Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих принципах и подходах:

- все перечисленные  подходы и принципы к построению  системы социальной защиты населения  основаны на праве граждан  республики на социальную защиту  от объективно установленных  рисков (потери трудоспособности, болезни, инвалидности, ущерба в результате аварии на производстве, безработицы, старости и т.д.);

- адресности социальной  защиты;

- разнообразии форм  и видов социальной помощи (в  денежной и натуральной формах, в форме различного вида услуг и льгот);

- предоставлении трудоспособному населению возможностей получения достаточного дохода через заработную плату;

- государственном регулировании  сверхвысоких доходов посредством  экономических методов для ослабления  тенденций экономического неравенства  в обществе и обеспечения стабильности социальной обстановки;

- четком разграничении  функций социального страхования,  основанного на накоплении населением  средств на протяжении всей  жизни, от функций социальной  помощи, в основе которой лежит  перераспределение доходов различных групп населения;

- разработке программ, направленных на предотвращение  бедности и адресную помощь  населению;

- формировании гибкой  системы программ по поддержке  малообеспеченных и многодетных  семей, одиноких граждан, детей  и т.д.;

- сочетании республиканских программ с целевыми инициативами на местах;

- создании надежной  системы проверки нуждаемости  семей и граждан на основе  установленных критериев;

- ответственности государства  за развитие нынешнего и будущего  поколений населения страны;

- реформировании системы пенсионного обеспечения.

Все перечисленные принципы и подходы к построению системы  социальной защиты населения в Республике Беларусь рассчитаны на длительную перспективу.

Разработаны меры по повышению  эффективности системы адресной социальной помощи, которые направлены:

- во-первых, на обеспечение  более четкого контроля за  уровнем доходов населения, получающего  пособия,

- во-вторых, на обеспечение  равного доступа к получению  пособий представителями любых  групп населения, попавшими в  критическую ситуацию, а не только отнесенными к так называемым группам риска.

Кроме того, в этих документах выделены категории граждан, которые  в силу их физического состояния  и материально-бытовых условий  нуждаются в первоочередной социальной поддержке. С 1 января 2001 г. назначение и выплата социальной помощи производится за счет средств республиканского бюджета, для чего утверждено Положение о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноким лицам [28, c.1].

Перечисленные меры, обеспечивают решение важнейших задач государства в отношении социальной защиты семьи, женщин и детей:

- создание необходимых  условий для реализации семьей 
ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурной функций, повышение качества жизни семей;

- обеспечение прав  детей и молодежи на их полноценное 
физическое, интеллектуальное и нравственное развитие;

- создание условий  женщинам для безопасного материнства.

Адресность социальной защиты населения является сложной  задачей и сопряжена с решением следующих проблем:

- созданием действенной  нормативно-правовой базы, определяющей  условия и правомерность социальной  поддержки;

- разработкой единой  методики определения совокупного  дохода домашних хозяйств;

- установлением порядка  финансирования доходов и денежных выплат;

- упорядочением всевозможных  выплат и льгот (одним из  приемлемых вариантов может быть  формирование единого пособия  для нуждающихся);

- организацией всех  видов работ, связанных с адресной  помощью и, в первую очередь,  с кадрами, т.е. социальными работниками, оплатой их труда и др.;

- созданием компьютерной  сети, позволяющей иметь достаточную  и всеобъемлющую информацию о  доходах домашних хозяйств для  принятия решений по их социальной  поддержке.

Сегодня используются две  концепции адресной социальной поддержки:

- категорийностъ, то есть  выделение определенных категорий  людей, нуждающихся в поддержке;

- доходность - определение  доходов населения для принятия  решений о необходимости оказания  им помощи.

Социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки зрения удовлетворения первичных потребностей [20, c.112]. Для этого в системе социальной защиты Республики Беларусь широко используется программно-целевой метод, на основе которого разработаны различные виды программ:

- программы социального страхования, предусматривающие частичное возмещение потерь заработков в связи с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей; эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, они не несут на себе отпечатка благотворительности, так как пособия по безработице, оплата больничных листов, пенсии являются заработанными;

-программы социальной  помощи, предусматривающие предоставление пособий тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются за счет общих налоговых поступлений и считаются благотворительными программами. Чтобы получить право на государственную поддержку, отдельные лица и семьи должны предоставить данные о своих низких доходах. Для получения пенсии необходимо быть отнесенным к определенной категории (например: инвалиды, ветераны, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и другие социальные группы);

- программы социального  обслуживания, предусматривающие оказание  различного вида социальных услуг: социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и т.д.

К формам социального  обслуживания относятся: стационарное, нестационарное, полустационарное, срочное, социальное обслуживание на дому. Социальное обслуживание предоставляется следующим категориям населения: гражданам пожилого возраста (80 лет и старше); инвалидам, детям-инвалидам; детям-сиротам, детям, оставшимся без родителей; семьям, состоящим из лиц пожилого возраста и инвалидов; многодетным и неполным семьям; семьям, имеющим детей-инвалидов; малообеспеченным семьям с детьми; гражданам трудоспособного возраста, попавшим в сложную жизненную ситуацию; безработным; гражданам без определенного места жительства; вынужденным переселенцам.

