Порядок формирования отчетности малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Субъекты малого предпринимательства представляют информацию, по которой можно проводить анализ их деятельности, в различные органы.
Первым компетентным органом, в адрес которого они представляют информацию, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – ФНС РФ). Объем и характер такой информации зависит от избранной субъектом системы налогообложения.
При применении упрощенной системы налогообложения (далее – УСНО) предприниматель ежегодно в установленные сроки представляет в ФНС РФ налоговую декларацию, в которой отражает информацию об объекте налогообложения, ставке налога, сумме полученных за налоговый период доходов и произведенных расходов, убытках, полученных в предыдущих налоговых периодах, сумме исчисленного налога, подлежащего уплате, и минимального налога, а также о сумме страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, которые уменьшают сумму исчисленного налога.
При уплате единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) в налоговой декларации указываются виды деятельности, которые осуществляет предприниматель (и которые в соответствии с законодательством подпадают под систему ЕНВД), показатели, по которым рассчитывается сумма налога, суммы уменьшающие налог, сумма налога. Таким образом, предприниматель не представляет в налоговые органы информацию о своих доходах, расходах и полученной прибыли. Декларация, подаваемая в связи с уплатой ЕНВД, является менее информативной по сравнению с декларациями, подаваемыми при применении УСНО.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы и методика формирования показателей финансовой отчетности 6
1.1. Система информационного обеспечения принятия управленческих решений в рыночной экономике 6
1.2. Нормативное регулирование организации и методики составления отчетности в российской практике 15
1.3. Информационно-аналитическое обеспечение принятия решений по повышению эффективности и надежности деятельности в хозяйственной системе 22
Методика составления отчетности малого бизнеса 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЮУТЭП» 29
2.2. Первичное наблюдение формирования показателей доходов и расходов малого бизнеса 39
2.3. Возможности автоматизированной обработки данных отчетности малого бизнеса 48
Анализ показателей отчетности малого бизнеса 54
3.1. Анализ доходов малого бизнеса 54
3.2. Анализ расходов малого бизнеса 61
3.3. Анализ финансовых результатов малого бизнеса 72
Заключение 79
Список литературы 84
Приложения 87

Файлы: 1 файл

Курсовая БФО.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)

* «-» – на данный момент не имеется сведений.

Из приведенных данных следует, что число малых предприятий  неуклонно растет. В 2010 году произошло  существенное оживление деловой  активности в сфере малого предпринимательства, что привело к увеличению числа  субъектов на 96,8 % по сравнению с предыдущим годом. Такое резкое увеличение может быть связано со значительным высвобождением рабочей силы в 2009 году, стабилизацией экономической ситуации и началом выхода экономики страны из кризиса.

Показатель занятости  на малых предприятиях также увеличивается год от года. Как отмечают в исследованиях, молодым специалистам проще устроиться работать на предприятие с незначительными объемами производства продукции или оказания услуг, нежели на крупное промышленное предприятие [17].

Важным элементом развития малого бизнеса служат инвестиции. Данные таблицы один позволяют говорить об их систематическом росте. Это свидетельствует о стабильности развития сферы малого предпринимательства.

Самым нестабильным показателем  является размер среднемесячной заработной платы, которая в соответствии с приведенными данными, снижается с 2008 года. Такая негативная тенденция может быть связана с увеличением налогового бремени на фонд оплаты труда.

Таким образом, из анализа данных (см. табл. 1.1.) следует, что большинство показателей деятельности малых предприятий стабильно растет. Исключение составляют данные за 2009 год. Снижение всех значений в указанном периоде может объясняться тяжелой экономической ситуацией в России на фоне мирового финансового кризиса в сочетании с чувствительностью сектора малого предпринимательства к любым проблемам в экономике страны. Малый бизнес является надежным индикатором здоровья всей экономической системы. В связи с этим государство на всех уровнях власти проводит политику поддержки и развития малого предпринимательства.

В Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации» определены основы поддержки субъектов малого бизнеса, полномочия органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в этой сфере, условия, виды и порядок предоставления поддержки, а также приоритетные направления такой деятельности. На федеральном уровне финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется путем распределения соответствующих субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации.

