Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:31, дипломная работа
Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками представляет собой важнейшую часть системы бухгалтерского учета, анализа и аудита. Не будет преувеличенным утверждение о том, что учет, в том числе бухгалтерский, начинался с учета расчетов.
В современной экономике организации постоянно ведут расчеты: с покупателями – за отгруженные товары, готовую продукцию; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги. Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны и разнообразны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулирования учета и аудита данных операций обширна и динамична.
Покупатель (плательщик) имеет право отозвать выставленный аккредитив до истечения нормативного срока. На сумму закрытого аккредитива дебетуются счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и кредитуется счет 55, субсчет «Аккредитивы» (за счет собственных средств).
Если на открытие аккредитива был получен кредит, то при его закрытии деньги направляются на его погашение: дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», кредит счета 55, субсчет «Аккредитивы».
При поступлении денежных средств от покупателя продукции дебетуется счет 51 «Расчетные счета», кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Платежные поручения – это письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку осуществить платеж. Форма расчетов применяется как при одногородних, так и иногородних расчетах. Платежные поручения используют в расчетах как по товарным операциям (за продукцию и услуги), так и по нетоварным (рисунок 2).
Платежные поручения выписываются в нескольких экземплярах, но не менее чем в трех. Первый экземпляр, подписанный руководителем организации-плательщика и главным бухгалтером, скрепляется печатью и остается в документах банка-плательщика. Второй экземпляр направляется в банк организации-получателя денежных средств. Третий экземпляр вместе с выпиской из расчетного счета о списании денежных средств возвращается организации-плательщику. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки и принимаются к оплате, если на расчетном счете плательщика имеются средства.
Банк (плательщика) |
Рисунок 2. Документооборот при расчетах платежными поручениями.
Расчеты по плановым платежам осуществляются при наличии постоянных связей поставщиков с покупателями, когда поставки носят равномерный характер. Данная форма расчетов возможна как при одногородних, так и при иногородних поставках продукции.
При расчетах по плановым платежам покупатель один-два раза в неделю производит оплату запланированной или уже поставленной ему продукции за предыдущий период (неделю). Не реже одного раза в месяц производится окончательный расчет между поставщиком и покупателем, исходя из фактически поставленной продукции. На разницу покупатель выписывает платежное поручение.
Наиболее часто во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями применяют расчеты по инкассо с использованием платежных требований с акцептом или без акцепта и инкассовых поручений, оплата которых производится в бесспорном порядке.
Акцептная форма расчетов дает возможность контролировать выполнение поставщиком условий договора, сроков, качества поставки. Минимальная сумма акцептуемых счетов при этом виде расчетов обычно ограничивается в договоре.
Отгрузив продукцию или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет и платежное требование. Счет при реестре сдается в банк на инкассо. Если расчетные счета поставщика и покупателя находятся в разных банках, обычно выписываются четыре экземпляра расчетных документов, если в одном – три.
При предварительном акцепте плательщику дается не менее пяти рабочих дней со дня поступления расчетного документа в его банк для согласия или отказа от оплаты полностью или частично. Акцепт платежного требования либо полный или частичный отказ от него оформляется заявлением об акцепте либо об отказе от акцепта по специально установленной Банком России форме.
При отказе посылается телеграмма банку получателя, поставщику и его банку. Если в течение пяти дней организация не заявит об отказе от акцепта, расчетный документ считается акцептованным и сумма списывается с ее расчетного счета.
Предварительный акцепт применяют в основном при иногородних расчетах.
Плательщик (покупатель) может полностью или частично отказаться от акцепта. Полный отказ от оплаты возможен из-за отсутствия заказа, нарушения договора поставки, частичный акцепт – при применении поставщиком неправильных цен, допущении арифметических ошибок. Списание излишних, ошибочно зачисленных сумм производится в безакцептном порядке.
Оплата расчетного документа подтверждается штампом банка плательщика, который затем отсылает один экземпляр этого документа в банк поставщика. Тот зачисляет полученные деньги на счет своего клиента и извещает его об этом выпиской из счета с приложением копии расчетного документа.
Расчеты по инкассо могут осуществляться и на основе инкассовых поручений. Их используют при бесспорном взыскании платежей государственными органами, выполняющими контрольные функции, при взыскании по исполнительным документам и в случаях, предусмотренных сторонами договора при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, такого права.
Во всех случаях банк принимает платежные требования к оплате только при наличии достаточной суммы средств на расчетном счете или договора банковского счета, согласно которому оплата счетов при временном отсутствии денежных средств у плательщика производится за счет оформляемой самим банком ссуды (овердрафта). По платежным поручениям таких ограничений нет. При отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в специальную картотеку банка. Их оплата производится по мере поступления средств в очередности, установленной действующим законодательством.
Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку выплатить указанную в чеке сумму чекодержателю, иными словами, это письменный приказ владельца счета о выплате с него означенной в чеке суммы чекодержателю или о ее перечислении на счет последнего. В большинстве стран чек является основным средством безналичных расчетов. Банк принимает от своих клиентов чеки не только на счета, открытые в данном банке, но и выписанные на другие банки. Взаимный зачет чеков между банками выполняют специальные расчетные палаты.
Вексель – это вид ценной бумаги, представляющей собой письменное долговое обязательство, составленное в закрепленной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлении конца срока с лиц, выдавших или акцептовавших обязательство, уплаты оговоренной в нем денежной суммы [24].
Различают простые и переводные векселя.
Простой вексель (соло-вексель) – это письменное долговое обязательство одной стороны (векселедателя) заплатить сумму денег, указанную в документе, по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) за совершенные торговые операции или за выполненные работы и услуги. В документе указывают: место, дату выдачи, сумму обязательств, сумму процентов, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя.
Переводной вексель (вексель-тратта) выписывает векселедатель-кредитор (трассант). Он содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Документ становится долговым обязательством только после его акцепта трассатом. На документе должна быть сделана передаточная запись (индоссамент), и тогда его можно использовать неоднократно, то есть как кредитно-расчетный документ. В этом случае существенно ускоряется оборот средств и учет (дисконтирование) векселей в банках. При этом векселедержатель передает его в банк посредством индоссамента до наступления срока платежа и получает в банке сумму, указанную в векселе, за вычетом процента в пользу банка.
Ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.
В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета (в порядке убывания высоты уровней).
Уровень 1: законодательный (включает кодексы, федеральные законы, постановления Правительства, указы Президента, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет). Например, Закон о бухгалтерском учете [2] устанавливает:
- определение бухгалтерского учета, его объектов, задач;
- единые правовые и методологические основы;
- порядок организации бухгалтерского учета в организациях;
- основные требования
к ведению бухгалтерского учета
- подходы к оценке имущества и обязательств;
- порядок инвентаризации имущества и обязательств;
- состав бухгалтерской отчетности, порядок ее подготовки.
Уровень 2: нормативный (включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные учетные правила). Каждое положение утверждается Минфином России и отражает требования к учету конкретного объекта или группы объектов. Например, согласно положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н [6] расчеты с дебиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Дебиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [9], согласно которому:
- величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления или дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов;
- величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров);
- в случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Стоимость актива, подлежащего получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов;
- величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [10] устанавливает:
- дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации;
- если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Номер ПБУ состоит из двух чисел, разделенных знаком дроби: первое число означает номер стандарта в порядке их принятия, а второе число – год принятия стандарта (при существенном пересмотре стандарта принимается его новая версия, тогда в коде номер стандарта остается прежним, а меняется год его принятия).
Уровень 3: методический, его формируют инструкции, методические рекомендации и указания по ведению бухгалтерского учета. Например, согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты
отражения обязательств в
На основании данных проведенной инвентаризации, а также письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации по каждому обязательству списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные к взысканию. Основание – п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н [6]. Аналогичные требования в п. 78 Положения определены и для списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Документы, регулирующие учет на методическом уровне, многочисленны и относятся к различной подведомственности.
Уровень 4: организационно-