Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:20, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы – на основе изучения экономической литературы и проведение анализа состояния, движения и эффективности использования основных средств хозяйствующего субъекта разработать рекомендации по повышению эффективности использования основных фондов и улучшению финансового состояния предприятия в целом.
Проверка наличия и сохранности основных средств является обязательной. Это объясняется тем, что основные средства относятся к факторам риска, связанным с подверженностью активов присвоению. Присвоение основных средств оценивается как недобросовестные действия руководства организации согласно Правилу (стандарту) № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита».
Аудит первичных документов по движению основных средств. Аудитор должен установить наличие первичных документов по учету основных средств. Акт по ф. № ОС-1 применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, оформление внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации. При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый объект членами приемочной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации. Акт после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации–сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – структурному подразделению организации-сдатчика.
Пообъектный аналитический учет основных средств введется бухгалтерией в инвентарных карточках учета основных средств. В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту: первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизации, освобождение от начисления амортизации, если оно имеется.
Проведение операций по выбытию основных средств предполагает обязательную проверку начисления актов по формам ОС-1, ОС-4, ОС-4а. Акты на списание оформляется при выбытии вследствие физического и морального износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. Акты составляются в двух экземплярах, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку объекта основных средств. Акты о приеме-передаче объектов основных средств оформляется при продаже, безвозмездной передаче, передаче в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
Аудит организации учета основных средств. Общая методика предполагает сопоставление остатков по счету 01 в бухгалтерской отчетности, главной книге и журнале-ордере с ведомостью по этому счету. В бухгалтерском балансе основные средства оцениваются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус сумма начисленной амортизации). Первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации приводится в ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». При вводе объекта в эксплуатацию проверяется корреспонденция счетов 01, 08.
При аудите выбытия основных средств учитываются направления выбытия основных средств: продажа основных средств, передача по договорам мены и дарения, передача в качестве вклада в уставный капитал, списание по причине морального и физического износа, списание в случае недостачи, порчи и чрезвычайных обстоятельств и др. Проверка операций по выбытию основных средств осуществляется с использованием субсчета «Выбытие основных средств» счета 01. В дебет этого субсчета должна переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма начисленной амортизации. При проверке корреспонденции счетов 91 «Прочие доходы и расходы», 01, субсчет «Выбытие основных средств», подтверждается остаточная стоимость выбывающего объекта.
Проверка синтетического и аналитического учета операций с основными средствами предполагает сверку сумм в регистрах синтетического и аналитического учета. Проверке подвергаются журнал-ордер с ведомостью по счету 01 и инвентарные карточки учета основных средств или инвентарный список объектов основных средств.
При проверке расходов на ремон основных средств учитываются способ проведения ремонта (подрядным или хозяйственным способами) и способ отражения ы бухгалтерском учете произведенных расходов на ремонт основных средств, избранный организацией и закрепленный в ее учетной политике. При проведении ремонта подрядным способом осуществляется проверка договоров с подрядными ремонтными организациями по существу: предмет договора, цена работ, условия выполненных работ, сроки сдачи работ и т.д. Выполнение ремонтных работ подтверждается сметой расходов и актом выполненных работ. При проведении ремонта хозяйственным способом проверяется формирование затрат по элементам (например, материалы, заработная плата рабочих, занятых ремонтными работами, отчисления заработной платы и др.). При этом анализируются документы по учету отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда и других расходов.
Разделяют три способа отражения в учете фактически произведенных расходов на ремонт основных средств:
- отражение в бухгалтерском
учете в том отчетном периоде,
к которому относятся эти
- списание за счет резерва расходов на ремонт основных средств;
- учет в качестве расходов
будущих периодов и
При создании резерва на ремонт основных средств проверяются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений в ремонтный фонд: дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ),сметы на проведение ремонтов, нормативы и данные о сроках проведения ремонтов, итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.
Проводится аудит организации бухгалтерского учета расходов на ремонт по корреспондирующим счетам (дебету счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счетов 10 «Материалы», 60, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»).
Проводится проверка правильности отражения в налоговом учете расходов на ремонт основных средств в зависимости от избранного в учетной политике для целей налогообложения метода списания расходов в налоговом учете.
В процессе проведения аудита начисление амортизации используются акты о приеме-передаче объекта основных средств, инвентарные карточки учета объекта основных средств и ведомости начисления амортизации объектов основных средств. Проверка организации бухгалтерского учета начисления и списания сумм амортизации осуществляется по корреспондирующим счетам (20 «Основное производство»; 23; 25; 26; 91; субсчет «Выбытие основных средств» счета 01; 02).
При аудите переоценки основных средств аудитор должен установить своевременность проведения переоценки основных средств. При отражении сроков проведения переоценки в учетной политике организации при аудите проверяется своевременность переоценок в соответствии с учетной политикой. Согласно ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого перерасчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Аудитор должен обращать внимание на соблюдение требований о переоценке группы однородных объектов, правильность применения способов переоценки – путем индексации или прямого перерасчета по документально подтвержденным ценам. Аудитор осуществляет проверку документов на переоценку: приказа руководителя о проведении переоценки, экспертного заключения о стоимости отдельных объектов основных средств, оценки бюро технической инвентаризации и др.
Устанавливается правильность порядка отражения результатов переоценки. По впервые переоцениваемым объектам основных средств сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал организации и отражается по кредиту счета 83 «Добавочной капитал», а сумма уценки относится на нераспределенную прибыль и отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». По ранее переоцениваемым основным средствам порядок отражения уценки и дооценки зависит от того, как изменилась их первоначальная стоимость в результате предыдущих переоценок.
