Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:16, дипломная работа
В настоящее время, в условиях о рыночной экономики, аренда значительно выросла в своей популярности и является самой быстро развивающейся формой капитоловложений (инвестиции). Вместо того, чтобы занимать деньги на покупку объектов основных средств и других активов, компании арендующий их и его популярность растет во всем мире, в частности и в Республике Казахстан.
На сегодня самым распространенным преимуществом аренды – 100 % финансирование его по фиксированным ставкам. Кроме того, арендные платежи часто бывают постоянными, что защищают арендатора от инфляции к росту стоимости денег и др. преимущества.
Согласно статье 2 закона РК «О финансовом лизинге», «финансовый лизинг (далее - лизинг) - вид инвестиционной деятельности, при которой: 1) лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленный договором лизинга предмет лизинга у продавца и передать его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование для предпринимательских целей. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком амортизации всей или существенной части (не менее 80%) стоимости предмета лизинга или превышает его; 2) лизингополучатель обязуется уплачивать регулярные периодические платежи, подлежащие уплате в соответствии с договором лизинга, которые рассчитываются с учетом возмещения (амортизации; всей или существенной части (не .менее 80%) стоимости лизинга по цене на момент заключения договора лизинга. При этом предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если такой переход предусмотрен договором лизинга».
Как видно, более прогрессивная формулировка Налогового кодекса в части определении сроков амортизации предмета лизинга вступила в противоречие с Законом. И хотя, всем ясно, что будет действовать формулировка Налогового кодекса, однако не ясно, почему бы не внести изменения в Закон, ведь противоречий в действующем праве предостаточно. Согласно Налоговому кодексу «стоимость основных средств, переданных (полученных) в финансовый лизинг (по лизингу), определяется на момент заключения договора лизинга». Но в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан (Особенная часть) от 16 июля 1999 г., статья 428. если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца, в том числе, «соразмерного уменьшения покупной цены». Как в таком случае будут рассматриваться данное изменение цены со стороны налоговой инспекции? Есть еще одна фраза, которая, по нашему мнению, считается неприемлемой и тормозящей развитие лизинга в Казахстане: « в целях налогообложения такая сделка рассматривается как покупка основных средств лизингополучателем. При этом лизингополучатель рассматривается как владелец основных средств, а лизинговые платежи - как платежи по кредиту, предоставленному лизингополучателю». Вот вам и международные стандарты! Как всем известно, финансовый лизинг включает в себя элементы купли-продажи, кредита, аренды, однако в международных стандартах., а также а соответствии с Гражданским законодательством (гл.29 ПС РК) договор финансового лизинга относится к договорам имущественного найма (аренды). Чем отличаются эти гражданско-правовые сделки? Прежде всего - предметом договора. В договоре купли-продажи продавец обязуется передать имущество в собственность (хозяйственное владение, оперативное управление) покупателя, а покупатель обязуется принять это имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму (ГК РК), то в договоре лизинга «лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у продавца и предоставить это имущество лизингополучателю во временное владение и пользование...». Удивительно, как лице, составляющие Налоговый кодекс, не поняли столь существенной и очевидной разницы. В договоре купли-продажи - право собственности в обязательной порядке переходит от продавца к покупателю, в договоре лизинга право собственности сохраняется за лизингодателем. В договоре купли-продажи к покупателю переходят права владения, пользования и распоряжения, тогда как в договоре лизинга к лизингополучателю переходят лишь право пользования и владения. А это существенные разницы. Кроме того, согласно Закону «О финансовом лизинге», лизингополучатель имеет право выбора, он имеет право приобрести предмет лизинга либо отказаться от него по окончанию срока лизинговой сделки, это оговаривается договором лизинга. Следовательно, и эта норма вступила в противоречие с Налоговым кодексом, что также тормозит развитие лизинга в целом.
Обращаем внимание, что понятие «вознаграждение» не изменилось и также включает в себя понятие лизинга- «выплаты за имущество, предоставленное (полученное) по финансовому лизингу в виде вознаграждения в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан, регулирующим вопросы финансового лизинга...».
Также в части понимания лизинговых операций понятие «вычеты по вознаграждению» (статья Налогового кодекса) также не изменилось: «вычетами по вознаграждению являются: 1) вознаграждение по полученным займам, в том числе в виде финансового лизинга, за исключением вознаграждения по займам, полученным на строительство и выплачиваемым в период строительства...».
На современном этапе развития экономики важнейшее место в системе управления хозяйственного субъекта занимает бухгалтерский учет. При этом с увеличением трудоемкости учетных процедур возрастав]1 необходимость совершенствования методологии бухгалтерского учета и его автоматизации. Неотъемлемой частью жизни современного общества является персональный компьютер с программным обеспечением, реализующим хранение, поиск, обработку и выдачу информации по опросам пользователя. Экономическая деятельность любого предприятия всегда связана с такими функциями управления, как учет, контроль, планирование, анализ и регулирование, в процессе выполнения, которых формируется информация о ходе работы предприятия, сопоставляются фактические показатели и нормативные, формулируются глобальные и локальные направления деятельности, разрабатываются предложения но установлению причин отклонений и корректировке результатов.
