Порядок формирования отчетности малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Субъекты малого предпринимательства представляют информацию, по которой можно проводить анализ их деятельности, в различные органы.
Первым компетентным органом, в адрес которого они представляют информацию, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – ФНС РФ). Объем и характер такой информации зависит от избранной субъектом системы налогообложения.
При применении упрощенной системы налогообложения (далее – УСНО) предприниматель ежегодно в установленные сроки представляет в ФНС РФ налоговую декларацию, в которой отражает информацию об объекте налогообложения, ставке налога, сумме полученных за налоговый период доходов и произведенных расходов, убытках, полученных в предыдущих налоговых периодах, сумме исчисленного налога, подлежащего уплате, и минимального налога, а также о сумме страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, которые уменьшают сумму исчисленного налога.
При уплате единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) в налоговой декларации указываются виды деятельности, которые осуществляет предприниматель (и которые в соответствии с законодательством подпадают под систему ЕНВД), показатели, по которым рассчитывается сумма налога, суммы уменьшающие налог, сумма налога. Таким образом, предприниматель не представляет в налоговые органы информацию о своих доходах, расходах и полученной прибыли. Декларация, подаваемая в связи с уплатой ЕНВД, является менее информативной по сравнению с декларациями, подаваемыми при применении УСНО.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы и методика формирования показателей финансовой отчетности 6
1.1. Система информационного обеспечения принятия управленческих решений в рыночной экономике 6
1.2. Нормативное регулирование организации и методики составления отчетности в российской практике 15
1.3. Информационно-аналитическое обеспечение принятия решений по повышению эффективности и надежности деятельности в хозяйственной системе 22
Методика составления отчетности малого бизнеса 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЮУТЭП» 29
2.2. Первичное наблюдение формирования показателей доходов и расходов малого бизнеса 39
2.3. Возможности автоматизированной обработки данных отчетности малого бизнеса 48
Анализ показателей отчетности малого бизнеса 54
3.1. Анализ доходов малого бизнеса 54
3.2. Анализ расходов малого бизнеса 61
3.3. Анализ финансовых результатов малого бизнеса 72
Заключение 79
Список литературы 84
Приложения 87

Файлы: 1 файл

Курсовая БФО.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)

- налог на добавленную  стоимость (кроме налога, уплачиваемого  в соответствии с договором  простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

Объектом налогообложения  по выбору налогоплательщика при  применении УСНО могут быть:

- доходы (ставка налога  – 6 %);

- доходы, уменьшенные  на величину расходов (ставка  налога – 15 %; на основании п.2 ст. 346.20 НК РФ законами субъекта РФ может быть снижена до 5%).

При переходе на упрощенную систему налогообложения предприниматель  подает соответствующую декларацию, которая проста в заполнении, только один раз год.

Единый налог на вмененный  доход – это специальный налоговый режим, при котором доход субъекта малого бизнеса не фиксируется и не отражен в первичной документации. База налогообложения в виде вмененного налога определяется ориентировочно, в среднем, исходя из косвенных данных. ЕНВД применяется в отношении ограниченного перечня видов деятельности, которые определены в статье 346.26 НК РФ, и вводится в действие нормативными актами муниципальных образований. Декларация по ЕНВД представляется в ФНС РФ ежеквартально.

Второй уровень системы  нормативного регулирования составляют Положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ). Они устанавливают основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требования к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета отдельных видов активов.

К числу ПБУ, раскрывающих правила формирования бухгалтерской  отчетности и информации об организации  малого бизнеса, приводимой в бухгалтерской  отчетности относятся:

- Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/2008 (утверждено приказом  Минфина России от 06.10.2008 № 106н);

- Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». ПБУ 7/98 (утверждено приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Информация по прекращаемой  деятельности». ПБУ 16/02 (утверждено  приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Исправление ошибок в  бухгалтерском учете и отчетности».  ПБУ 22/2010 (утверждено приказом  Минфина России от 28.06.2010 № 63н);

При применении указанных  ПБУ следует иметь ввиду, что  субъект малого предпринимательства  может составлять бухгалтерскую  отчетность в сокращенном объеме. Субъектам малого предпринимательства  предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности и раскрывать меньший объем информации в сравнении с другими хозяйствующими субъектами. Они могут не отражать в бухгалтерской отчетности условные факты хозяйственной деятельности и их последствия, не раскрывать информацию о связанных сторонах, а также отложенных налоговых активах и обязательствах, и не предоставлять информацию по сегментам. Таким образом, субъект малого предпринимательства имеет право не применять следующие ПБУ:

- Положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность  организации». ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Условные факты хозяйственной  деятельности». ПБУ 8/01 (утверждено  приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Информация о связанных сторонах». ПБУ 11/2008 (утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Информация по сегментам». ПБУ 12/2000 (утверждено приказом  Минфина России от 27.01.2000 № 11н);

- Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности». ПБУ 20/03 (утверждено приказом Минфина России от 14.11.2003 № 105н);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Изменения оценочных значений».  ПБУ 21/2008 (утверждено приказом  Минфина России от 06.10.2008 №106н);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Отчет о движении денежных  средств». ПБУ № 23/2011 (утверждено  приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н).

Третий уровень системы  нормативного регулирования образуют методические указания (типовые указания и рекомендации), подробно раскрывающие практическое содержание понятий бухгалтерской отчетности. К числу основных из них относятся Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н). Эти Указания определяют регламент составления бухгалтерской отчетности, состав и образцы форм, системы показателей отдельных образцов форм бухгалтерской отчетности. Они носят самый общий характер без конкретных подходов к формированию показателей.

Для субъектов малого предпринимательства специально разработаны Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета (утверждены приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н). Они содержат рабочий План счетов, который могут применять организации малого бизнеса, порядок учета в соответствии с этим планов и подробное описание порядка документирования всех хозяйственных операций.

Четвертый уровень системы  составляют рабочие документы конкретной организации, в которых на основе обще установленных правил и принципов  она формирует учетную политику, подходы к раскрытию бухгалтерской информации рабочий план счетов, график документооборота и т.п.

Основными рабочим документами  четвертого уровня системы, разработанными в ООО «Южно-Уральское транспортно-экспедиционное предприятие», являются:

- приказ об учетной  политике организации;

- рабочий план счетов  бухгалтерского учета, содержащий  синтетические и аналитические  счета, применяемые при ведении  бухгалтерского учета в организации;

- график документооборота.

Нормативные акты и документы первых трех уровней системы нормативного регулирования бухгалтерской отчетности разработаны в разное время, в них вносились многочисленные изменения и дополнения, в силу чего между ними могут быть противоречия.

Для того чтобы разрешить  такие противоречия в практической деятельности следует руководствоваться следующими правилами (согласно письму Минфина России от 23.08.2001 № 16-00-12/15):

1) в случае наличия  противоречий между нормативными  документами разного иерархического  уровня приоритет имеет нормативный документ более высокого уровня независимо от даты его утверждения (вступления в силу);

2) в случае наличия  противоречий между нормативными  документами одного иерархического  уровня приоритет имеет нормативный  документ с более позднее датой  утверждения (вступления в силу) или его последующего изменения.

Таким образом, система  нормативного регулирования организации  и методики составления отчетности в России имеет 4 уровня, 3 из которых  представляют собой систему государственной  регламентации. Существует точка зрения, согласно которой право разрабатывать и утверждать нормативные акты в сфере бухгалтерского учета и отчетности следует передать профессиональным организациям, а государству оставить лишь контрольную функцию [18]. По мнению автора этого подхода, государство неспособно обеспечить необходимое качество финансовой отчетности, что и проявляется в многочисленных противоречиях между действующими нормативными актами.

Однако более целесообразным представляется дальнейшее совершенствование  системы нормативной государственной регламентации бухгалтерской отчетности путем сближения национальной системы стандартов с МСФО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Информационно-аналитическое  обеспечение принятия решений  по повышению эффективности и  надежности деятельности в хозяйственной системе

 

Совершенствование организации  управления организацией в целях  повышения эффективности и надежности ее деятельности в хозяйственной  системе является одной из первоочередных задач современной российской экономики. Ключевую роль в решении этой задачи играет экономическая информация. Такая информация содержится, прежде всего, в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В специальной литературе идет дискуссия по поводу тождественности  понятий «бухгалтерская отчетность»  и «финансовая отчетность». Профессор В.Я. Соколов отмечает, что для отечественной практики более близким является понятие «бухгалтерская отчетность». Другие авторы, ссылаясь на положения МСФО, настаивают на применении понятия «финасовая отчетность» [23]. Профессор О.А. Миронова считает, что процедура формирования бухгалтерской отчетности, ограниченная требованиями бухгалтерского законодательства и нормативных актов,  с одной стороны, и широкий спектр информационных потребностей пользователей – с другой, дают основание говорить о различиях бухгалтерской и финансовой отчетности. Финансовая отчетность формируется не только из системы бухгалтерского учета, но из информации, получаемой вне этой системы [21].

Несмотря на имеющиеся  в науке точки зрения, действующее  законодательство используется понятия «бухгалтерская отчетность» и «финансовая отчетность» как абсолютно тождественные.

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность можно определить как  структурированную информацию о  финансовом положении, результатах  деятельности и денежных потоках  предприятия за определенный период времени, предоставляемую для удовлетворения информационных потребностей различных пользователей: как внутренних – для принятия управленческих решений, так и внешних – для принятия экономических решений [24].

Выделяют следующие характерные признаки финансовой отчетности:

- подлежит регулированию  (в одних странах регламентируется  национальными стандартами, разрабатываемыми  профессиональными организациями,  например, в США, в других –  законодательством, например в  Германии и России);

- составляется периодически, при этом основным периодом  является год;

- составляется, как правило,  в денежных измерителях;

- объектом является  предприятие в целом.

Основой для финансовой отчетности является бухгалтерский (финансовый) учет. Финансовый учет можно определить как процесс подготовки финансовой отчетности, а финансовую отчетность – как результат этого процесса [24]. Поэтому качество отчетности в первую очередь зависит от качества учета.

Мнения о том, для  кого предназначена финансовая отчетность, в литературе расходятся. В одних работах в качестве пользователей называются как внешние лица, так и менеджеры предприятия. В других специально подчеркивается, что пользователями финансовой отчетности являются только внешние по отношению к предприятию субъекты. Наиболее корректным представляется точка зрения, что финансовая отчетность адресована широкому кругу пользователей – инвесторам, работникам, заимодавцам, поставщикам и прочим торговым кредиторам, покупателям, государственным органам, общественности менеджерам. Следует отметить, что менеджеры заинтересованы в информации, содержащейся в финансовой отчетности, несмотря на то что они сами ответственны за ее подготовку и и имеют доступ к другой дополнительной информации.

Целями использования  бухгалтерской отчетности для принятия управленческих решений на уровне предприятия являются оценка его платежеспособности (обеспеченности кредиторской задолженности, ликвидности и т.п.), рентабельности, а также степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами организации и рабочей силой.

Значение бухгалтерской  отчетности для принятия управленческих решений определяется требованиями, предъявляемыми к ней. Основными  требованиями к бухгалтерской отчетности являются ее достоверность, целостность, своевременность, полнота, простота, проверяемость, сравнимость, экономичность, соблюдение строго установленных процедур оформления и публичность.

Достоверность подразумевает  отражение в финансовой отчетности истинного финансового положения предприятия, его активов и пассивов, результатов финансовой деятельности без каких-либо искажений. Это условие требует сопоставимости отчетных и плановых показателей. Поэтому все изменения учетной политики должны вводиться только с начала финансового года.

Достоверность бухгалтерской  отчетности усиливается ее целостностью. Последняя предполагает включение  в отчетность показателей финансово-хозяйственной  деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.

Полнота отчетности позволяет  принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимого аудита.

Своевременность предполагает предоставление бухгалтерской отчетности соответствующим пользователям  в установленный срок.

Простота отчетности означает оптимальность структуры  ее форм с точки зрения одновременно полноты отражения информации и удобства для восприятия и анализа.

Проверяемость отчетности говорит о возможности подтверждения  в любой момент времени представленной в ней информации.

Сравнимость предусматривает  наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления отличий и тенденций.

Экономичность достигается  путем унификации и стандартизации ее форм, сокращения отдельных показателей  не в ущерб качеству данных.

Соблюдение строго установленных  процедур оформления означает, что составление отчетности осуществляется на русском языке в валюте Российской Федерации (рублях) в формах, утвержденных компетентными органами или самой организацией (в разрешенных для этого случаях). Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ответственным за ведение бухгалтерского учета (главным бухгалтером, бухгалтером).

Публичность отчетности предполагает ее доступность и открытость всем заинтересованным пользователям. В законодательстве определены организации, которые обязаны ежегодно публиковать свою отчетность. К ним относятся открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды.

Информация о работе Порядок формирования отчетности малого бизнеса