2 УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «Мериди
2.1 Краткая экономическая
ООО «Меридиан» (далее Предприятие, Общество) осуществляет свою деятельность на основе Гражданского кодекса, утвержденный в установленном порядке Устава и действующего законодательства. Организационная форма предприятия – Общество с ограниченной ответственностью. Дата последней регистрации Устава – 28.09.2010 г. Учредителями общества являются физические лица, граждане Российской Федерации.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество несет ответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества и не отвечает по обязательствам своих акционеров. Общество обладает полной экономической самостоятельностью в определении своих административных структур, принятии хозяйственных решений, определении политики маркетинга, цен, системы оплаты труда, системы распределения прибылей, а также всех других аспектов своей хозяйственной деятельности и внутреннего распорядка. Общества считается возникшим как юридическое лицо по российскому законодательству с момента государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Предприятие является коммерческим, так как основной целью общества является получение прибыли от осуществляемой деятельности.
Основной уставной деятельностью Общества является организация общестроительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, включая проектно-изыскательные работы. Общество обладает хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом на праве хозяйственного ведения, имеет расчетный счет и иные счета в банках, выступает гражданских взаимоотношений, может быть истцом и ответчиком в суде. Высшим органом управления Общества является собрание учредителей. Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляет директор, назначаемый учредителями и работающий на конкретной основе. Структура управления Обществом представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Организационно-управленческая структура управления предприятия
Место нахождения Общества (юридический адрес): 694051, Российская Федерация, Сахалинская область, г. Долинск, ул. Бумажная, д. 5.
Основные финансово-экономические показатели Предприятия за 2009-2011 гг. приведены в таблице 2.1. Источником информации являются данные, приведенные в отчетных формах №1 и №2, (Приложение А-Е).
Из данных таблицы 2.1 видно, что реализация продукции в 2011 году составила 113500 тыс. руб., что на 25% больше, чем в 2010 году, рисунок Ж.1. Этот темп роста в целом достаточен и указывает на устойчивое финансовое положение предприятия в настоящее время.
Прибыль от реализации в 2011 году составила 25416 тыс. руб., и по сравнению с 2010 годом увеличилась на 89,8%, см. (рисунок Ж.1). Следует отметить, что 2010 г. Для предприятия был крайне неудачным, а именно: выручка в сравнении с предыдущим годом снизилась на 14,3%, а прибыль от реализации – на 89,2%. В 2011 г. Предприятию удалось преодолеть наметившуюся негативную тенденцию.
Таблица 2.1 – Основные финансово-экономические показатели деятельности
Показатели |
Годы |
Изменения | |||||
2009 |
2010 |
2011 |
абсолютные |
Относительные % | |||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка от продаж товаров, тыс. руб. |
98 650 |
84 560 |
113 500 |
-14 090 |
28 940 |
-14,3 |
25,5 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
52 360 |
58 400 |
75 260 |
6 040 |
16 860 |
11,5 |
22,4 |
Валюта баланса, тыс. руб. |
54 826 |
84 593 |
87 325 |
29 767 |
2 732 |
54,3 |
3,1 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб. |
23 984 |
2 595 |
25 416 |
-21 389 |
22 821 |
-89,2 |
89,8 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
22 654 |
162 |
22 516 |
-22 492 |
22 354 |
-99,3 |
99,3 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
17 217 |
123 |
17 091 |
-17 094 |
16 968 |
-99,3 |
99,3 |
Основные фонды, тыс. руб. |
36 752 |
62 515 |
57 165 |
25 763 |
-5 350 |
70,1 |
-9,4 |
Оборотные активы, тыс. руб. |
18 035 |
19 684 |
19 185 |
1 649 |
-499 |
9,1 |
-2,6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Краткосрочные пассивы, тыс. руб. |
34 486 |
64 133 |
62 753 |
29 644 |
-1 380 |
86,0 |
-2,2 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,52 |
0,31 |
0,31 |
-0,2 |
0,0 |
-41,3 |
-0,4 |
Рентабельность продаж, % |
21,31 |
3,07 |
22,39 |
-21,2 |
19,3 |
-87,4 |
86,3 |
Рентабельность оборотных активов, % |
95,46 |
0,63 |
89,08 |
-94,8 |
88,5 |
-99,3 |
99,3 |
Рентабельность активов, % |
31,40 |
0,15 |
19,57 |
-31,3 |
19,4 |
-99,5 |
99,3 |
Рентабельность основных фондов, % |
46,8 |
0,2 |
29,9 |
-46,6 |
29,7 |
-99,6 |
99,3 |
Фондоотдача, руб. |
2,7 |
1,4 |
2,0 |
-1,3 |
0,6 |
-49,6 |
31,9 |
Количество работающих, чел. |
42 |
46 |
48 |
4 |
2 |
9,5 |
4,2 |
Средняя заработная плата, руб. |
13 800 |
18 650 |
25 600 |
4 850 |
6 950 |
35,1 |
27,1 |
Средства, направленные на оплату труда, тыс. руб. |
6 955 |
10 295 |
14 746 |
3 340 |
4 451 |
48,0 |
30,2 |
Выработка на одного работающего, тыс. руб. |
14,2 |
8,2 |
7,7 |
-6,0 |
-0,5 |
-42,1 |
-6,7 |
Выручка на рубль зарплаты, руб. |
14,2 |
8,2 |
7,7 |
-6,0 |
-0,5 |
-42,1 |
-6,7 |
Чистая прибыль в расчете на одного работника, тыс. руб. |
409,9 |
2,7 |
356,1 |
-407,3 |
353,4 |
-99,3 |
99,2 |