Методические аспекты бухгалтерского учета, анализа и аудита материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:15, дипломная работа

Описание работы

Основной целью написания дипломной работы является изучение бухгалтерского учета, аудита и анализа материально-производственных запасов и рациональности их использования, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию учета материально-производственных запасов на филиале ОАО «РЖД» – СП «Эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный». Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач: 1. Дать определение материально-производственных запасов, изучить их классификацию и оценку;
2. Изучить документальное оформление поступления и расходования материально-производственных запасов;
3. Рассмотреть особенности учета производственных запасов на складах и бухгалтерии;

Файлы: 1 файл

диппллом.doc

— 725.50 Кб (Скачать файл)

Типичное нарушение, встречающееся при проверках данного сегмента:

  • не включение в фактическую себестоимость материально-производственных запасов затрат, связанных с их заготовлением;
  • не соблюдение принятого в учетной политике способа списания материально-производственных запасов;
  • несоответствие данных бухгалтерского и складского учета;
  • списание неоприходованных материально-производственных запасов (кредитовое сальдо на активном счете);
  • отражение на счетах 10 «Материалы» или 41 «Товары» запасов, поступивших в организацию на переработку или на комиссию (без перехода права собственности);
  • отсутствие первичных документов, незаполнение установленных реквизитов;
  • отсутствие или неэффективность контроля за соблюдением норм расхода материалов [11, с. 165].

 

 

 

2 Организация бухгалтерского учета Эксплуатационного

    локомотивного депо Свердловск-Сортировочный

 

 

2.1 Краткая характеристика Эксплуатационного  локомотивного депо Свердловск-Сортировочный

 

Эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ТЧЭ-5), является структурным подразделением Свердловской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – дорога). ТЧЭ-5 в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, приказами и другими нормативными документами открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») и Дороги, а также Положением. ТЧЭ-5 не имеет статуса юридического лица и осуществляет деятельность от имени ОАО «РЖД». Ответственность по обязательствам ТЧЭ-5 несет ОАО «РЖД». Полное наименование: Структурное подразделение Свердловской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный. Сокращенное наименование: ТЧЭ-5 Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Место нахождения: Екатеринбург, ул. Электродепо, 3. Для обеспечения своей деятельности ТЧЭ-5 имеет расчетные и иные счета в банках, открываемые в порядке, установленном ОАО «РЖД», Дорогой и законодательством РФ. ТЧЭ-5 имеет круглую печать, содержащую его сокращенное и полное фирменное наименование, указание на его местонахождение, а также полное фирменное наименование ОАО «РЖД» на русском языке. ТЧЭ-5 может иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации, содержащие информацию о принадлежности к ОАО «РЖД».

Дорога наделяет ТЧЭ-5 имуществом в порядке, установленном внутренними документами ОАО «РЖД».

Имущество ТЧЭ-5 составляют основные фонды и оборотные средства, нематериальные активы, а также иные ценности, стоимость которых учитывается на его балансе, являющемся составной частью баланса Дороги.

Распоряжение имуществом, находящимся в пользовании ТЧЭ-5, производится в порядке, установленном ОАО «РЖД», и в соответствии с законодательством РФ. Контроль за сохранностью и использованием переданного ТЧЭ-5 имущества осуществляет Дорога. Дорога осуществляет финансирование затрат ТЧЭ-5, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг для Дороги и других подразделений ОАО «РЖД», в установленном ОАО «РЖД» порядке. ТЧЭ-5 организует в установленном порядке бухгалтерский, налоговый, управленческий, статистический учет и отчетность, контролирует правильность и достоверность их ведения, обеспечивает проведение мероприятий по их автоматизации.

 

2.2 Бухгалтерский учет на предприятии 

 

В процессе производства материалы используются различно: они могут полностью  потребляться в процессе производства (сырье и материалы), или изменять свою форму (например, смазочные материалы). Некоторые материалы входят в изделие без каких-либо изменений (запасные части), другие вообще не входят в массу или химический состав продукции, но способствуют ее изготовлению (быстроизнашивающиеся предметы).

В условиях централизованного управления экономикой железнодорожного транспорта Эксплуатационному локомотивному депо Свердловск-Сортировочный вышестоящая организация утверждает бюджет запасов, в рамках которого он формирует фактическое наличие материальных ресурсов установленной номенклатуры.

