  исправлений. Исправление ошибки в  учетном регистре должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Для исправления ошибок, выявленных в  учетных регистрах, используют следующие  способы.

Корректурный  способ используется для исправления описок, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов и не отражается на итоговых записях. Исправление ошибки корректурным способом предполагает зачеркивание неправильного текста или суммы и написание над зачеркнутым правильного текста или суммы. На полях документа или в конце страницы делают оговорку об исправлении и подтверждают подписью лица, производящего исправление. Неоговоренные исправления в учетных регистрах не допускаются.

Способ  дополнительной проводки применяется в тех случаях, когда хозяйственная операция отражена в учете в правильной корреспонденции счетов, но в меньшей сумме. Для исправления такой ошибки делают дополнительную запись на разницу между правильной и ошибочной суммой операции в той же корреспонденции счетов.

Способ  «Красное сторно» используют, если в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов или когда корреспонденция счетов составлена правильно, но преувеличена сумма хозяйственной операции. Для исправления ошибки в корреспонденции счетов неправильную запись повторяют красными чернилами. Затем составляют новую проводку с правильной корреспонденцией счетов и записывают ее в регистры обычными чернилами. При подсчете итогов по учетному регистру сумму, записанную красными чернилами, вычитают из итога, аннулируя, таким образом, допущенную ошибку.

Если  корреспонденция счетов составлена правильно, но сумма операции преувеличена, для исправления ошибки красными чернилами делают дополнительную запись на разницу между ошибочной и правильной суммой операции.

После утверждения годовой отчетности регистры группируют, переплетают и  сдают в архив организации. Информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской  отчетности, является коммерческой тайной.

 

Учет основных средств

1 Понятие и виды основных средств

 

Основные  средства – это часть имущества, используемая в деятельности организации в качестве средств труда (оборудование, инструмент) и материальных условий процесса труда (здания, сооружения, транспорт). Они многократно используются в производственном процессе, длительное время сохраняют первоначальный внешний вид, изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства и обращения в течение срока полезного использования путем начисления амортизации. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

Основными нормативными документами, регулирующими учет основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ № 26-н от 30.03.01 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ № 91-н от 13. 10. 03 г.

Согласно  этим документам активы можно отнести к основным средствам, если одновременно выполняются следующие условия:

- использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного периода времени (свыше 12 месяцев);

- организация не предполагает последующую перепродажу данных активов;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Активы, соответствующие вышеперечисленным  критериям, стоимость которых не превышает 20000 рублей за единицу, могут отражаться в составе материально-производственных запасов.

Основные  средства, предназначенные исключительно  для предоставления организацией за плату во временное владение или  пользование с целью получения  дохода, отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности в составе  доходных вложений в материальные ценности.

К основным средствам относятся:

- здания;

- сооружения и передаточные устройства;

- рабочие и силовые машины и  оборудование;

- измерительные и регулирующие  приборы и устройства;

- вычислительная техника;

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"