Система планирования на АМО ЗИЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является анализ действующей системы планирования, основных показателей хозяйственной деятельности, финансового состояния АМО ЗИЛ, и разработка проектных предложений для совершенствования процесса планирования на предприятии и повышения эффективности его деятельности.
Задачи, решаемые в дипломном проекте:
- Анализ функционирования предприятия;
- Изучение теоретических основ планирования в рыночных условиях хозяйственной деятельности;
- Разработка проектных предложений и совершенствованию действующий на АМО ЗИЛ системы планирования.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть
Планирование - основа промышленно - хозяйственной деятельности предприятия
Основные цели и задачи производственного планирования
Принципы и методы планирования производства
Организация системы планирования на современном предприятии
Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия
Анализ себестоимости выпускаемой продукции
Анализ финансового состояния предприятия
Анализ финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности
Анализ выполнения плана производства и динамики выпуска товарной продукции
Анализ действующей системы планирования
Анализ процесса планирования на предприятии
Анализ системы технико-экономического планирования
Выводы из аналитической части
Проектная часть
Основные направления совершенствования системы технико-экономического планирования на АМО ЗИЛ
Описание проектного предложения по использованию экономико-математических методов в процессе технико-экономического планирования
Экономическая целесообразность реализации проектных предложений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

тоже чей-то диплом.doc

— 940.00 Кб (Скачать файл)

Планирование оказывает непосредственное влияние на уровень активизации  деятельности руководства и аппарата управления. Высокое качество разработанных программ, особенно с помощью ЭВМ и экономико-математических методов, их строгая увязка по всем подразделениям предприятия и цехов, согласованность с имеющимися в наличии материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять производством.

Составлению нового плана предприятия  предшествуют глубокий и всесторонний анализ деятельности и развития предприятия  в аналогичный период. Используя  результаты анализа, сведения о желательном  направлении развития, а также потребности в продукции, предприятие разрабатывает план. Проект охватывает широкий круг вопросов.

Определяется номенклатура продукции  с выделением предметов культурно-бытового назначения. Рассчитывается объем производства и степень использования производственных мощностей. Определяются показатели технического уровня выпускаемой продукции. Разрабатывается план внедрения вычислительной техники и автоматизированных систем управления с учетом потребности в электронных машинах и вспомогательном оборудовании. Составляется план капитальных вложений с выделением затрат на АСУП, план по труду, прибыли и рентабельности производства и пр.

Результаты производственной, финансовой и других видов хозяйственной  деятельности зависят от разнообразных  факторов, действие и взаимодействие которых различны по своей силе, характеру и времени. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность управления. Качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики.

Важно заметить, что в рыночных условиях особую значимость приобретает  ориентация деятельности предприятия  на потребителя, то есть процесс планирования становится в этой ситуации инструментом маркетинга. Связь планирования и маркетинга на предприятии выражается в системном подходе, когда каждый элемент цепочки соблюдает концепцию маркетинга, используя его информацию и выполняет свои функции исходя из этой концепции. В этой связи очень важным становится анализ качества и взаимосвязи с внешней средой, улучшение этих связей, а повышение качества процесса в самой системе уже будет повышаться на основе первого.

Служба маркетинга должна принимать участие в при разработке или согласовывать научно-методические и нормативные документы, оказывать методическую помощь всем службам в применении концепции маркетинга и выходить к руководству с предложениями о стимулировании применения концепции маркетинга по ориентации любой деятельности на потребителя.

Одной из функций маркетинга является формирование цены на фирме.

В условиях рыночных отношений цены имеют огромное значение. Именно они  определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие  на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения. Правильная методика установления цены, разумная ценовая стратегия, последовательность реализации глубоко обоснованной стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности.

Таким образом, необходимо заблаговременно  учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального  функционирования и развития предприятия. Разработку комплекса мероприятий  предусматривает планирование, определяющее последовательность достижения целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого производственного подразделения и всего предприятия. Именно планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Планирование ставит перед собой целью дать комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разрабатывать показатели развития предприятия на плановый период.

В основу составления таких планов закладывается:

- анализ перспектив развития  предприятия, - задачей анализа является  выяснение тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих  тенденций;

- анализ позиций в конкурентной  борьбе, - задача состоит в определении,  насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что предприятие может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;

- выбор стратегии на основе  анализа перспектив развития  предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видами деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспечения ресурсами;

- анализ направлений диверсификации  видов деятельности, поиск новых  более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

Предметом планирования производственной деятельности является достижение рационального  функционирования производственных подразделений. Исходя из этого должно осуществляться управление производством, которое  нацелено на объединение в рамках хозяйственных комплексов нового типа гибкого и адаптивного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда, на создание адаптивных производственных систем нового поколения.

 

1.2. Основные цели и  задачи производственного планирования

 

В основном производстве предприятия  осуществляется преобразование предметов  труда в продукцию. В каждом из взаимосвязанных цехов основного  производства рабочие и служащие, объединенные в соответствующие  коллективы, участвуют в производственном процессе и реализуют поставленные перед ними цели по изготовлению продукции.

Цели и задачи - это те конечные рубежи, к достижению которых направлена плановая деятельность. Но сама по себе плановая деятельность - это довольно широкое понятие, затрагивающее практически все стороны работы предприятия в различных периодах, поэтому есть смысл рассматривать цели и задачи планирования в различных аспектах.

В общем виде задачами планирования на предприятиях являются: обеспечение своевременного, равномерного и комплектного выпуска готовой продукции в заданном ассортименте; определение минимально необходимых для выполнения плана ресурсов средств производства, рабочей силы и денежных средств с учетом их наиболее эффективного использования; систематическое выявление резервов производства; постоянное совершенствование технологии, организации и управления производством; социальное развитие производственных коллективов.

Планирование на предприятии охватывает все стороны его деятельности: производство основной продукции, конструкторскую и технологическую подготовку производства, изготовление инструмента, ремонт основных фондов, работу транспорта, производство энергии, приобретение материалов и топлива, труд и заработную плату (включая подготовку кадров), производство строительных работ, сбыт продукции и финансовую деятельность. Планирование каждого из перечисленных элементов производственно-хозяйственной деятельности осуществляется особо и является самостоятельным звеном плана.

На предприятии осуществляется технико-экономическое и оперативно производственное планирование. При этом разрабатываются перспективные и текущие планы.

Можно выделить отдельно основные задачи, стоящие перед внутрифирменным  планированием:

- формулирует цели ее деятельности  и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;

- создает необходимую основу  для перестройки структуры фирмы  и системы управления ею;

- создает основу для координации  деятельности работников в процесс  е достижения этих целей;

- обеспечивает выбор наилучшего  варианта решения;

- формирует систему стандартов  и показателей, с помощью которых  происходит оценка результатов  деятельности фирмы и поощрение  наиболее отличившихся сотрудников.

В целом с помощью внутрифирменного планирования достигается эффективная  ритмичная работа всего сложного организма фирмы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющегося производственного потенциала.

Следует отметить, что на предприятии, как правило, существуют планы - цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Цели в рамках плана согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако не связываются ни с конкретными способами их достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами.

Важное место в управлении производством  занимает конкретизация плана выпуска  продукции во времени и производстве, непрерывный контроль и регулирование  выполнения планов. Одной из главных функций в этой деятельности является планирование. Оперативное управление конкретизирует и обеспечивает выполнение заданий, установленных текущим планом. При этом уточняются объем и номенклатура продукции, подлежащей изготовлению в заданный период. Для каждого цеха и его подразделений устанавливаются месячные и декадные графики, производственные программы.

Оперативное планирование является заключительным звеном всей системы планирования на предприятии и первой фазой в  системе оперативного управления. Основная цель оперативного планирования заключается в обеспечении слаженной, четкой и сопряженной работы всех подразделений предприятия, необходимой для качественного и своевременного выполнения плановых заданий по выпуску продукции. Эта цель достигается путем согласования и обеспечения ритмичного хода производства, бесперебойной работой всех подразделений, планомерной загрузкой оборудования, сокращением производственных циклов и размеров незавершенного производства.

В процессе планирования показатели текущего плана предприятия детализируются в пространственном разрезе (по производствам, цехам, участкам) и во времени (устанавливаются плановые задания предприятию и производственным подразделениям на декаду, сутки, смену, час). Планы доводятся до непосредственных исполнителей и организуется их выполнение.

По сфере действия оперативное  планирование подразделяется на межцеховое и внутрицеховое.

Задачами межцехового оперативного планирования являются:

- определение исходных данных  для расчета заданий;

- составление месячных заданий и календарных планов производства для цехов и предприятий в целом;

- составление внутри месячных  заданий.

При составлении оперативных производственных программ используются следующие данные:

- годовая и квартальная программы  (если есть);

- портфель заказов и договоры на поставку продукции;

- прогноз сбыта;

- календарно-плановые нормативы:  размеры партий и периодичность  их запуска, продолжительность  производственного цикла, размеры  заделов;

- нормы трудоемкости;

- результаты расчета загрузки и производительности оборудования и производственных площадей;

- результаты технико-экономического  анализа работы цехов за предшествующий  период времени.

В системе оперативно-производственного  планирования важную роль играет расчет наиболее рациональной загрузки оборудования и производственных площадей. Очень часто эта проблема рассматривается в усеченном виде - проводится проверка соответствия оперативного задания мощности цеха. Другая, более интересная задача обоснование наилучшей загрузки оборудования - требует многовариантных расчетов, и ее трудно осуществить без использования вычислительной техники.

В процессе внутрицехового планирования составляются оперативные месячные планы участков, смен и рабочих  бригад; задания и календарные  планы участков, смен, рабочих бригад на короткие отрезки времени (декаду, неделю и т.д.); суточные сменные задания для участков, смен, бригад и рабочих мест.

Основными задачами внутрицехового планирования при массовом и крупносерийном производстве являются:

- проверка соответствия месячного плана-задания по выпуску продукции производственной мощности, выделяемым на месяц ресурсам сырья, возможностям поставщиков полуфабрикатов;

- разработка заданий отделениям, сменам;

- разработка календарного плана  выпуска продукции;

- организация контроля и учета выполнения заданий цехами, отделениями, смешанными бригадами.

Таким образом, в рамках целей, разрабатываемых  для предприятия в целом, ставятся конкретные задачи для каждого производственного  подразделения или предприятия. Эти задачи могут определяться следующим образом:

Информация о работе Система планирования на АМО ЗИЛ