В бухгалтерском  учете ТЧЭ-5 отдельные виды производственных запасов в основном учитывают на специальных субсчетах первого уровня, открываемых к синтетическому счету 10 «Материалы»:

10-01 «Сырье и материалы»;

10-02 «Материалы топливоДр»;

10-03 «МатериалыТоплБак ДТ»;

10-04 «Мат.тара и тарн.мат.»;

10-05 «ЗапЧастиНовыеЛоком и прочие»; 

10-06 «Материалы смазочные»;

10-10 «МатОтхЛомМетВыбОС»;

10-11 «МатИнстрПриспИнвен»;

10-12 «Мат. Спецодежда на складе и  в эксплуатации»;

10-13 «МатПостелПринадНаСкладе»;

10-14 «Мат.форменная одежда»;

10-16 «Прочие материалы»;

10-17 «МатериалыОтгрСклада»;

10-99 «Матер. Прочие в пути».

Централизованную систему  возглавляет Росжелдорснаб, являющийся филиалом ОАО «РЖД». С участием отраслевых департаментов, а также филиалов и дирекций он определяет потребность железнодорожного транспорта в материальных ресурсах, разрабатывает сводный бюджет запасов и закупок в целом по ОАО «РЖД», в том числе и ТЧЭ-5, заключает договоры с поставщиками, объявляет конкурсы на закупку нужных материальных ресурсов, определяет и контролирует ценовую политику на эти ресурсы, способствуя снижению издержек производства. Оплату материальных ресурсов Росжелдорснаб производит за счет средств, которые для этих целей ему выделяет ОАО «РЖД».

Часть материальных ресурсов с разрешения филиала ОАО «РЖД» Эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный может приобретать самостоятельно. На Свердловском отделении железной дороги организатором снабжения материалами общего назначения выступает Екатеринбургская Дирекция материально-технического обеспечения (ЕДМТО). В ее задачу входит обеспечение материалами ТЧЭ-5 и другие линейные структурные единицы.

Эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный для хранения материалов общего назначения имеет склады и производственные кладовые. Находящиеся в этих кладовых материалы учитываются на балансе ТЧЭ-5.

Снабжение ТЧЭ-5 топливом и смазкой находится в ведении ЕДМТО.

Для хранения топлива и смазки на железной дороге имеются базы при  ЕДМТО. На эти базы от поставщиков поступают топливо и смазка, которые затем отпускаются на производственные и хозяйственные нужды Эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный.

Таким образом, по топливу и смазке применяется следующая схема  снабжения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Схема формирования и передачи информации              

                    о фактической себестоимости материальных ресурсов

Материальные ресурсы подвергаются стоимостной оценке, во-первых, при их поступлении на склад ТЧЭ-5 и оприходовании, во-вторых, при их списании на издержки производства.

Материальные запасы принимаются  к учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости  от способа приобретения данного  имущества.

Согласно учетной политике предприятия  оценка стоимости материальных запасов производится по учетным ценам, сформированным на базе фактической себестоимости, на начало отчетного года, с доведением в каждом отчетом периоде до уровня фактической себестоимости за счет ведения счета отклонений учетных цен.

Если приобретаются и доставляются материалы одного наименования, то все перечисленные расходы включаются в его фактическую себестоимость, по которым их оприходует бухгалтерия по дебету счета 10 «Материалы» и соответствующему номенклатурному номеру.

При одновременной доставке нескольких наименований материалов для определения фактической себестоимости каждого их них некоторые ее составляющие необходимо распределить пропорционально заранее установленной базе (массе, объему, стоимости по цене поставщика и т. д.). Итоги распределения и определение фактической себестоимости оформляют расчетом, который прикладывают к первичному документу.

Также технической величиной являются и средневзвешенные покупные цены, исчисленные для каждого номенклатурного номера материалов, исходя из количества и стоимости их начального остатка и поступления в течение предыдущего периода (год, четвертый квартал или декабрь месяц). Делением общей стоимости остатка материалов на начало расчетного периода и стоимости материала, поступившего за расчетный период, на общее количество этого материала определяют средневзвешенную цену, которая принимается в качестве учетной и указывается в номенклатуре-ценнике.

Например, остаток материала на 1 декабря 2009 года составляет 80 кг на 5 040 р. В течение декабря имело место поступление этого материала в количестве 35 кг на 2 415 р. Средневзвешенная цена материала составит:      (5 040+ 2 415)/(80+35) = 7 455/115 = 65 р.

