Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

На государственном  уровне создан правовой механизм социальной защищенности молодежи, который предполагает разработку и осуществление трудовых прав молодежи на государственных предприятиях, в кооперативных, арендных, акционерных организациях, совместных предприятиях, принятие мер по защите молодежи от безработицы и потери заработков в связи с негативным воздействием рынка труда и создание эффективной системы гарантий по защите прав и свобод молодежи в области труда.

Основной программой, направленной на решение молодежных проблем в республике, является программа «Молодежь Беларуси». Программа является основным документом в реализации государственной молодежной политики на всех уровнях, которая охватывает различные сферы жизни молодежи, связывает их воедино, создает социальное пространство для проявления самодеятельности, самоуправления и самореализации [36, c.121].

Приоритетными в реализации программы «Молодежь Беларуси»  определены: жилищное строительство, занятость  молодежи, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, создание условий для  культурного и физического развития и оздоровления, поддержка талантливой и одаренной молодежи, молодежных и детских общественных организаций, создание социально-психологических служб молодежи, международное сотрудничество.

Важная роль в реализации молодежной политики в республике отводится общественным молодежным объединениям.

Перспективная модель развития Беларуси гарантирует молодежи безопасное будущее, в том числе благоприятную  для здоровья людей окружающую среду.

Основными целями в этой области являются:

- создание условий для ведения диалога между молодежью и Правительством по вопросам, касающимся качества окружающей среды и безопасного будущего;

- разработка процедур  и механизмов, позволяющих молодежи  участвовать в подготовке, обсуждении  и реализации программ по оздоровлению окружающей среды и социально-экономическому развитию;

- установление процедур, обеспечивающих проведение консультаций  и участие молодежи в принятии  решений, относящихся к охране  окружающей среды, получению образования,  повышению уровня и качества жизни.

 

 

1.2 Значение и задачи учета и ревизии расчетов по социальному страхованию

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически  для всех стран. Необходимость в  ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Значение и уровень  системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.

Сущность социальной защиты населения заключается в системе мер, направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов [32,c.21].

В Республике Беларусь этот процесс осуществляется за счет средств  государственных целевых бюджетных  фондов: Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. С 1999 г. по 2002 г. включительно функционировал Фонд социальной защиты Молодежи (ФСЗМ).

Фонд социальной защиты населения образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХП от 10.06.1993 г. на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. ФСЗН до 2004 г. был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной зашиты, а в 2004 г. в соответствии  с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г. п.1.1 целевым бюджетным фондом.

Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной зашиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.

Согласно данного  закона размеры обязательных страховых  взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

- для работодателей  - 28 процентов;

- для работодателей,  занятых производством сельскохозяйственной  продукции, объем которой составляет  более 50 процентов общего объема  произведенной продукции, - 24 процента;

- для жилищно-строительных, жилищных, гаражно-строительных, гаражных  кооперативов, молодежных жилых  комплексов, коллективов индивидуальных  застройщиков, садоводческих, садово-огороднических  товариществ, товариществ собственников, не имеющих доходов от своей деятельности, а также для общественных объединений инвалидов и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений, - 5 процентов;

-для физических  лиц, самостоятельно уплачивающих  обязательные страховые взносы, для Белгосстраха - 30 процентов;

- для членов  крестьянских (фермерских) хозяйств - 25 процентов;

- работающих  граждан, кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств, - 1 процент [24].

Учет средств Фонда  социального страхования является одной из важнейших функций в системе управления, поскольку он предоставляет точные сведения по вопросам обеспечения каждого застрахованного лица пенсиями и пособиями. Таким образом, на основании вышеизложенного можно отметить, что основными задачами учета расчетов по социальному страхованию являются:

- своевременное и полное  отражение на счетах бухгалтерского  учета начислений обязательных  страховых взносов;

- согласно законодательству  Республики Беларусь своевременное  отражение уплаты страховых взносов в полном объеме в Фонд;

- правильное и обоснованное начисление использования средств на выплаты, финансируемые Фондом;

- своевременное отражение  сведений, необходимых для ведения  персонифицированного учета;

- предоставление необходимых  учетных данных по форме 4- Фонд [7,c.251].