На региональном уровне нормативной базой для поддержки  и развития малого предпринимательства  являются законы субъектов РФ. В  Челябинской области на 01 октября 2011 года насчитывалось 4 200 малых предприятий (без учета микропредприятий), в деятельности которых задействованы 108 500 человек. Их оборот за 9 месяцев 2011 года составил 165,6 млрд. руб. В целях поддержки и создания условий для дальнейшего развития этого сектора экономики утвержден и действует Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250-ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области». Конкретные меры поддержки определены в Областной целевой программе развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы. Целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышение роли в социально-экономическом развитии региона, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. В программе определены 6 приоритетных направлений малого и среднего предпринимательства, субъектам которых оказывается первоочередная поддержка. К ним относятся обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров), производство изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий, инновационная деятельность, сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство, здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг, услуги по организации внутреннего, въездного туризма. В целях реализации программы предусмотрены мероприятия по 11 основным направлениям, в том числе, совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и устранение административных барьеров, содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, поддержка молодежного, женского и семейного предпринимательства.

На муниципальном уровне нет отдельных статистических сведений по субъектам малого предпринимательства. В соответствии со сведениями, указанными на официальном сайте Администрации города Челябинска (www.cheladmin.ru), в настоящее время в Челябинске ведут деятельность более 45 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Количество работающих в малом и среднем бизнесе города составляет более 237 тысяч человек, что составляет около 40 % от общей численности занятых в экономике города. Ежегодно малый и средний бизнес создает в городе более 3 тысяч новых рабочих мест (в 2010 году – 3259 новых рабочих мест, в 2011 году – 3694).  В городе Челябинске действует городская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2010-2012 годах». Цель программы – обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске. Основными программными мероприятиями являются:

- совершенствование  нормативно-правового регулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- развитие  инфраструктуры  поддержки  субъектов  малого  и  среднего предпринимательства;

- финансовая, имущественная,  информационная и консультационная  поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;

- поддержка  субъектов малого и среднего  предпринимательства в области  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров.

Конечными результатами реализации программы к 01 января 2013 года должны стать:

- обеспечение  устойчивого развития предпринимательства  в городе Челябинске;

- увеличение доли численности  работников, занятых в сфере малого  и среднего предпринимательства,  в общей численности работников всех предприятий и организаций города до 38,7 %;

- увеличение доли объема  отгрузки товаров и услуг субъектами  малого и среднего предпринимательства  в общем объеме отгрузки товаров  и услуг города Челябинска  до 27,8 %; 

- увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства   в  общем  объеме  налоговых  поступлений  в  бюджет  города  до 21,9 %.

Несмотря на принимаемые меры по поддержке и  развитию малого предпринимательства  со стороны государства, пока значительного роста доли малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны и занятости населения не происходит. Не наблюдается и укрепления экономики России за его счет. Увеличится или уменьшится вес малого предпринимательства в будущем – зависит от экономической стабильности и эффективности мер государственной поддержки.

Субъекты малого предпринимательства представляют информацию, по которой можно проводить  анализ их деятельности, в различные  органы.

Первым компетентным органом, в адрес которого они  представляют информацию, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – ФНС РФ). Объем и характер такой информации зависит от избранной субъектом системы налогообложения.

При применении упрощенной системы налогообложения (далее – УСНО) предприниматель ежегодно в установленные сроки представляет в ФНС РФ налоговую декларацию, в которой отражает информацию об объекте налогообложения, ставке налога, сумме полученных за налоговый период доходов и произведенных расходов, убытках, полученных в предыдущих налоговых периодах, сумме исчисленного налога, подлежащего уплате, и минимального налога, а также о сумме страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, которые уменьшают сумму исчисленного налога.

При уплате единого  налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) в налоговой декларации указываются виды деятельности, которые осуществляет предприниматель (и которые в соответствии с законодательством подпадают под систему ЕНВД), показатели, по которым рассчитывается сумма налога, суммы уменьшающие налог, сумма налога. Таким образом, предприниматель не представляет в налоговые органы информацию о своих доходах, расходах и полученной прибыли. Декларация, подаваемая в связи с уплатой ЕНВД, является менее информативной по сравнению с декларациями, подаваемыми при применении УСНО.

В случае, если субъект малого предпринимательства  не воспользовался правом применять  один из специальных налоговых режимов  и использует общую систему налогообложения, то он представляет в налоговые органы наиболее полную информацию о своей деятельности.

Второй орган, в который организация малого бизнеса представляет отчетность, –  это государственные внебюджетные фонды. С 2011 года индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, освобождены  от такой обязанности. Все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие работников, как и прежде, представляют отчетность в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Информация, содержащаяся в расчетах, позволяет сделать выводы о размере заработной платы работников, характере их труда и возможных льготах при назначении пенсии.

Третий компетентный орган, в который субъекты малого предпринимательства, предоставляют  сведения – Федеральная служба государственной  статистики (Росстат). Малый бизнес представляет отчетность в Росстат в упрощенной форме, то есть один раз в пять лет при проведении сплошного обследования малого и среднего предпринимательства. Однако Росстат может запросить информацию и раньше, если организация попала в выборочное статистическое наблюдение, которое проводится ежемесячно и (или) ежеквартально. Сведения представляются по формам федерального статистического наблюдения.

Помимо этого, если субъект малого предпринимательства  осуществляет внешнеэкономическую  деятельность, он для оформления паспорта сделки обязан представлять информацию о ней с приложением подтверждающих документов в обслуживающий банк для оформления паспорта сделки.

Таким образом, отчетность, представляемая в государственные  органы и уполномоченные негосударственные  организации, для субъектов малого предпринимательства максимально упрощена. Однако содержащихся в ней сведений достаточно для исследования и анализа деятельности малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Нормативное регулирование  организации и методики составления  отчетности малого бизнеса в российской практике

 

Система нормативного регулирования  организации и методики составления  бухгалтерской отчетности – это  совокупность нормативно-правовых актов  и иных документов, регламентирующих порядок организации и методику составления бухгалтерской отчетности.

Создание национальной системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями рыночной экономики было предусмотрено Программой реформирования системы бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283. Значительное влияние на подходы к формированию показателей бухгалтерской отчетности при этом оказали международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО).

Национальная система  нормативного регулирования бухгалтерской отчетности для малого бизнеса в Российской Федерации включает в себя нормативные акты и документы четырех уровней.

Первых уровень системы  составляют федеральные законы, указы  Президента РФ и постановления Правительства  РФ, прямо или косвенно регламентирующие организацию и методику составления бухгалтерской отчетности.

Основным нормативно-правовым актом первого уровня является Федеральный  закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в РФ. С 01.01.2013 года указанный закон утратит силу и вступит в действие Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». К первому уровню системы относятся также Гражданский кодекс РФ (в ред. от 06.12.2011), Налоговый кодекс РФ (в ред. от 03.12.2011), Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 30.11.2011), Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

 (в ред. от 06.12.2011) и др.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет основы ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской отчетности во всех организациях России. Он определяет, что объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции. Статья 6 закона определяет порядок организации бухгалтерского учета в организациях и применима к субъектам малого предпринимательства. Глава 2 посвящена основным требованиям к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации и регистрации. Глава 3, содержащая базовые положения о бухгалтерской отчетности, применяется только к тем организациям малого бизнеса, которые не перешли на специальные режимы налогообложения.

Новый закон «О бухгалтерском  учете», вступающий в силу с 01 января 2013 года, существенно отличается от действующего. В частности, к объектам бухгалтерского учета будут относиться факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы и иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В части первой Гражданского кодекса РФ раскрыты многие вопросы  учетной работы в организации, в  том числе: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; случаи обязательного аудиторского заключения; понятие чистых активов, филиалов и представительств, дочерних и зависимых обществ; порядок ведения бухгалтерского учета при реорганизации и ликвидации предприятия.

Налоговый кодекс РФ предоставляет  субъектам малого предпринимательства  право использовать специальные  налоговые режимы, существенно упрощающие для них порядок ведения бухгалтерского учета, предоставления отчетности и снижающие налоговую нагрузку. Такими режимами, разработанными специально для стимулирования развития малого бизнеса, являются упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход.

В связи с применением  УСНО налогоплательщики освобождаются от уплаты следующих налогов:

1) организации: 

- налог на прибыль  организаций; 

- налога ни имущество  организаций; 

- налог на добавленную  стоимость (кроме налога, уплачиваемого  в соответствии с договором  простого товарищества (договором о совместной деятельности));

2) индивидуальные предприниматели: 

- налог на доходы  физических лиц; 

- налог на имущество  физических лиц; 

Информация о работе Порядок формирования отчетности малого бизнеса