Порядок формирования отчетности малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Субъекты малого предпринимательства представляют информацию, по которой можно проводить анализ их деятельности, в различные органы.
Первым компетентным органом, в адрес которого они представляют информацию, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – ФНС РФ). Объем и характер такой информации зависит от избранной субъектом системы налогообложения.
При применении упрощенной системы налогообложения (далее – УСНО) предприниматель ежегодно в установленные сроки представляет в ФНС РФ налоговую декларацию, в которой отражает информацию об объекте налогообложения, ставке налога, сумме полученных за налоговый период доходов и произведенных расходов, убытках, полученных в предыдущих налоговых периодах, сумме исчисленного налога, подлежащего уплате, и минимального налога, а также о сумме страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, которые уменьшают сумму исчисленного налога.
При уплате единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) в налоговой декларации указываются виды деятельности, которые осуществляет предприниматель (и которые в соответствии с законодательством подпадают под систему ЕНВД), показатели, по которым рассчитывается сумма налога, суммы уменьшающие налог, сумма налога. Таким образом, предприниматель не представляет в налоговые органы информацию о своих доходах, расходах и полученной прибыли. Декларация, подаваемая в связи с уплатой ЕНВД, является менее информативной по сравнению с декларациями, подаваемыми при применении УСНО.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы и методика формирования показателей финансовой отчетности 6
1.1. Система информационного обеспечения принятия управленческих решений в рыночной экономике 6
1.2. Нормативное регулирование организации и методики составления отчетности в российской практике 15
1.3. Информационно-аналитическое обеспечение принятия решений по повышению эффективности и надежности деятельности в хозяйственной системе 22
Методика составления отчетности малого бизнеса 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЮУТЭП» 29
2.2. Первичное наблюдение формирования показателей доходов и расходов малого бизнеса 39
2.3. Возможности автоматизированной обработки данных отчетности малого бизнеса 48
Анализ показателей отчетности малого бизнеса 54
3.1. Анализ доходов малого бизнеса 54
3.2. Анализ расходов малого бизнеса 61
3.3. Анализ финансовых результатов малого бизнеса 72
Заключение 79
Список литературы 84
Приложения 87

Файлы: 1 файл

Курсовая БФО.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)

 

Прочие расходы имеют  тенденцию к росту: в 2010 г. они  увеличились на 1 тыс. руб. (или на 2,04 %), в 2011 г. – на 116 тыс. руб. (или на 232 %). Резкое увеличение прочих расходов связано с формированием в 2011 г. оценочных резервов (по сомнительным долгам и на оплату отпусков). Эти резервы в 2011 г. составили 98 тыс. руб. (или 59,04 % от прочих расходов). Ранее такие резервы в организации не формировались. С формированием резервов также связано существенное изменение структуры прочих расходов в 2011 г.

Постоянной статьей  прочих расходов являются расходы на расчетно-кассовое обслуживание в банке. Они имеют тенденцию к увеличению в связи с ежегодным повышением банковских тарифов на обслуживание. Так, в 2010 г. эти расходы увеличились на 1 тыс. руб. (или на 3,85 %), в 2011 г. – на 3 тыс. руб. (или на 11,11 %). В структуре прочих расходов до образования оценочных резервов они составляли 53-54 % (в 2009-2010 гг.). В 2011 г. при формировании оценочных резервов доля расходов на РКО в прочих расходах составила 18,07 %, то есть снизилась на 35,93 %.

Переменной статьей  прочих расходов являются расходы на выплату неустоек, пеней и штрафов за нарушение договорных условий со стороны ООО «ЮУТЭП». Такие расходы увеличиваются при росте объема оказанных услуг и уменьшаются при его снижении. Так, в 2010 г. эти расходы увеличились на 7 тыс. руб. (или на 50 %), а в 2011 г. – уменьшились на 6 тыс. руб. (или на 28,57 %). В 2010 г. их доля в структуре прочих доходов увеличилась на 13,43 % и составила 42 %, а в 2011 г. уменьшилась на 32,96 % и составила 9,04 %.

Возмещение убытков  клиентам и перевозчикам также является переменной статьей прочих расходов. В 2009-2010 гг. таких расходов не было. В 2011 г. ООО «ЮУТЭП» возместило клиенту 5 тыс. руб. в связи в повреждением груза при перевозке.

Списание нереальных к взысканию долгов производится в ООО «ЮУТЭП» ежегодно, поскольку срок исковой давности по договорам транспортной экспедиции и договорам перевозки в соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» составляет 1 год. В 2010 г. было списано на 1 тыс. руб. больше, чем в 2009 г. (или на 100 % больше), в 2011 г. – на 6 тыс. руб. больше, чем в 2010 г. (или на 300 % больше). Имеется тенденция к увеличению объема списания нереальных к взысканию долгов. Для того, чтобы ее переломить, организации требуется усилить проверку добросовестности контрагента на стадии заключения договора и активизировать работу по претензионному и судебному взысканию кредиторской задолженности.

ООО «ЮУТЭП» занимается благотворительностью. В 2009 г. расходы  на помощь фонду по борьбе с наркоманией составили 8 тыс. руб., или 16,33 % от прочих расходов. В 2010 г. расходов на благотворительность не было. В 2011 г. организация оказала помощь семье с ребенком-инвалидом в размере 10 тыс. руб., что составило 6,02 % от прочих расходов.

Не признается расходами  ООО «ЮУТЭП» выбытие активов:

- в связи с приобретением  и созданием внеоборотных активов  (основных средств, нематериальных  активов и т.п.);

- по договорам транспортной  экспедиции в пользу перевозчиков, экспедиторов, страховщиков и других третьих лиц, если эти денежные средства получены от клиентов в счет возмещения расходов экспедитора по оплате услуг указанных третьих лиц;

- в порядке предварительной  оплаты материально-производственных  запасов и иных ценностей, работ,  услуг; 

- в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в погашение кредита,  займа, полученного ООО «ЮУТЭП»  от других организаций и физических  лиц.

В целях налогового учета  порядок определения расходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, закреплен в статье 346.16 НК РФ. В части первой указанной статьи содержится исчерпывающий перечень расходов, которые принимаются для целей налогового учета. Расширительному толкованию он не подлежит.

Расходы должны быть обоснованными  и документально подтвержденными. Согласно части 1 статьи 252 НК РФ обоснованными  расходами признаются экономически оправданные затраты, оценка которых  выражена в денежной форме. Под документально  подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходами в организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, затраты становятся только после их фактической оплаты. При этом расходы учитываются с учетом следующих особенностей:

1) материальные расходы,  а также расходы на оплату  труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами, включая банковские кредиты, и при оплате услуг третьих лиц;

2) расходы на уплату  налогов и сборов учитываются  в размере, фактически уплаченном  налогоплательщиком. При наличии  задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные периоды, когда налогоплательщик погашает задолженность;

3) расходы на приобретение, сооружение, изготовление основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение и создание самим налогоплательщиком нематериальных активов, отражаются в последнее число отчетного периода в размере уплаченных сумм. Такие расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

4) при выдаче налогоплательщиком  продавцу в оплату приобретаемых  товаров, работ, услуг и (или) имущественных прав векселя расходы учитываются после оплаты указанного векселя. Расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе.

К числу расходов организации  не относятся суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство выражено в условных денежных единицах.

По причине того, что  в целях налогообложения расходы  учитываются после их фактической  оплаты, в ООО «ЮУТЭП» как организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, возникают разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Они отражены в таблице 3.6.

 

Таблица 3.6.

 

Расхождения между бухгалтерским  и налоговым учетом расходов

ООО «ЮУТЭП»

 

 

2009 год

2010 год

2011 год

По данным бухгалтерского учета, в тыс. руб.

15 025

32 213

18 869

По данным налогового учета, в тыс. руб.

14 901

31 805

21 307

Абсолютное отклонение, в тыс. руб.

124

408

2 438

Относительное отклонение, в %

0,83

1,27

12,92


 

Из табл. 3.6. видно, что в 2009 и 2010 гг. расходы по данным бухгалтерского учета были больше расходов по данным налогового учета на 0,83 % и 1,27 % соответственно. Следовательно, организация перечислила своим контрагентам денежных средств меньше, чем было предусмотрено договорами, заключенными в этот период. В 2011 году динамика кардинально меняется. Расходы по данным налогового учета превышают расходы по данным бухгалтерского учета на 12,92 %. Из этого следует, что организация погасила свою задолженность перед контрагентами, образовавшуюся в предыдущие периоды. Таким образом, величина расхождений между расходами по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета зависит от соблюдения условий договоров со стороны ООО «ЮУТЭП».

Из анализа расходов ООО «ЮУТЭП» следует, что основной статьей расходов по обычным видам деятельности являются расходы на оплату услуг перевозчиков. Эти расходы находятся в прямой зависимости от объема оказанных услуг по организации перевозок грузов. При увеличении объема транспортно-экспедиционных услуг доля расходов по оплате транспортных услуг в расходах по обычным видам деятельности увеличивается. Также в прямой зависимости от объема оказываемых услуг находятся расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и ремонт офисной техники. В расходах на ремонт офисной техники есть постоянная часть, которая сдерживает темпы изменения этих расходов при изменении объемов оказания услуг. Второй по значимости статьей расходов ООО «ЮУТЭП» являются расходы на оплату труда работников и взносы в государственные внебюджетные фонды с фонда оплаты труда. Прямой зависимости между этой статьей расходов и объемом оказываемых услуг не выявлено. Это говорит об отсутствии достаточной материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда, что тормозит увеличение объемов оказания услуг. Необходимо изменить систему оплаты труда для повышения мотивации работников. Амортизационные отчисления в организации производятся пропорционально объему оказанных услуг и доля в расходах является постоянной (0,02 %). Постоянными статьями расходов по обычным видам деятельности, которые не зависят от объема услуг по организации перевозок грузов, являются расходы на аренду офиса, оплату коммунальных услуг и страхование профессиональной ответственности. Расходы на страхование грузов зависят от доли перевозимых дорогостоящих грузов. При увеличении общего объема организации перевозок количество таких грузов, как правило, увеличивается.

 

 

3.3. Анализ финансовых  результатов деятельности ООО  «ЮУТЭП»

 

Основная цель деятельности любого субъекта малого предпринимательства – это извлечение прибыли. Прибыль представляет собой положительный финансовый результат деятельности организации. Отрицательный результат называется убытком. Прибыль (убыток) представляет собой разницу между всеми доходами и всеми расходами организации.

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов  деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия по всем направлениям. Они составляют основу экономического развития фирмы и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками гражданского оборота.

Рост прибыли создает  финансовую базу для самофинансирования организации и расширенного воспроизводства. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, регионального, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности деятельности предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и менеджменту выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Анализ финансовых результатов  деятельности ООО «ЮУТЭП» включает:

  1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ).
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).

В ходе горизонтального  анализа (табл. 3.7. и табл. 3.8.) рассчитаны следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение (колонка 4):

+,- П = П1 – П0,

где +,- П – изменение показателя;

       П1 – показатель отчетного периода;

       П0 – показатель базисного периода.

2. Относительное отклонение (колонка 5):

ОО = +,- П / П0.

 

Таблица 3.7.

 

Горизонтальный анализ показателей за 2009 и 2010 гг.

 

Наименование показателя

За январь-декабрь 

2010 года

За январь-декабрь 

2009 года

Абсолютное отклонение

(+,-)

Относительное отклонение,

в %

1

2

3

4

5

Выручка

34 184

16 502

+ 17 682

+ 107,15

Себестоимость продаж

(32163)

(14 976)

+ 17 187

+ 114,76

Валовая прибыль

2 021

1 526

+495

+ 32,44

Прибыль (убыток) от продаж

2 021

1 526

+495

+ 32,44

Прочие доходы

1

20

-19

- 95

Прочие расходы

(50)

(49)

+ 1

+ 2,04

Прибыль (убыток) до налогообложения

1 972

1 497

+ 475

+ 31,73

Прочее

(484)

(213)

+ 271

+ 127,23

Чистая прибыль (убыток)

1 488

1 284

+ 204

+ 15,89

Совокупный финансовый результат  периода

1 488

1 284

+ 204

+ 15,89

Информация о работе Порядок формирования отчетности малого бизнеса