На рынке программного обеспечения существует широкий выбор программ, способных предоставить актуальную и достоверную информацию о всех бизнес - процессах (в том числе территориально распределенного и имеющею сложную структуру), необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа, несущих в себе технологический регламент и управленческий опыт.
Многие казахстанские предприятия в целях совершенствована учета движения основных средств применяют компьютерную программу «1С - Бухгалтерия».
Рассмотрим совершенствование учета арендованных основных средств при использовании ПК и комплексной системы автоматизации управления предприятием, которая имеет модульную структуру, модули, в свою очередь, объединены в функциональные контуры.
Модуль «Основные средства» входит в контур бухгалтерского учета и предназначен для автоматизации учета основных средств, формирование и получение соответствующей бухгалтерской отчетности.
При автоматизации процесса учета карточка создаемся вручную (после заполнения специальной формы) или автоматически. Учет основных средств может вестись относительно подразделений (складов, цехов) и или материально - ответственным лицам. В любой момент можно получить справку о наличии основных средств, учтенных по конкретным подразделениям или материально - ответственным лицам. Также реализуется возможность ведения личных карточек учета основных средств, выдаваемых персонально сотруднику, которые создаются на основе лицевых счетов работников предприятия.
В программе предусмотрено также формирование накладных на перемещение основных средств, оформление документов на ввод в эксплуатацию, возврат из эксплуатации, внутреннее перемещение, ведомостей начисления износа, акт списания и на переоценку.
Также предусмотрено выполнение следующих операций:
-проверка наличия;
-регламентное начисления
-объединение операций в
При систематическом и правильном заполнении всей первичной документации в программе возможно автоматическое получение следующей отчетности;
-Отчет о наличии основных средств;
-Инвентаризационная опись
В результате комплексной автоматизации наблюдается качественное улучшение процессов подготовки и принятия решений; уменьшение трудоемкости процессов обработки и использования данных; экономия условно- постоянных расходов за счет сокращения персонала; стандартизация бизнес - процессов во всех подразделениях предприятия; уменьшение зависимости от конкретных физических лиц, являющихся «держателями» информации или технологий обработки данных; использование незаметных (скрытых) для исполнителей технологии контроля выполняемой ими работы, не требующих предоставления справок и отчетов к определенной дате.
АРМ учета основных, средств автоматизирует их учет и обеспечивает:
Основными задачами автоматизации учета основных средств являются:
сверка
Рисунок 1. Схема организации учета основных средств
Экономический эффект от внедрения автоматизации определяется путем сопоставления затрат труда и себестоимости учетной работы при автоматизации и при выполнении ее ручным способом. Общая себестоимость слагается из следующих элементов: суммы заработной платы, амортизационных отчислений, стоимости вспомогательных материалов и суммы косвенных расходов.
В условиях использования персональных компьютеров инвентарная картотека может быть заменена ее электронным аналогом. Компьютерная инвентарная карточка, как правило, включает большее количество реквизитов, чем се традиционный бумажный носитель.
3 АУДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО АРЕНДЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Основные показатели эффективности аудитирования использования основных средств и вопросы совершенствования
Основные средства - один из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятии. Рациональное использование основных средств и производственных мощностей предприятия способствует улучшений всех технико-экономических показателей.
При аудите следует учитывать законы развития систем, так как каждый технологический этап или экономический уклад имеет свои пределы роста, определяемые технологическими системами. Эффективность использования основных средств (технологических систем) определяется их «местом» положением актива на рынке. Различные сочетания этих двух параметров характеризуют вполне определенные соотношения результатов и затрат.
Эффективность использования основных средств может проводиться, но нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования основных средств.
Выбор направлений эффективности и решаемых управленческих задач определяется потребностями управления экономикой:
-структурная динамика основных средств;
-инвестиционное содержание финансового лизинга.
Оценка эффективности аудитирования использования основных средств и затрат по их использованию относятся к управленческому механизму и потому подробно рассмотрим показатели эффективности их использования.
Методика проведения аудита основных средств нацелена на выбор наилучшего варианта их использования. Поэтому главными особенностями аудита являются:
-вариантность решений по использованию основных средств:
- нацеленность на перспективу.
Перспективный аудит - основной вид аудита инвестиций, которому должен предшествовать анализ имеющихся на балансе основных средств и эффективности их использования. Качество аудита зависит от достоверности информации, то есть от качества постановки бухгалтерского учета, отлаженности системы и регистрации операций с объектами основных средств, точности отнесения объектов к учетным классификационным группам, достоверности инвентаризационных описей, глубины разработки и ведения регистров аналитического учета. Задачи аудита формируются в соответствии с целями управления основных средств.
Аудит призван облегчить управленческому персоналу решение основных вопросов управления основными фондами и оборудованием таких, как:
Выделяют три направления аудита:
-аудит наличия, состояния и движения основных средств и оборудования (объем и структура основных средств, доля активной части, структура наличного оборудования, доля работающего, физическое и моральное состояние, ввод и выбытие, степень оснащенности основных средств и оборудованием, фондовооруженность, техническая вооруженность);
Информация о работе Теория и практика финансового лизинга: учет, налогообложение и аудит