Формирование рыночных экономических  отношений повышает потребность  в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятия. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании средств, обеспечении сохранности собственности принадлежит ревизии.

Ревизия средств фонда социальной защиты позволяет изучить те стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, где наиболее полно отражены вопросы по обеспечению каждого застрахованного лица пенсиями и пособиями. Ревизия имеет четкий правовой статус, определяющий границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии. Основными задачами ревизии обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд (далее - плательщики) являются:

- проверка правильности начисления обязательных страховых взносов и иных платежей, своевременности их уплаты в полном объеме в Фонд;

- проверка обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию, финансируемые Фондом;

- проверка правильности представления плательщиками сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета;

- выявление нарушений законодательства о государственном социальном страховании и принятие соответствующих мер к плательщикам и их должностным лицам [4,c.221].

 1.3 Нормативно- правовое регулирование по учету и ревизии расчетов по социальному страхованию

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляется Министерством Финансов Республики Беларусь, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Поскольку наиважнейшим принципом  учета и контроля выступает принцип законности учета и контрольных проверок, бухгалтера и ревизоры  обязаны знать и владеть всеми нормативными актами, регламентирующими деятельность  субъектов хозяйствования.

Порядок документального оформления и расчетов по социальному страхованию регулируется целым рядом нормативных документов. В настоящее время в Республике Беларусь принят ряд законов, а также указов Президента Республики Беларусь, определяющих правовое поле для формирования системы социальной защиты населения [38,c. 209]

1. Закон Республики Беларусь  «О бухгалтерском учете и отчетности»  № 3321-XII от 18.10.1994 г. в редакции  Закона от 26.12.2007 г. № 302-З.

Обязывает всех хозяйствующих субъектов  обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах. Факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Первичные учетные документы должны приниматься к учету, если они составлены но форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Систематизация и накопление информации в хронологической последовательности, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, отражение ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности должны осуществляться в регистрах бухгалтерского учета. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

2. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89. Устанавливает единые подходы к его применению и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

Согласно Типового плана счетов для расчетов с Фондом социальной защиты населения предусмотрен синтетический счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

3. Положение об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 164.

 Настоящим Положением устанавливается  порядок уплаты обязательных  страховых взносов и иных платежей  в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты.

4. Закон Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 г. N 138-XIII.

Уплата обязательных страховых взносов в Фонд в  размерах, установленных настоящим  Законом производится плательщиками  единым платежом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством  о государственном социальном страховании.

5. Закон Республики Беларусь  № 306-3 от 28.12.2007 г. «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» устанавливает право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей, в случаях, определенных настоящим Законом.

В соответствии с настоящим  Законом назначаются государственные пособия:

- по беременности и родам;

- в связи с рождением ребенка;

- женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

- по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

- на детей старше 3 лет;

- по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;

- по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

- по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

- при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

- на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Также настоящим законом  предусмотрены надбавки к пособиям на детей, рожденных женщинами вне брака, если сведения об отце ребенка в книге регистрации актов о рождении произведены по указанию матери; детей, усыновленных (удочеренных) одинокими лицами; детей, воспитываемых одним родителем, расторгнувшим брак и не вступившим в новый брак, в случаях, когда другой родитель уклоняется от уплаты алиментов, детей, находящихся под опекой или попечительством, в случаях, когда родители уклоняются от уплаты алиментов, в других случаях, предусмотренных частью второй статьи 24 настоящего Закона, когда взыскание алиментов невозможно; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, воспитываемых в семье; детей военнослужащих, проходящих срочную военную службу, детей курсантов военных учебных заведений, учебных заведений органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, за исключением курсантов, с которыми заключен контракт о прохождении военной службы (далее – дети курсантов учреждений образования), детей военнообязанных, призываемых на военные или специальные сборы, детей резервистов на время прохождения ими занятий и учебных сборов.

Информация о работе Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию