Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:15, дипломная работа
Основной целью написания дипломной работы является изучение бухгалтерского учета, аудита и анализа материально-производственных запасов и рациональности их использования, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию учета материально-производственных запасов на филиале ОАО «РЖД» – СП «Эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный». Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач: 1. Дать определение материально-производственных запасов, изучить их классификацию и оценку;
2. Изучить документальное оформление поступления и расходования материально-производственных запасов;
3. Рассмотреть особенности учета производственных запасов на складах и бухгалтерии;
Типичное нарушение, встречающееся при проверках данного сегмента:
2 Организация бухгалтерского учета Эксплуатационного
локомотивного депо Свердловск-Сортировочный
2.1 Краткая характеристика
Эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ТЧЭ-5), является структурным подразделением Свердловской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – дорога). ТЧЭ-5 в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, приказами и другими нормативными документами открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») и Дороги, а также Положением. ТЧЭ-5 не имеет статуса юридического лица и осуществляет деятельность от имени ОАО «РЖД». Ответственность по обязательствам ТЧЭ-5 несет ОАО «РЖД». Полное наименование: Структурное подразделение Свердловской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный. Сокращенное наименование: ТЧЭ-5 Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Место нахождения: Екатеринбург, ул. Электродепо, 3. Для обеспечения своей деятельности ТЧЭ-5 имеет расчетные и иные счета в банках, открываемые в порядке, установленном ОАО «РЖД», Дорогой и законодательством РФ. ТЧЭ-5 имеет круглую печать, содержащую его сокращенное и полное фирменное наименование, указание на его местонахождение, а также полное фирменное наименование ОАО «РЖД» на русском языке. ТЧЭ-5 может иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации, содержащие информацию о принадлежности к ОАО «РЖД».
Дорога наделяет ТЧЭ-5 имуществом в порядке, установленном внутренними документами ОАО «РЖД».
Имущество ТЧЭ-5 составляют основные фонды и оборотные средства, нематериальные активы, а также иные ценности, стоимость которых учитывается на его балансе, являющемся составной частью баланса Дороги.
Распоряжение имуществом,
находящимся в пользовании ТЧЭ-
2.2 Бухгалтерский учет на
В процессе производства материалы используются различно: они могут полностью потребляться в процессе производства (сырье и материалы), или изменять свою форму (например, смазочные материалы). Некоторые материалы входят в изделие без каких-либо изменений (запасные части), другие вообще не входят в массу или химический состав продукции, но способствуют ее изготовлению (быстроизнашивающиеся предметы).
В условиях централизованного управления экономикой железнодорожного транспорта Эксплуатационному локомотивному депо Свердловск-Сортировочный вышестоящая организация утверждает бюджет запасов, в рамках которого он формирует фактическое наличие материальных ресурсов установленной номенклатуры.
В бухгалтерском учете ТЧЭ-5 отдельные виды производственных запасов в основном учитывают на специальных субсчетах первого уровня, открываемых к синтетическому счету 10 «Материалы»:
10-01 «Сырье и материалы»;
10-02 «Материалы топливоДр»;
10-03 «МатериалыТоплБак ДТ»;
10-04 «Мат.тара и тарн.мат.»;
10-05
«ЗапЧастиНовыеЛоком и прочие»;
10-06 «Материалы смазочные»;
10-10 «МатОтхЛомМетВыбОС»;
10-11 «МатИнстрПриспИнвен»;
10-12 «Мат. Спецодежда на складе и в эксплуатации»;
10-13 «МатПостелПринадНаСкладе»;
10-14 «Мат.форменная одежда»;
10-16 «Прочие материалы»;
10-17 «МатериалыОтгрСклада»;
10-99 «Матер. Прочие в пути».
Централизованную систему возглавляет Росжелдорснаб, являющийся филиалом ОАО «РЖД». С участием отраслевых департаментов, а также филиалов и дирекций он определяет потребность железнодорожного транспорта в материальных ресурсах, разрабатывает сводный бюджет запасов и закупок в целом по ОАО «РЖД», в том числе и ТЧЭ-5, заключает договоры с поставщиками, объявляет конкурсы на закупку нужных материальных ресурсов, определяет и контролирует ценовую политику на эти ресурсы, способствуя снижению издержек производства. Оплату материальных ресурсов Росжелдорснаб производит за счет средств, которые для этих целей ему выделяет ОАО «РЖД».
Часть материальных ресурсов с разрешения филиала ОАО «РЖД» Эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный может приобретать самостоятельно. На Свердловском отделении железной дороги организатором снабжения материалами общего назначения выступает Екатеринбургская Дирекция материально-технического обеспечения (ЕДМТО). В ее задачу входит обеспечение материалами ТЧЭ-5 и другие линейные структурные единицы.
Эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный для хранения материалов общего назначения имеет склады и производственные кладовые. Находящиеся в этих кладовых материалы учитываются на балансе ТЧЭ-5.
Снабжение ТЧЭ-5 топливом и смазкой находится в ведении ЕДМТО.
Для хранения топлива и смазки на железной дороге имеются базы при ЕДМТО. На эти базы от поставщиков поступают топливо и смазка, которые затем отпускаются на производственные и хозяйственные нужды Эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный.
Таким образом, по топливу и смазке применяется следующая схема снабжения.
