Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:17, лекция

Описание работы

Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.

Файлы: 1 файл

Курс лекций.docx

— 296.54 Кб (Скачать файл)

Поступление объектов основных средств различными способами отражается в учете  следующими записями:

1. При создании (строительстве, дооборудовании, реконструкции):

Дебет 08 Кредит 10, 70, 69, 02, 60, 76, … - на сумму фактических произведенных затрат;

Дебет 19 Кредит 60, 76 - на сумму НДС, выделенную в счетах поставщиков (подрядчиков).

2. При приобретении за плату  у поставщиков:

Дебет 08 Кредит 60 – на покупную стоимость;

Дебет 19 Кредит 60 - на сумму НДС.

3. При получении от учредителей  в качестве вклада в уставный  капитал:

Дебет 08 Кредит 75 - на согласованную учредителями стоимость объекта основных средств.

4. При безвозмездном получении основных средств:

Дебет 08 Кредит 98 «Доходы будущих периодов» - на величину рыночной стоимости объектов на дату принятия к учету. По мере начисления амортизации по данным объектам (Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 02) соответствующие суммы, учтенные на счете 98, списывают с этого счета и включают в состав прочих доходов – Дебет 98 Кредит 91.

Согласно  ст. 575 ГК РФ дарение между коммерческими  организациями запрещено, за исключением  подарков, стоимость которых не превышает 5 МРОТ. Таким образом, безвозмездно получить основные средства организация может только от физических лиц, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных органов.

Затраты организации на подготовку к эксплуатации объекта основных средств (доставку, монтаж, наладку, государственную регистрацию  и др.) при любом способе его  поступления отражают записями:

Дебет 08 Кредит 10, 70, 69, 60, 76, … - на сумму фактических произведенных затрат.

Принятие  объекта к учету в составе  основных средств по первоначальной стоимости отражают записью: Дебет 01 Кредит 08.

 

Выбытие объектов основных средств может  иметь место в случаях их продажи, списания по причине морального и  физического износа, ликвидации при  авариях и стихийных бедствиях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций, безвозмездной  передачи, недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации и в иных случаях.

Стоимость выбывающего объекта основных средств  подлежит списанию с бухгалтерского учета следующими записями:

Дебет 02 Кредит 01 – на сумму начисленной амортизации;

Дебет 91 Кредит 01 – на сумму остаточной стоимости при продаже, безвозмездной передаче, ликвидации;

Дебет 58 Кредит 01 – при передаче в качестве вклада в уставный капитал;

Дебет 94 Кредит 01 – при недостаче, хищении.

Для обобщения  информации и определения финансового  результата от выбытия объектов основных средств используют счет 91 «Прочие доходы и расходы».

По дебету счета 91 отражают:

- остаточную стоимость выбывших основных средств: Дебет 91 Кредит 01;

- суммы начисленного НДС по реализованным и переданным безвозмездно основным средствам: Дебет 91 Кредит 68;

- расходы, связанные с выбытием основных средств (демонтаж, вывоз отходов):

Дебет 91 Кредит 70, 69, 10, 60, 76;

Дебет 19 Кредит 60, 76 – на сумму уплаченного подрядчику НДС по услугам.

По кредиту счета 91 отражают:

- выручку от продажи основных средств, включая НДС: Дебет 62 Кредит 91;

- стоимость полученных  при демонтаже деталей и материалов: Дебет 10 Кредит 91.

Финансовый  результат от выбытия основных средств определяют путем сопоставления оборотов на счете 91 и списывают на счет 99 «Прибыли и убытки». Прибыль образуется при превышении оборота по кредиту и отражается записью: Дебет 91 Кредит 99. Убыток образуется при превышении оборота по дебету и списывается проводкой: Дебет 99 Кредит 91.

5 Учет амортизации основных средств

 

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость  объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Амортизация - это включение в себестоимость продукции части стоимости основных средств.

Начисление  амортизации по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем его принятия к бухгалтерскому учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания его с бухгалтерского учета. Приостанавливается начисление амортизации по объектам, которые по решению руководителя организации находятся на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев или переведены на консервацию на срок свыше трех месяцев.

Амортизации не подлежат:

- объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты, а также основные средства некоммерческих организаций. По ним на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого в конце отчетного года по установленным нормам амортизации;

- объекты основных средств, потребительские  свойства которых с течением  времени не изменяются (земельные  участки, объекты природопользования).

По  объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Объекты основных средств стоимостью не более 20000 рублей за единицу, а также приобретенные  издания (книги, брошюры) разрешается  списывать на затраты по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

Начисление  амортизации объектов основных средств  производится одним из следующих  способов:

- линейным способом;

- способом уменьшаемого остатка;

- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При линейном способе амортизация начисляется равномерно в течение всего срока полезного использования объекта основных средств. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется умножением первоначальной стоимости объекта основных средств на норму амортизации, исчисленную исходя из срока полезного использования этого объекта.

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется умножением остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года на норму амортизации, исчисленную исходя из срока полезного использования и коэффициента ускорения не выше 3, установленного организацией. Этот метод не позволяет полностью начислить амортизацию в установленный срок. Поэтому при его использовании применяется коэффициент ускорения, равный двум, а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга - не выше 3, который увеличивает норму амортизации в соответствующее число раз.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется умножением первоначальной стоимости объекта основных средств на расчетный коэффициент, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) сумма начисленной амортизации определяется умножением натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде на соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.

Выбранный метод начисления амортизации по объекту основных средств не может быть изменен в течение всего периода его полезного использования.

Срок  полезного использования объекта  организация определяет самостоятельно при принятии его к учету, исходя из:

• ожидаемого срока использования  этого объекта в соответствии с его производительностью или мощностью;

• ожидаемого физического износа, зависящего от режима, условий эксплуатации и системы проведения ремонта;

• нормативно-правовых и других ограничений  использования этого объекта (например, срок аренды).

Примерный срок службы основных средств утвержден  Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г. «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные  группы».

Амортизация начисляется организацией ежемесячно независимо от результатов деятельности организации в отчетном месяце в размере 1/12 годовой суммы.

Начисление  амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета производится по-разному. В соответствии со ст. 258 гл. 25 НК РФ все амортизируемое имущество  объединено в 10 амортизационных групп  в соответствии со сроками его  полезного использования. Для целей  налогообложения организация начисляет  амортизацию одним из следующих  методов:

- линейным методом;

- нелинейным методом.

При линейном методе сумма амортизации за месяц определяется как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости объекта на норму амортизации, рассчитанную по формуле:

К = (1/n)·100%,

где К – норма амортизации за месяц,

n – срок полезного использования объекта, выраженный в месяцах.

При нелинейном методе сумма амортизации за месяц определяется как произведение остаточной стоимости объекта на норму амортизации, рассчитанную по формуле:

К = (2/n)·100%.

Линейный  метод начисления амортизации применяют  по основным средствам, входящим в 8, 9, и 10 амортизационные группы, а по остальным основным средствам организация  может применять любой из двух указанных методов.

Для учета сумм начисленной амортизации  по основным средствам используют пассивный  регулирующий счет 02 «Амортизация основных средств». Сальдо кредитовое отражает сумму амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств, оборот по кредиту – суммы начисленной амортизации за месяц, оборот по дебету – сумму амортизации по выбывшим в течение месяца объектам.

Начисленные суммы амортизации ежемесячно относятся  на затраты производства (расходы  на продажу) и отражаются записью:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 02.

По  основным средствам, сданным в текущую  аренду, сумма амортизации отражается записью: Дебет 91 Кредит 02.

6 Учет ремонта основных средств

 

Ремонт  основных средств производится с  целью поддержания их в рабочем  состоянии. В зависимости от объема и сложности ремонтных работ  различают текущий, средний и  капитальный ремонты. Текущий ремонт носит профилактический характер и представляет собой работы по систематическому и своевременному предохранению объектов основных средств от преждевременного износа. Средний ремонт по характеру работ равносилен текущему и связан с частичной разборкой оборудования. При капитальном ремонте производится полная разборка оборудования, перепланировка зданий, замена или восстановление изношенных деталей, узлов и конструкций.

Основные  средства предприятие может отремонтировать  собственными силами (хозяйственный  способ) или привлечь для этого  специализированную организацию (подрядный  способ). Расходы по ремонту при любом способе его проведения включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

В зависимости от структуры основных средств, сложности, периодичности  и стоимости ремонта, затраты  по нему организация может отразить в учете тремя способами.

1-й способ. Если ремонтные работы не имеют регулярного характера и не требуют значительных денежных средств, расходы по ремонту включаются непосредственно в себестоимость продукции (работ, услуг) в том отчетном периоде, когда они были произведены и отражаются записями:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 10, 70, 69, 71,… – на сумму фактически произведенных затрат при хозяйственном способе ремонтных работ;

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 60; Дебет 19 Кредит 60 – на сумму акцептованных счетов подрядчика при подрядном способе ремонтных работ.

2-й способ. Предприятие с большим объемом ремонтных работ и со сложной структурой основных средств в целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт в издержки производства отчетного периода может создавать резерв расходов на ремонт основных средств. Отчисления на образование резерва производятся ежемесячно в сумме, исчисленной исходя из годовой сметной стоимости ремонта. Для обобщения информации о состоянии и движении сумм резерва используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Создание резерва отражается записью:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 96.

По  мере выполнения ремонтных работ  затраты, связанные с их проведением, списываются проводками:

Дебет 96 Кредит 10, 70, 69, 71,… – на сумму фактически произведенных затрат при хозяйственном способе ремонтных работ;

Дебет 96 Кредит 60; Дебет 19 Кредит 60 – на сумму акцептованных счетов подрядчика при подрядном способе ремонтных работ.

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"