Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:31, дипломная работа
Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками представляет собой важнейшую часть системы бухгалтерского учета, анализа и аудита. Не будет преувеличенным утверждение о том, что учет, в том числе бухгалтерский, начинался с учета расчетов.
В современной экономике организации постоянно ведут расчеты: с покупателями – за отгруженные товары, готовую продукцию; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги. Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны и разнообразны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулирования учета и аудита данных операций обширна и динамична.
Данные таблицы 10 показывают, что на исследуемом предприятии произошло замедление оборачиваемости дебиторской задолженности, что привело к увеличению периода ее погашения на 1,5 дня. Это свидетельствует об увеличении потерь предприятия, связанных с содержанием дебиторской задолженности.
Одним из видов ликвидных оборотных активов является дебиторская задолженность, поэтому, как и для любого предприятия, для ЗАО «Инфанет» важно осуществлять работу по оптимизации управления дебиторской задолженностью.
Основными проблемами при возникновении дебиторской задолженности, являются:
Система управления дебиторской задолженностью – это процесс, в который вовлечены разные звенья менеджмента компании.
Основой формирования системы управления дебиторской задолженностью является финансовая информация. Однако отчеты, которые в настоящее время составляются, включают в себя информацию лишь о выставленных счет-фактурах и полученных платежных поручениях, сопоставив которые, можно определить только суммарный остаток дебиторской задолженности покупателя.
Для создания системы управления дебиторской задолженностью в ЗАО «Инфанет» необходимо в первую очередь сформировать базу данных, которая включала бы следующую информацию:
Эту информацию целесообразно систематизировать в двух формах: в форме отчета о списании дебиторской задолженности покупателей и в форме реестра старения дебиторской задолженности. Отчет о списании дебиторской задолженности приведен в таблице 11.
Отчет о списании дебиторской задолженности ведется по каждому дебитору и имеет цель контроля за поступлением платежей и ведения статистки платежной дисциплины. Такая форма предоставления информации позволяет рассчитать величину затрат, вызванных просрочкой платежа по каждому выставленному счету [62].
Информация о затратах, связанных с обслуживанием просроченной дебиторской задолженности, может быть использована при определении величины процентов, связанных с просрочкой платежа, включаемых в договор, что будет являться одной из самых действенных мер стимулирования платежа в условиях кризиса.
Таблица 11 - Отчет о списании дебиторской задолженности
Счет-фактуры выставленные |
Платежные поручения полученные |
Величина дебиторской задолженности на дату поступления платежного поручения, руб. |
Период просрочки, дней | ||
№ |
Максимальный срок оплаты по выставленному счету |
Дата |
Сумма, руб. | ||
1 |
15.02.10 |
18.02. 10 |
5000 |
35000 |
3 |
20.02. 10 |
7000 |
30000 |
5 | ||
23.02. 09 |
15000 |
23000 |
8 | ||
25.02. 10 |
8000 |
8000 |
10 | ||
2 |
… |
||||
… |
Обобщающим отчетом, позволяющим аккумулировать информацию для осуществления контроля за дебиторской задолженностью, является реестр старения (инкассации) дебиторской задолженности. Он представляет таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется на группы в зависимости от сроков возникновения. Количество групп определяется политикой организации в области кредитования клиентов.
Таблица 12 - Реестр старения дебиторской задолженности
Номер счета-фактуры |
Сумма счета-фактуры, тыс. руб. |
Максимальный срок оплаты |
Дата поступления платежа |
Сумма оплаты, поступившая в период, тыс. руб. | ||
до 45 дн. |
до 90 дн. |
свыше 90 дн. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
5000 |
15.02.09 |
27.01.09 |
5000 |
||
2 |
7000 |
15.02.09 |
09.12.09 |
7000 |
||
3 |
… |
|||||
4 Итого |
… |
|||||
5Структура дебиторской задолженности, % |
100% |
Реестр старения дебиторской задолженности приведен в таблице 12.
Реестр старения дебиторской задолженности упрощает также работу бухгалтера при формировании резервов по сомнительным долгам, так как позволяет оперативно контролировать переход просроченной дебиторской задолженности из одной группы в другую.
Информация, содержащаяся в реестре старения дебиторской задолженности, периодически должна подвергаться перекрестной сверке с результатами проведенной инвентаризации.
На дату проведения инвентаризации бухгалтерии необходимо составить справку о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности фирмы, которую нужно приложить к «Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» (форма ИНВ-17). Она должна содержать подробные сведения о каждом дебиторе, сумме задолженности и причине ее возникновения. Здесь же указываются документы, которые подтверждают задолженность (прежде всего, это платежные и отгрузочные документы). В форме ИНВ-17 предусмотрены графы для выделения подтвержденного и неподтвержденного дебиторами долга. Помимо этого, в ней отдельно указывают обязательства, срок исковой давности по которым подошел к концу. Однако в акте нет графы для указания сумм задолженности с еще не истекшим сроком давности, но которую, тем не менее, посчитали нереальной для взыскания. Эту графу было бы целесообразно включить в документ, в противном случае сумма безнадежных долгов сольется с «просроченными» обязательствами.
