ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ (на примере ЗАО «ТИМ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками представляет собой важнейшую часть системы бухгалтерского учета, анализа и аудита. Не будет преувеличенным утверждение о том, что учет, в том числе бухгалтерский, начинался с учета расчетов.
В современной экономике организации постоянно ведут расчеты: с покупателями – за отгруженные товары, готовую продукцию; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги. Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны и разнообразны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулирования учета и аудита данных операций обширна и динамична.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы 10 показывают, что на исследуемом предприятии произошло замедление оборачиваемости дебиторской задолженности, что привело к увеличению периода ее погашения на 1,5 дня. Это свидетельствует об увеличении потерь предприятия, связанных с содержанием дебиторской задолженности.

2.3. Разработка мероприятий по управлению дебиторской задолженностью

 

Одним из видов ликвидных  оборотных активов является дебиторская  задолженность, поэтому, как и для любого предприятия, для ЗАО «Инфанет» важно осуществлять работу по оптимизации управления дебиторской задолженностью.

Основными проблемами при возникновении  дебиторской задолженности, являются:

  1. отсутствие достоверной информации о сроках погашения обязательств, в том числе о величине затрат, связанных с изменением размера дебиторской задолженности и времени ее инкассации;
  2. отсутствие контроля просроченной и сомнительной задолженности;
  3. распределение функций ответственности между разными подразделениями за аккумулирование (сбор) денежных средств, анализ дебиторской задолженности и принятие решения о предоставлении кредита.

Система управления дебиторской  задолженностью – это процесс, в  который вовлечены разные звенья менеджмента компании.

Основой формирования системы управления дебиторской задолженностью является финансовая информация. Однако отчеты, которые в настоящее время составляются, включают в себя информацию лишь о выставленных счет-фактурах и полученных платежных поручениях, сопоставив которые, можно определить только суммарный остаток дебиторской задолженности покупателя.

Для создания системы управления дебиторской задолженностью в ЗАО «Инфанет» необходимо в первую очередь сформировать базу данных, которая включала бы следующую информацию:

  1. о выставленных покупателям счетах, неоплаченных на текущий момент;
  2. о периодах просрочки платежа (в днях) по каждому из выставленных счетов;
  3. о размере безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности;
  4. о статистике платежной дисциплины каждого покупателя (средний период просрочки, средняя сумма предоставленного кредита).

Эту информацию целесообразно  систематизировать в двух формах: в форме отчета о списании дебиторской задолженности покупателей и в форме реестра старения дебиторской задолженности. Отчет о списании дебиторской задолженности приведен в таблице 11.

Отчет о списании дебиторской  задолженности ведется по каждому  дебитору и имеет цель контроля за поступлением платежей и ведения статистки платежной дисциплины. Такая форма предоставления информации позволяет рассчитать величину затрат, вызванных просрочкой платежа по каждому выставленному счету [62].

Информация о затратах, связанных с обслуживанием просроченной дебиторской задолженности, может быть использована при определении величины процентов, связанных с просрочкой платежа, включаемых в договор, что будет являться одной из самых действенных мер стимулирования платежа в условиях кризиса.

Таблица 11 - Отчет о списании дебиторской задолженности

Счет-фактуры выставленные

Платежные поручения полученные

Величина дебиторской задолженности на дату поступления платежного поручения, руб.

Период просрочки, дней

Максимальный срок оплаты по выставленному счету

Дата

Сумма, руб.

1

15.02.10

18.02.

10

5000

35000

3

20.02.

10

7000

30000

5

23.02.

09

15000

23000

8

25.02.

10

8000

8000

10

2

       

       

 

Обобщающим отчетом, позволяющим  аккумулировать информацию для осуществления контроля за дебиторской задолженностью, является реестр старения (инкассации) дебиторской задолженности. Он представляет таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется на группы в зависимости от сроков возникновения. Количество групп определяется политикой организации в области кредитования клиентов.

 

Таблица 12 - Реестр старения дебиторской задолженности

Номер счета-фактуры

Сумма счета-фактуры, тыс. руб.

Максимальный срок оплаты

Дата поступления платежа

Сумма оплаты, поступившая в период, тыс. руб.

до 45 дн.

до 90 дн.

свыше 90 дн.

1

2

3

4

5

6

7

1

5000

15.02.09

27.01.09

5000

   

2

7000

15.02.09

09.12.09

 

7000

 

3

         

4 Итого

         

5Структура дебиторской задолженности, %

100%

         

 

Реестр старения дебиторской задолженности приведен в таблице 12.

Реестр старения дебиторской задолженности упрощает также работу бухгалтера при формировании резервов по сомнительным долгам, так как позволяет оперативно контролировать переход просроченной дебиторской задолженности из одной группы в другую.

Информация, содержащаяся в реестре старения дебиторской задолженности, периодически должна подвергаться перекрестной сверке с результатами проведенной инвентаризации.

На дату проведения инвентаризации бухгалтерии необходимо составить справку о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности фирмы, которую нужно приложить к «Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» (форма ИНВ-17). Она должна содержать подробные сведения о каждом дебиторе, сумме задолженности и причине ее возникновения. Здесь же указываются документы, которые подтверждают задолженность (прежде всего, это платежные и отгрузочные документы). В форме ИНВ-17 предусмотрены графы для выделения подтвержденного и неподтвержденного дебиторами долга. Помимо этого, в ней отдельно указывают обязательства, срок исковой давности по которым подошел к концу. Однако в акте нет графы для указания сумм задолженности с еще не истекшим сроком давности, но которую, тем не менее, посчитали нереальной для взыскания. Эту графу было бы целесообразно включить в документ, в противном случае сумма безнадежных долгов сольется с «просроченными» обязательствами.

Подготовка реестра  старения дебиторской задолженности  помогает бухгалтеру оперативно отслеживать изменения ее структуры и выявлять причины возникновения безнадежных долгов.

С целью минимизации  рисков возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности руководству ЗАО «Инфанет» необходимо предпринять комплекс мер, направленных на принятие решения об условиях предоставления кредита. Одной из таких мер является формирование кредитной политики. В ее основе лежит сравнение потенциальных выгод от

увеличения объема продаж за счет реализации в кредит со стоимостью обслуживания этого кредита.

Основными элементами кредитной политики являются: формирование кредитного рейтинга клиентов и выработка условий коммерческого кредитования.

Формирование кредитного рейтинга клиентов заключается в  распределении покупателей по группам риска непогашения дебиторской задолженности. В основу распределения могут быть заложены такие показатели, как: общее время работы с данным покупателем, объем продаж, приходящийся на данного покупателя, объемы и сроки просроченной задолженности по данному покупателю, показатели оборачиваемости дебиторской задолженности.

Кредитный рейтинг необходимо перевести в числовое значение. С  этой целью все упомянутые выше показатели переводятся в 100-балльную шкалу  измерения, в которой нулю соответствует  – наименее, а ста - наиболее предпочтительное значение. Возможные значения этих показателей приводятся в таблице 13. Они устанавливаются экспертным путем и зависят от сферы деятельности организации, специфики ее продукции и т.п. Затем каждому показателю присваивается весовое значение значимости, и тогда кредитный рейтинг конкретного клиента определяется как сумма взвешенных оценок.

Все значимости (графа 6) определяются на основании анализа  опыта работы с покупателями за прошлые  отчетные периоды. Для этого необходимо оценить влияние каждого показателя на скорость погашения дебиторской задолженности с помощью коэффициентов корреляции.

По этой шкале всех клиентов можно разделить на несколько  групп по уровню надежности: 1) группа клиентов повышенного риска; 2) группа клиентов особого внимания; 3) группа надежных клиентов и 4) группа «золотых» клиентов. Подобная классификация позволяет оценить риски и расставить приоритеты при разработке политики кредитования. В зависимости от кредитоспособности покупателя выбираются условия предоставления кредита: длительность отсрочки платежа, размер и условия предоставления скидок, форма штрафных санкций.

Таблица 13 - Шкала оценки показателей надежности клиента

Показатель

Балльная оценка

Вес

Взвешенная оценка

25

50

75

100

1. Средний за период объем продаж в процентах от общего объема продаж

Менее 10

10-15

15-20

Более 20

   

2. Оборачиваемость дебиторской задолженности, дней

Более 30

20-30

10-20

Менее 10

   

3. Объем просроченной задолженности, в процентах от объема продаж

Более 50

20-50

5-20

Менее 5

   

4. Сроки просроченной задолженности, в днях

До 30

30-60

60-90

Свыше 90

   

5. Период работы с  клиентом, в годах

Менее 1

1-2

2-5

Более 5

   

6. Качественная оценка  клиента

           

Итого

           

 

Таким образом, данные мероприятия  по оптимизации управления дебиторской задолженности и кредитной политики способствуют росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно повлияют на финансовые результаты исследуемого предприятия.

 

3.Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

3.1.Сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками является основным элементом проверки практически для всех хозяйствующих субъектов.

Целью аудита расчетов с покупателями и заказчиками является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета и налогообложения расчетных операций нормативным документам с тем, чтобы выявить ошибки и (или) нарушения, а также степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности [49].

Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками является весьма трудоемкой для средних и крупных предприятий по причине их разнообразия и систематического характера. Данная группа расчетов включает в себя: проверку и подтверждение полноты и правильности проведенных инвентаризаций расчетов с дебиторами и кредиторами и отражения их результатов в учете, своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности, правильности оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг, правильности и эффективности ведения аналитического учета дебиторов, эффективности работы предприятия по минимизации дебиторской задолженности, проверка и подтверждение правильности списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, правильности ведения аналитического и синтетического учета и составления бухгалтерских проводок по соответствующим счетам.

Задачами аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются:

- проверка наличия  и правильности оформления договоров  и первичных документов за проданную покупателям продукцию (работы, услуги);

- подтверждение соответствия  данных первичных документов  договорам и учетным регистрам;

- проверка полноты  и правильности отражения расчетов  с покупателями и заказчиками в учете;

- проверка обоснованности  отражения в учете полученных  авансов;

- проверка своевременности  расчетов и реальности числящейся  задолженности покупателей и заказчиков;

- проверка законности, целесообразности и учета списания  дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

Информация о работе ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ (на примере ЗАО «ТИМ»)