Социальная защита детей в Республике Беларусь направлена на предоставление бесплатной и всесторонней медицинской помощи, охрану здоровья, на социальную поддержку и защиту детей, бесплатное образование, а также общедоступное дополнительное обучение, совершенствование системы пособий на детей, усиление адресности их предоставления в зависимости от уровня доходов семьи, приближение размера пособий к прожиточному минимуму, расширение доступности круглосуточного отдыха и оздоровления детей, включая санаторно-курортное лечение подростков.

Министерством социальной защиты Республики Беларусь совместно  с другими заинтересованными  министерствами разработаны и реализуются  программы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального  обслуживания семьи и детей»; создана президентская программа «Дети Беларуси». Мероприятия, предусмотренные в этих программах, направлены на снижение заболеваемости, инвалидности, создание условий для интеграции в общество детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без родителей.

К наиболее уязвимым слоям населения относятся женщины. В Республике Беларусь женщины составляют более 52% трудоспособного населения. Наибольшее их количество занято в сфере образования (79,6%), здравоохранении (85,9%), страховании и кредитовании (75,4%), в торговле и общественном питании (74,8%), культуре (73,8%), связи (64,6) и других отраслях сферы услуг. Именно женщины являются важнейшим трудовым ресурсом страны, который обеспечивает быт семьи, воспитание детей, осуществляет заботу о престарелых и т.д., внося тем самым непосредственный вклад в развитие человеческого потенциала. Но именно женщины оказываются наиболее уязвимыми в условиях экономических спадов и кризисов. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве безработных, они первыми теряют работу при сокращении рабочих мест, уступают мужчинам по уровню доходов. Имея более высокий уровень образования, женщины преобладают среди представителей низкооплачиваемого и малоквалифицированного труда, занимают более низкие этажи профессиональной карьеры, они в значительно меньшей степени представлены в сфере управления, в том числе и в высшей школе, и т.д.

Кроме того, важнейшей  проблемой в республике становится рост количества женщин, страдающих алкоголизмом и наркотической зависимостью; рост материнской смертности; увеличение числа матерей-одиночек; количество разводов.

Все это требует со стороны государства выработки  соответствующих мер, направленных на преодоление складывающихся в  отношении женщин негативных тенденций.

Улучшению положения  женщин в республике должны способствовать создание условий для обеспечения безопасного материнства, родов, репродуктивного здоровья женщин, недопущения их занятости на работах с вредными и опасными условиями труда, соблюдение законодательства о правах и гарантиях работающих женщин; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки женщин; создание условий, обеспечивающих возможность совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающим женщинам, имеющим детей, и т.д.

Для осуществления сбалансированной гендерной политики в республике необходимо обеспечить решение следующих основных проблем, связанных с положением женщин в обществе:

- повысить социально-экономический  и политический статус женщин  в обществе, наделив их соответствующими  базовыми возможностями;

- увеличить степень  участия женщин в социальной  и политической жизни;

- обеспечить доступ  женщин к принятию решений,  способных кардинально влиять  на ситуацию в различных сферах  жизнедеятельности общества.

Гендерное равенство можно рассматривать, с одной стороны, как сотрудничество мужчин и женщин и, с другой - как деятельность женщин по укреплению социальных связей, оказанию взаимопомощи и поддержки тем, кто считается в условиях кризиса особенно беззащитным.

В любой стране молодежь является будущим общества, его потенциалом и силой, способной оказывать существенное влияние на деятельность политических, экономических и социальных структур. И в то же время положение молодежи является одной из острейших проблем любого государства, ибо она нуждается в соответствующих гарантиях со стороны общества и государства для приобретения знаний, трудовых и профессиональных навыков, возможностей вхождения в самостоятельную жизнь.

В Конституции Республики Беларусь государство гарантирует  молодежи право на ее духовное, нравственное и физическое развитие, а также создание необходимых условий для свободного и эффективного участия в политической, социальной, экономической жизни и культурном развитии общества [16, c.12].

Определяющим началом  решения многочисленных проблем молодежи является молодежная политика, отражающая и касающаяся самых разнообразных сторон жизнедеятельности молодежи. Главная цель молодежной политики Республики Беларусь - это создание в условиях перехода к рынку социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека; это социализация молодого поколения, реализация его творческого потенциала в интересах развития личности и общества в целом, возрождения и развития Беларуси. Для достижения поставленной цели со стороны государства:

- разработаны и приняты  законы, республиканские программы,  стимулирующие создание условий  для свободного развития молодежи;

- обеспечено финансирование  молодежных программ и других  мероприятий, направленных на решение молодежных проблем;

- скоординирована деятельность  государственных учреждений и  общественных организаций в решении  молодежных проблем;

- предусмотрены поощрение  и финансовая поддержка деятельности  негосударственных организаций,  направленной на обеспечение занятости молодежи, выравнивание стартовых возможностей для различных категорий молодежи в сфере труда, образования, культуры, социального обеспечения.

Кроме того, со стороны  государства обеспечены: во-первых, преобразование системы институтов социализации молодежи, приспособленной к рынку, смешанной экономике и гарантирующей основные социальные права (право на труд, жилье, образование); во-вторых, разработка и реализация целевых программ, призванных комплексно решать проблемы молодых людей; в-третьих, формирование республиканских и региональных фондов социальной защиты и поддержки молодежных инициатив для компенсации части фактически производимых расходов социального и культурного характера.

Информация о работе Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию