Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:17, лекция

Описание работы

Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.

Файлы: 1 файл

Курс лекций.docx

— 296.54 Кб (Скачать файл)

Первый  тип хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая уменьшается на сумму хозяйственной операции. Валюта баланса не изменяется, равенство итогов сохраняется. (Например, получение денег с расчетного счета в кассу, выдача денег из кассы под отчет, поступление денежных средств на расчетный счет от дебиторов, отпуск материалов со склада в производство, поступление готовой продукции из производства на склад).

Второй  тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая уменьшается на сумму хозяйственной операции. Валюта баланса не изменяется, равенство итогов сохраняется. (Например, удержан подоходный налог из заработной платы, часть прибыли направлена в резервный капитал).

Третий тип хозяйственных  операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Валюта баланса по активу и пассиву так же увеличивается на сумму хозяйственной операции, равенство итогов сохраняется. (Например, начислена амортизация по основным средствам, начислена заработная плата за изготовление продукции, на расчетный счет зачислен кредит банка)

Четвертый тип хозяйственных  операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей. Валюта баланса по активу и пассиву также уменьшается на сумму хозяйственной операции, равенство итогов сохраняется. (Например, погасили с расчетного счета задолженность перед поставщиком, перечислили с расчетного счета в бюджет налоги, выплатили из кассы заработную плату рабочим).

 

1.4 Счета и двойная запись

 

Счет  бухгалтерского учета – это способ экономической группировки, текущего отражения и контроля за состоянием и движением хозяйственных средств организации и их источников под влиянием хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид хозяйственных средств и их источников.

По отношению  к сторонам баланса все счета делятся на активные и пассивные.

Активные – счета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав и движение. Пассивные – это счета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав и движение, а также обязательства.

Схематично счет представляет собой  таблицу в две колонки: левая - «дебет», правая - «кредит». Запись на счетах начинают с указания начального остатка (сальдо) имущества организации или  его источников. В активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных –  по кредиту счета.

 

Схема строения активного счета

 

 

Дебет

Счет ________________________________________

(наименование счета)

 

Кредит

 – остаток хозяйственных  средств на начало отчетного  периода

 

Хозяйственные операции, вызывающие увеличение хозяйственных средств в отчетном периоде

Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение хозяйственных средств в отчетном периоде

- оборот по дебету (сумма хозяйственных операций за отчетный период)

- оборот по кредиту (сумма хозяйственных операций за отчетный период)

– остаток хозяйственных  средств на конец отчетного периода ( )

 

 

Схема строения пассивного счета

 

 

Дебет

Счет ________________________________________

(наименование счета)

 

Кредит

 

 – остаток источников  хозяйственных средств на начало  отчетного периода

Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение источников хозяйственных средств  в отчетном периоде

Хозяйственные операции, вызывающие увеличение источников хозяйственных средств  в отчетном периоде

- оборот по дебету (сумма хозяйственных операций за отчетный период)

- оборот по кредиту (сумма хозяйственных операций за отчетный период)

 

– остаток источников хозяйственных  средств на конец отчетного периода ( )


 

Кроме активных и пассивных счетов существуют также счета, объединяющие в себе признаки активных и пассивных  счетов – активно-пассивные счета, на которых одновременно отражаются имущество организации и его источники. Сальдо на этих счетах может быть и дебетовым, и кредитовым, а также дебетовым и кредитовым одновременно.

Каждая хозяйственная  операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды -способом двойной записи. Под двойной записью понимают способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций в системе счетов, при котором хозяйственная операция в одинаковой сумме отражается по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Взаимосвязь, возникающая между счетами в результате двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта взаимосвязь, называются корреспондирующими.

Бухгалтерской проводкой (бухгалтерской записью) называется обозначение корреспондирующих счетов, т. е. наименование этих счетов и сумма записи по данной операции.

Бухгалтерские проводки по количеству счетов в них  подразделяются на простые и сложные. Простыми называют бухгалтерские проводки, в которых один счет по дебету корреспондирует с одним счетом по кредиту. Сложными называют бухгалтерские проводки, в которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту, или наоборот.

Для того чтобы  составить бухгалтерскую проводку, необходимо:

- определить, какие объекты учета (имущество  и его источники) затрагивает  данная операция (об этом свидетельствует  наименование формы документа  и содержание хозяйственной операции);

- установить  счета, на которых отражаются  эти объекты учета;

- установить  связь этих счетов с балансом, т.е. определить, где они отражаются: в активе или в пассиве;

- определить, какие изменения в балансе  вызывает хозяйственная операция;

- исходя из схем записей на счетах, установить, какой из двух счетов по данной операции дебетуется, а какой кредитуется.

Активные, пассивные  и активно-пассивные счета являются балансовыми счетами. Они отражаются непосредственно в балансе и  предназначены для учета собственных  средств организации и их источников. Материальные ценности, которые не принадлежат организации на правах собственности, но находятся у нее во временном пользовании, на ответственном хранении, принятые в переработку или на комиссию, а также обеспечения обязательств и платежей, полученные и выданные, и основные средства, сданные в аренду (если по условиям договора они числятся на балансе арендатора), учитываются на забалансовых счетах. Например, 001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию» и др.

Забалансовые  счета не корреспондируют с другими счетами. Учет на них ведется методом простой записи: поступление показывают по дебету, выбытие – по кредиту.

 

По способу группировки обобщения  информации счета делятся на синтетические и аналитические.

Синтетические счета предназначены для обобщающей укрупненной группировки имущества организации и источников его образования. Учет, который ведется на этих счетах, называется синтетическим. На синтетических счетах учет ведется только в денежном выражении.

Аналитические счета – это счета, открываемые в развитие синтетических счетов для более подробной группировки и детализации информации. Учет, который ведется на этих счетах, называется аналитическим. Аналитический учет ведется и в денежном выражении, и в натуральных показателях.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь. Остатки  и обороты синтетического счета  должны быть равны сумме остатков и оборотов всех аналитических счетов, открытых в дополнение этого счета.

По некоторым  синтетическим счетам однородные аналитические  счета могут объединяться в группы. Группы счетов аналитического учета называют субсчетами. Например, Планом счетов бухгалтерского учета к синтетическому счету 10 «Материалы» предусмотрены субсчета: 10-1 «Сырье и материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 10-3 «Топливо», 10-4 «Тара и тарные материалы», 10-5 «Запасные части», 10-6 «Прочие материалы», 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», 10-8 «Строительные материалы», 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.

Субсчета  – это промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами. Каждый субсчет объединяет несколько аналитических счетов, а сами субсчета объединяются одним синтетическим счетам. Учет на этих счетах ведется в денежном выражении.

1.5 Порядок составления оборотной ведомости

 

Оборотные ведомости  применяются в бухгалтерском  учете для удобства контроля над  счетами и составления баланса.

Оборотная ведомость – это способ обобщения учетной информации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета.

Оборотная ведомость  по синтетическим счетам составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту за месяц.

В оборотную  ведомость записывают все используемые на предприятии счета. При этом на каждый счет отводится одна строка.

В этой ведомости  имеются три пары колонок, в которых  по каждому счету показываются начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту счета и конечное сальдо.

При правильной организации бухгалтерского учета должно обеспечиваться попарное равенство итогов в колонках, т.е. итог начальных сальдо по дебету должен быть равен итогу начальных сальдо по кредиту, итог дебетовых оборотов – итогу кредитовых оборотов, итог конечных сальдо по дебету должен быть равен итогу конечных сальдо по кредиту.

Кроме того, равные между собой итоги дебетовых  и кредитовых оборотов по счетам в  оборотной ведомости должны быть равны итогу в журнале регистрации  хозяйственных операций. Это равенство  объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной операции находит  отражение как в журнале регистрации хозяйственных операций, так и на счетах бухгалтерского учета по дебету и кредиту.

2 Нормативные и организационные основы бухгалтерского учета

 

2.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета

 

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими различный статус.

Согласно  Закону «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции:

- планы счетов  бухгалтерского учета и инструкции  по их применению;

- положения  (стандарты) по бухгалтерскому  учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения  организациями учета хозяйственных  операций, составления и представления  бухгалтерской отчетности;

- методические  указания, инструкции, рекомендации  по вопросам бухгалтерского учета.

Организации, руководствуясь законодательством  о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли  и других особенностей деятельности.

Таким образом, можно выделить четыре уровня системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета:

Первый  уровень (законодательный) – устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. К документам первого уровня относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также Гражданский, Налоговый, Трудовой кодексы и др.

Основным  законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 96 г. № 129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его сущность, задачи, порядок организации и регулирования, составления бухгалтерской отчетности и другие вопросы.

Второй  уровень (нормативный) – устанавливает принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. К документам второго уровня относятся положения (стандарты), разрабатываемые и утверждаемые в пределах своей компетенции Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и другими органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Так, например, в развитие Закона «О бухгалтерском учете» Минфином РФ разработано и утверждено Приказом от 29.07.98 № 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». На основе указанного положения Минфин РФ разработал и утвердил Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают порядок учета и оценки отдельных объектов бухгалтерского учета, а также порядок отражения в учете и отчетности отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"