Подготовка реестра старения дебиторской задолженности помогает бухгалтеру оперативно отслеживать изменения ее структуры и выявлять причины возникновения безнадежных долгов.
С целью минимизации рисков возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности руководству ЗАО «Инфанет» необходимо предпринять комплекс мер, направленных на принятие решения об условиях предоставления кредита. Одной из таких мер является формирование кредитной политики. В ее основе лежит сравнение потенциальных выгод от
увеличения объема продаж за счет реализации в кредит со стоимостью обслуживания этого кредита.
Основными элементами кредитной политики являются: формирование кредитного рейтинга клиентов и выработка условий коммерческого кредитования.
Формирование кредитного рейтинга клиентов заключается в распределении покупателей по группам риска непогашения дебиторской задолженности. В основу распределения могут быть заложены такие показатели, как: общее время работы с данным покупателем, объем продаж, приходящийся на данного покупателя, объемы и сроки просроченной задолженности по данному покупателю, показатели оборачиваемости дебиторской задолженности.
Кредитный рейтинг необходимо перевести в числовое значение. С этой целью все упомянутые выше показатели переводятся в 100-балльную шкалу измерения, в которой нулю соответствует – наименее, а ста - наиболее предпочтительное значение. Возможные значения этих показателей приводятся в таблице 13. Они устанавливаются экспертным путем и зависят от сферы деятельности организации, специфики ее продукции и т.п. Затем каждому показателю присваивается весовое значение значимости, и тогда кредитный рейтинг конкретного клиента определяется как сумма взвешенных оценок.
Все значимости (графа 6) определяются на основании анализа опыта работы с покупателями за прошлые отчетные периоды. Для этого необходимо оценить влияние каждого показателя на скорость погашения дебиторской задолженности с помощью коэффициентов корреляции.
По этой шкале всех клиентов можно разделить на несколько групп по уровню надежности: 1) группа клиентов повышенного риска; 2) группа клиентов особого внимания; 3) группа надежных клиентов и 4) группа «золотых» клиентов. Подобная классификация позволяет оценить риски и расставить приоритеты при разработке политики кредитования. В зависимости от кредитоспособности покупателя выбираются условия предоставления кредита: длительность отсрочки платежа, размер и условия предоставления скидок, форма штрафных санкций.
Таблица 13 - Шкала оценки показателей надежности клиента
Показатель |
Балльная оценка |
Вес |
Взвешенная оценка | |||
25 |
50 |
75 |
100 | |||
1. Средний за период объем продаж в процентах от общего объема продаж |
Менее 10 |
10-15 |
15-20 |
Более 20 |
||
2. Оборачиваемость дебиторской задолженности, дней |
Более 30 |
20-30 |
10-20 |
Менее 10 |
||
3. Объем просроченной задолженности, в процентах от объема продаж |
Более 50 |
20-50 |
5-20 |
Менее 5 |
||
4. Сроки просроченной задолженности, в днях |
До 30 |
30-60 |
60-90 |
Свыше 90 |
||
5. Период работы с клиентом, в годах |
Менее 1 |
1-2 |
2-5 |
Более 5 |
||
6. Качественная оценка клиента |
||||||
Итого |
Таким образом, данные мероприятия по оптимизации управления дебиторской задолженности и кредитной политики способствуют росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно повлияют на финансовые результаты исследуемого предприятия.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками является основным элементом проверки практически для всех хозяйствующих субъектов.
Целью аудита расчетов с покупателями и заказчиками является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета и налогообложения расчетных операций нормативным документам с тем, чтобы выявить ошибки и (или) нарушения, а также степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности [49].
Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками является весьма трудоемкой для средних и крупных предприятий по причине их разнообразия и систематического характера. Данная группа расчетов включает в себя: проверку и подтверждение полноты и правильности проведенных инвентаризаций расчетов с дебиторами и кредиторами и отражения их результатов в учете, своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности, правильности оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг, правильности и эффективности ведения аналитического учета дебиторов, эффективности работы предприятия по минимизации дебиторской задолженности, проверка и подтверждение правильности списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, правильности ведения аналитического и синтетического учета и составления бухгалтерских проводок по соответствующим счетам.
Задачами аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются:
- проверка наличия
и правильности оформления
- подтверждение соответствия данных первичных документов договорам и учетным регистрам;
- проверка полноты
и правильности отражения
- проверка обоснованности отражения в учете полученных авансов;
- проверка своевременности
расчетов и реальности
- проверка законности,
целесообразности и учета