Поступившие материалы в этом случае оприходуются по учетной цене, и одновременно определяется разница между стоимостью материалов по цене поставщика и стоимостью по средневзвешенной учетной цене. Эта разница учитывается как отклонение в стоимости материалов.

Например, на склад ТЧЭ-5 поступили  материалы массой 86 кг по цене поставщика 73 р. за 1 кг. Материалы оприходованы по средневзвешенной учетной цене 65 р.

Стоимость материалов по цене поставщика 73 86=6278 р. пересчитывается по учетным ценам: 65 86 =5 590 р. Затем определяется разница между стоимостью материалов по цене поставщика и учетным ценам: 6 278 – 5 590=688 р. и составляется учетная запись:

Дебет счета 10 «Материалы» – 5 590 р.;

Дебет счета 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей» – 688 р.;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 6 278 р.

 

2.3 Учет поступления материально-производственных запасов

 

На Эксплуатационном локомотивном депо Свердловск-Сортировочный источниками поступления материалов, запасных частей, инвентаря и т. д. являются централизованные и децентрализованные поставки, безвозмездное поступление, излишки материалов, выявленные при инвентаризации, принятие на ответственное хранение.

Основным источником поступления материальных ресурсов на склады ТЧЭ-5 являются централизованные поставки.

Поставщики в соответствии с договорными условиями отгружают материальные ресурсы ТЧЭ-5 и предъявляют Росжелдорснабу расчетные и товарные документы. Росжелдорснаб на основании цен и транспортных расходов, указанных в этих документах, калькулирует фактическую себестоимость приобретенных материальных ресурсов, используя дебетовую часть счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Исчисленную общую сумму он по взаимным расчетам  извещением передает ТЧЭ-5 – получателю материальных ресурсов.

Применяется следующая схема формирования фактической стоимости материальных ресурсов и транзитной их поставки ТЧЭ -5.

Счет 60                                Счет 15                                         Счет 79                 

   «Расчеты с                        «Заготовление и                            « Внутрихозяйственные

поставщиками»                приобретение                                 расчеты»


                                           материальных ценностей»                                   


                                                                                                                     


                                                                  


        1.Фактическая себестоимость                    2. Передача фактической

      отгруженных поставщиком                    себестоимости в ТЧЭ-5

      материальных ресурсов                           отгруженных поставщиком

                                                                             материальных ресурсов

 

 

 

Рисунок 3 – Схема формирования и передачи информации о     

                       фактической себестоимости материальных ресурсов в ТЧЭ-5

 

ТЧЭ-5 на основании принятых извещений организует учет приобретения соответствующих материальных ресурсов, также используя счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и на основании выданной ему доверенности принимает их по станции назначения.

При приемке  груза ТЧЭ-5 проверяет целостность  груза, массу, их соответствие  данным железнодорожной накладной.

В случае повреждения  тары, порчи груза и т. д. по требованию ТЧЭ-5 – получателя груза составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий оператору-перевозчику на предмет возмещения причиненного ущерба. Если перевозка осуществляется железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД», то в соответствии с коммерческим актом указанные потери получатель груза (ТЧЭ-5) должен списать на финансовые результаты как прочие расходы.

Все материалы, поступившие на склад, в тот же день принимает материально ответственное лицо. При этом количество и качество поступивших материалов сверяют с указанным в сопроводительных документах. Когда при приемке обнаружено расхождение с сопроводительным документом поставщика по количеству или качеству материалов, то создается комиссия, которая осуществляет приемку и по результатам составляет акт о приемке материалов. В нем указывают недостачу, излишки, брак и другое несоответствие фактического состояния материалов сопроводительным документам. Один экземпляр акта служит основанием для предъявления претензий к поставщику или транспортной организации и прилагается к претензионному письму, а другой используют для оприходования материалов. Акт о приемке материалов составляют также, если материалы поступают на склад до получения извещения (авизо) Росжелдорснаба.

Склады ТЧЭ-5 значительную часть материалов получают с главного склада железной дороги (ЕДМТО), который отправляет материалы в соответствии с планом снабжения на основании наряда-накладной. Последний выписывает коммерческий отдел главного склада дороги (ЕДМТО) и использует в качестве оперативного документа, подтверждающего отпуск материалов, и как извещение склада ТЧЭ-5 о предстоящем поступлении материалов.

Информация о работе Методические аспекты бухгалтерского учета, анализа и аудита материально-производственных запасов