ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ (на примере ЗАО «ТИМ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками представляет собой важнейшую часть системы бухгалтерского учета, анализа и аудита. Не будет преувеличенным утверждение о том, что учет, в том числе бухгалтерский, начинался с учета расчетов.
В современной экономике организации постоянно ведут расчеты: с покупателями – за отгруженные товары, готовую продукцию; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги. Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны и разнообразны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулирования учета и аудита данных операций обширна и динамична.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

Источниками информации для проверки расчетов с покупателями и заказчиками являются: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчетов, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, книга продаж, учетные регистры по счетам 62, 76, 68, 91 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность (Бухгалтерский баланс, Приложение к бухгалтерскому балансу), Положение об учетной политике предприятия и другие.

При проверке расчетов с  покупателями и заказчиками необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Важность проверки оборотов по этому счету обусловливается формированием информации по важнейшему показателю деятельности организации - выручке от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг.

При проверке аудитор  должен обратить внимание на следующее:

-имеются ли договоры  на поставку продукции (выполнения работ, услуг) и правильно ли они оформлены;

- обоснованность получения  авансов;

 

- уплачен ли НДС  с суммы авансовых платежей, поступивших  в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам реализованных товаров (работ, услуг);

- правильность учета  авансов, полученных в иностранной валюте;

- наличие зарубежных  покупателей. Необходимо уточнить, как ведется учет курсовых  и суммовых разниц, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на даты составления бухгалтерской отчетности;

- осуществлялась ли  инвентаризация расчетов (необходимо  просмотреть ее результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов);

- при наличии дебиторской  задолженности необходимо установить  дату возникновения и причину образования;

- правильность ведения  аналитического учета и составления  бухгалтерских записей по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

- соответствие записей  аналитического учета по счету  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в учетном регистре, главной книге и бухгалтерском балансе.

Если в расчетах с  покупателями используются условные единицы, контролируется правильность отражения суммовых разниц, которые в соответствии с ПБУ 9/99 признаются доходами от обычных видов деятельности и учитываются в составе выручки на сете 90 «Продажи».

Аудитором выясняются остатки  по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По этому счету, как правило, должны числиться дебетовые остатки. Кредитовый остаток может быть по субсчету «Авансы полученные».

Учет расчетов по авансам  полученным должен вестись обособленно. Наличие кредиторской задолженности на счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (кроме субсчета «Авансы полученные») свидетельствует о переплате покупателем долга перед проверяемой организацией. Следует помнить, что такие суммы, полученные в денежной форме, должны облагаться НДС.

Аудитор выясняет своевременность и полноту отражения полученных авансов и НДС по ним, а также обоснованность бухгалтерской записи:

Дебет 68                Кредит 62

При проверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие формирования цены товара (продукции, работ, услуг) условиям договора, а также правильность сумм НДС, предъявляемых покупателем. Полнота и своевременность оплаты счетов покупателями устанавливается путем взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

В ходе проверки анализируются  факты просроченной дебиторской  задолженности покупателей с установлением истребованной и неистребованной задолженности. По фактам списания дебиторской задолженности аудитор выясняет обоснованность и правильность отражения.

Истребованная дебиторская  задолженность может числиться  на балансе до истечения срока исковой давности – 3 года [4].

При проверке списания дебиторской  задолженности, по которой истек  срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания, аудитор устанавливает соблюдение следующих требований:

- правильность исчисления  срока исковой давности. В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании этого срока;

- списание должно производиться  по каждому обязательству;

- наличие акта о  проведении инвентаризации задолженности;

- наличие письменного  обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации;

- списание должно быть  произведено либо за счет резерва  сомнительных долгов (счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»), либо на финансовые результаты (счет 91 «Прочие доходы и расходы»), если резерв не создавался;

- должен вестись учет  на забалансовом счете 007 «Списанная  в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет.

По фактам списания неистребованной  дебиторской задолженности покупателей в связи с истечением предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (работы, услуги) проверяется правильность определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Списание дебиторской  задолженности уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль в том случае, если долг признан безнадежным. Безнадежным признается долг, по которому истек срок исковой давности, а также те долги, по которому в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации [5].

Результаты аудита оформляются  в рабочих документах и представляются руководителю.

3.2.План и программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Планирование аудита является начальным этапом проведения аудиторской  проверки,  состоит  в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного общего  плана и программы аудита и производится в соответствии с правилом (стандартом) «Планирование аудита» [49].

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская  организация должна использовать предварительные  знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных аналитических процедур.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным, для того чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Общий план аудита и программа  аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками включает следующие  аудиторские процедуры и рабочие  документы, как распорядительно-исполнительные, так и свободные.

Аудиторские процедуры:

- ознакомление с опросным  листом по планированию проверки  дебиторской задолженности;

- изучение структуры счета учета расчетов;

- проведение анализа  дебиторской задолженности, определение дебиторской задолженности с истекшим сроком давности и долгов, нереальных для взыскания, своевременность их списания, начисление НДС в соответсвии с Налоговым кодексом РФ;

- проверка правильности  оформления первичных документов  по поставке товарно-материальных ценностей и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности и своевременности возникновения дебиторской задолженности;

- проверка правильности  формирования резервов (соответствие  операций законодательству, учетной политике);

- формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки дебиторской задолженности; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке дебиторской задолженности.

Примерный общий план аудита расчетов с покупателями и заказчиками приведен в таблице 14, примерная программа аудита по данному участку учета приведена в таблице 15.

Выводы аудитора по каждому  разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.

При подготовке общего плана  и программы аудита следует установить приемлемый для нее уровень существенности, позволяющий считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

 

 

 

Таблица 14 - Общий план аудита расчетов с покупателями и заказчиками

организации

Проверяемая организация

 

Период аудита

 

Количество человеко-часов

 

Руководитель аудиторской  группы

 

Состав аудиторской  группы

 

Планируемый аудиторский риск

 

Планируемый уровень  существенности

 

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания

1.

Аудит оформления договоров  поставки товаров, соблюдение условий договора сторонами

     

2.

Аудит оформления первичных  документов расчетов с покупателями и заказчиками

     

3.

Аудит ведения синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками

     

4.

Аудит проведения инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками

     

5.

Аудит причин возникновения  дебиторской и кредиторской задолженности

     



 

Таблица 15 - Примерная программа   аудита расчетов с покупателями и

заказчиками

№ п/п

Перечень аудиторских  процедур

Источники информации

1

2

3

1.

Аудит оформления договоров  поставки товаров, соблюдение условий  договора сторонами

1.1.

Выборочная проверка наличия и правильности оформления договоров поставки

Договора купли-продажи, поставки товара, договора на подключение  и абонентское обслуживание, лицензионные договора

2.

Аудит оформления первичных  документов расчетов с покупателями и заказчиками

2.1.

Выборочная проверка правильности оформления отгрузочных  документов и их отражение в учете:

- проверка документации  по формальным признакам;

Счета фактуры, накладные, акты выполненных работ, книга продаж

1

2

3

 

- арифметическая проверка сумм;

- контроль документов

 

2.2.

Выборочная проверка соответствия цен, указанных в отгрузочных  документах, ценам прейскуранта

Счета фактуры, накладные, акты выполненных работ, прейскурант цен

2.3.

Проверка данных регистров  учета отгрузки и продажи товара и сверка их со счетами в Главной книге

Учетные регистры, Главная  книга

3.

Аудит ведения синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками

3.1.

Проверка правильности организации учета выпуска и  продажи товара, списания себестоимости проданной продукции, поступления выручки от продажи

Учетная политика, первичные  документы, Главная книга

3.2.

Проверка правильности учета и налогообложения расчетов с покупателями и заказчиками

Отчет о прибылях и  убытках (форма №2), налоговые декларации

3.3.

Проверка правильности формирования показателей: выручки  от продажи, себестоимости проданной продукции, валовой прибыли и прибыли (убытка) от продаж

Главная книга, отчет  о прибылях и убытках (форма №2)

4.

Аудит проведения инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками

4.1.

Проверка правильности оформления инвентаризации расчетов с  покупателями и заказчиками

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ИНВ-17), приказ о проведении инвентаризации, приказ о проведении инвентаризации

4.2.

Сверка документов расчетов с покупателями и заказчиками

Акты сверок

4.3.

Сопоставление данных инвентаризации с бухгалтерскими регистрами

Регистры бухгалтерского учета, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

5.

Аудит причин возникновения  дебиторской и кредиторской задолженности

5.1.

Проверка полноты и  реальности сумм дебиторской задолженности

Договоры, акты сверок, первичные документы

5.2.

Правильность погашения дебиторской и кредиторской задолженности

 

Аналитические карточки по счету 62, в которых отражается полная информация по каждому покупателю

1

2

3

5.3.

Проверка списания дебиторской  и кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других нереальных для взыскания долгов за счет соответствующего резерва сомнительных долгов или отнесения их на финансовые результаты хозяйственной деятельности

Учетная политика, договоры, первичные документы, приказы

5.4.

Проверка правильности формирования резервов (соответствие операций законодательству, учетной политике)

Учетная политика, договоры, первичные документы

Информация о работе ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ (на примере ЗАО «ТИМ»)