Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.
Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68
ВВЕДЕНИЕ
Механизмы социальной защиты населения, действовавшие долгое время при централизованной административно-плановой экономике, не отвечают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Если раньше каждому гражданину гарантировались работа, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенный уровень доходов за счет централизованного регулирования размеров зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и соответственно цен на продукты питания, товары, услуги, то при переходе к рыночным отношениям люди лишаются многих ранее существовавших гарантий. Это вызывает необходимость глубокого реформирования системы социальной защиты населения.
Набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно - на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми и т.п.
Государственное социальное страхование - это пенсии, пособия и другие выплаты гражданам за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных законодательством. Это - система компенсаций утраченного заработка при наступлении страховых случаев, то есть тогда, когда предыдущие доходы человека могут существенно снизится или вообще отсутствовать.
Социальное страхование является обязательным для всех работающих и оно базируется на страховых взносах, вносимых из заработной платы или другого дохода застрахованных лиц.
В Республике Беларусь система государственного социального страхования выполняет важнейшую функцию по обеспечению каждого застрахованного лица пенсиями и пособиями. При этом это обеспечение осуществляется во все периоды жизни, начиная от рождения ребенка.
Право на выплаты из средств государственного социального страхования приобретают те лица, за которых в период работы или занятия иной деятельностью уплачиваются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Существует солидарность между уплачивающими страховые взносы и получающими пенсии и пособия из средств государственного социального страхования: ежемесячно работодатели и работающие граждане уплачивают страховые взносы и из собранных средств выплачиваются пенсии и пособия тем, кому они необходимы в соответствующих случаях. Через уплату страховых взносов застрахованные лица приобретают право на выплату пенсий и пособий при наступлении страховых случаев (социальных рисков). Основное бремя по уплате страховых взносов несут работодатели.
Для трудоспособного
населения приоритетное значение приобретает
содействие со стороны государства
занятости, получению дохода, обеспечивающего
достойную жизнь и
Для нетрудоспособных и трудоспособных граждан, не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в силу объективных причин или имеющих низкие доходы, действует комплексная система социального обеспечения.
Указанная система должна быть всеохватывающей и напоминать, образно говоря, «страховочную сетку», которая не дает человеку упасть в бездну, если он оказался без средств к существованию, например, в случае утраты работы, а также старости, болезни, нищеты и т.п. Иными словами, данная система должна способствовать уменьшению нуждаемости и предотвращению нищеты путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по указанным выше причинам.
Комплексная система
социального обеспечения
Из вышесказанного вытекает, что вопрос социального страхования в Республике Беларусь является не только актуальным, но и имеет практическое значение.
Изложенное выше обусловило выбор темы исследования для выполнения дипломной работы на материалах ОАО «Слуцкий мясокомбинат», зарегистрированное в г. Слуцке, основанное на праве хозяйственного ведения, созданного путем преобразования государственного предприятия «Слуцкий мясокомбинат» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствелении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Перегистрировано решением Минского облисполкома от 16 декабря 1996 года № 2018 в Реестре общереспубликанской регистрации за № 576. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим в Республике Беларусь законодательством, решениями Учредителя и Положением.
ОАО «Слуцкий мясокомбинат» занимается деятельностью в сфере производства, переработки и консервирования мяса и мясопродуктов.
Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
В процессе исследования и написания дипломной работы были изучены: действующие нормативно-правовые акты по вопросам учета и ревизии средств Фонда социальной защиты населения в Республике Беларусь; международные стандарты по бухгалтерскому учету; учебники и учебные пособия по бухгалтерскому учету отечественных и зарубежных авторов; монографии, публикации в журналах, газетах и другие литературные источники.
При исследовании использовались различные приемы: монографический, статистических группировок, схематический, сводок, сравнений и др.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы
Социальной защитой являются определенные обязательства государства и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами - детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, молодежью.
Иными словами, социальная защита - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее уязвимых слоев населения.
Условия необходимости
социальной защиты устанавливаются
законодательно. Важнейшим нормативом,
определяющим «черту бедности», является
минимальный потребительский
Кроме этого, устанавливается механизм пересмотра пенсий, пособий, других выплат населению с учетом изменений в экономике, динамики цен на основные потребительские товары и услуги.
Необходимо, чтобы применяемые
в области социального
Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. На сегодняшний день насчитывается большое количество моделей социальной защиты населения, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
Модели социальной защиты отличаются в основном формами выплаты пособий (денежная, натуральная), способами проверки нуждаемости граждан и их семей, распределением обязанностей в системе защиты населения между центром и местными властями.
К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:
- скандинавская, отличающаяся
разнообразием методов
финансирования;
- европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;
- средиземноморская,
представляющая собой
- американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;
- латиноамериканская, основанная
на четко построенной системе
установления и проверки
Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости, в основу которого положены равные для всех граждан возможности получения социальной помощи (гарантированный доход и устранение изъянов рынка в плане выбора товаров, их качества, количества и цен) и принцип компромисса между эффективностью и справедливостью, между государственным управлением и рыночным механизмом [32, c.61].
В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.
Важную роль для развития системы социальной защиты в республике сыграл Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», установив качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и определив критерий для отнесения граждан к категории бедных (малоимущих).
Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, включают:
- прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения;
- предоставление льгот бедным;
- социальные трансфертные выплаты, субсидии, благотворительные пособия, помощь в натуральном выражении и т.д.
Финансовые средства, направляемые на социальную защиту населения, формируются за счет бюджетных средств, внебюджетных фондов (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости), а также за счет пожертвований и различных благотворительных фондов.
Особенностью концепции государственной социальной политики в настоящее время является ее направленность на стабилизацию уровня жизни граждан. Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:
- усиление адресности социальной поддержки слабо защищенных групп населения;
- обеспечение основных социальных гарантий;
- сдерживание массовой безработицы;
- адаптация и социальная поддержка мигрантов [36, c.146].
В основе формирования системы социальной защиты в Республике Беларусь лежит принцип социальной справедливости, основанный на равенстве всех граждан перед законом, правовых, политических и социально-экономических гарантиях жизнедеятельности человека.
Таким образом, в условиях формирования социально- ориентированной модели экономики Республики Беларусь возникла необходимость в разработке и использовании многоуровневой системы социальной защиты населения, комплексном развитии ее форм.
Построение системы социальной защиты - первоочередная и сложная задача. Формирующаяся система социальной защиты в республике должна обеспечивать уровень жизни населения не ниже установленных социальных нормативов, кроме того, стать основным инструментом минимизации негативных социальных последствий (нарастания инфляционных процессов, активизации теневой экономики, роста безработицы).
Одним из главных принципов построения этой системы должна быть солидарность (между молодежью и людьми пожилого возраста, имеющими работу и безработными, здоровыми и больными и т.п.) и коллективная ответственность за каждого нуждающегося, что предполагает разумную централизацию средств и их перераспределение для обеспечения тех, кто без них не в состоянии выжить.
Наряду с этим следует осуществлять дифференциацию условий и норм социальных выплат (пенсий, пособий т.п.) гражданам с учетом их трудового вклада, причины и степени нетрудоспособности, нуждаемости в социальной помощи и других факторов, то есть использовать в определенной степени принцип «персонификации».