Рисунок 2 – Схема формирования и передачи информации
о фактической себестоимости материальных ресурсов
Материальные ресурсы подвергаю
Материальные запасы принимаются
к учету по фактической себестоимости,
которая исчисляется в
Согласно учетной политике предприятия оценка стоимости материальных запасов производится по учетным ценам, сформированным на базе фактической себестоимости, на начало отчетного года, с доведением в каждом отчетом периоде до уровня фактической себестоимости за счет ведения счета отклонений учетных цен.
Если приобретаются и
При одновременной доставке нескольких наименований материалов для определения фактической себестоимости каждого их них некоторые ее составляющие необходимо распределить пропорционально заранее установленной базе (массе, объему, стоимости по цене поставщика и т. д.). Итоги распределения и определение фактической себестоимости оформляют расчетом, который прикладывают к первичному документу.
Также технической величиной являются и средневзвешенные покупные цены, исчисленные для каждого номенклатурного номера материалов, исходя из количества и стоимости их начального остатка и поступления в течение предыдущего периода (год, четвертый квартал или декабрь месяц). Делением общей стоимости остатка материалов на начало расчетного периода и стоимости материала, поступившего за расчетный период, на общее количество этого материала определяют средневзвешенную цену, которая принимается в качестве учетной и указывается в номенклатуре-ценнике.
Например, остаток материала на 1 декабря 2009 года составляет 80 кг на 5 040 р. В течение декабря имело место поступление этого материала в количестве 35 кг на 2 415 р. Средневзвешенная цена материала составит: (5 040+ 2 415)/(80+35) = 7 455/115 = 65 р.
Поступившие материалы в этом случае оприходуются по учетной цене, и одновременно определяется разница между стоимостью материалов по цене поставщика и стоимостью по средневзвешенной учетной цене. Эта разница учитывается как отклонение в стоимости материалов.
Например, на склад ТЧЭ-5 поступили материалы массой 86 кг по цене поставщика 73 р. за 1 кг. Материалы оприходованы по средневзвешенной учетной цене 65 р.
Стоимость материалов по цене поставщика 73 86=6278 р. пересчитывается по учетным ценам: 65 86 =5 590 р. Затем определяется разница между стоимостью материалов по цене поставщика и учетным ценам: 6 278 – 5 590=688 р. и составляется учетная запись:
Дебет счета 10 «Материалы» – 5 590 р.;
Дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» – 688 р.;
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 6 278 р.
2.3 Учет поступления материально-производственных запасов
На Эксплуатационном локомотивном депо Свердловск-Сортировочный источниками поступления материалов, запасных частей, инвентаря и т. д. являются централизованные и децентрализованные поставки, безвозмездное поступление, излишки материалов, выявленные при инвентаризации, принятие на ответственное хранение.
Основным источником поступления материальных ресурсов на склады ТЧЭ-5 являются централизованные поставки.
Поставщики в соответствии с договорными условиями отгружают материальные ресурсы ТЧЭ-5 и предъявляют Росжелдорснабу расчетные и товарные документы. Росжелдорснаб на основании цен и транспортных расходов, указанных в этих документах, калькулирует фактическую себестоимость приобретенных материальных ресурсов, используя дебетовую часть счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Исчисленную общую сумму он по взаимным расчетам извещением передает ТЧЭ-5 – получателю материальных ресурсов.
Применяется следующая схема формирования фактической стоимости материальных ресурсов и транзитной их поставки ТЧЭ -5.
Счет
60
«Расчеты с «Заготовление и « Внутрихозяйственные
поставщиками» приобретение расчеты»
1.Фактическая себестоимость 2. Передача фактической
отгруженных поставщиком себестоимости в ТЧЭ-5
материальных ресурсов отгруженных поставщиком
Рисунок 3 – Схема формирования и передачи информации о
фактической себестоимости материальных ресурсов в ТЧЭ-5
ТЧЭ-5 на основании принятых извещений организует учет приобретения соответствующих материальных ресурсов, также используя счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и на основании выданной ему доверенности принимает их по станции назначения.
При приемке груза ТЧЭ-5 проверяет целостность груза, массу, их соответствие данным железнодорожной накладной.
В случае повреждения тары, порчи груза и т. д. по требованию ТЧЭ-5 – получателя груза составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий оператору-перевозчику на предмет возмещения причиненного ущерба. Если перевозка осуществляется железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД», то в соответствии с коммерческим актом указанные потери получатель груза (ТЧЭ-5) должен списать на финансовые результаты как прочие расходы.
Все материалы, поступившие на склад, в тот же день принимает материально ответственное лицо. При этом количество и качество поступивших материалов сверяют с указанным в сопроводительных документах. Когда при приемке обнаружено расхождение с сопроводительным документом поставщика по количеству или качеству материалов, то создается комиссия, которая осуществляет приемку и по результатам составляет акт о приемке материалов. В нем указывают недостачу, излишки, брак и другое несоответствие фактического состояния материалов сопроводительным документам. Один экземпляр акта служит основанием для предъявления претензий к поставщику или транспортной организации и прилагается к претензионному письму, а другой используют для оприходования материалов. Акт о приемке материалов составляют также, если материалы поступают на склад до получения извещения (авизо) Росжелдорснаба.
Склады ТЧЭ-5 значительную часть материалов получают с главного склада железной дороги (ЕДМТО), который отправляет материалы в соответствии с планом снабжения на основании наряда-накладной. Последний выписывает коммерческий отдел главного склада дороги (ЕДМТО) и использует в качестве оперативного документа, подтверждающего отпуск материалов, и как извещение склада ТЧЭ-5 о предстоящем поступлении материалов.