Теория и практика финансового лизинга: учет, налогообложение и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:16, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время, в условиях о рыночной экономики, аренда значительно выросла в своей популярности и является самой быстро развивающейся формой капитоловложений (инвестиции). Вместо того, чтобы занимать деньги на покупку объектов основных средств и других активов, компании арендующий их и его популярность растет во всем мире, в частности и в Республике Казахстан.
На сегодня самым распространенным преимуществом аренды – 100 % финансирование его по фиксированным ставкам. Кроме того, арендные платежи часто бывают постоянными, что защищают арендатора от инфляции к росту стоимости денег и др. преимущества.

Файлы: 1 файл

Шаймерденова А.лизинг.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

- проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры. Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по зачислению и оплате арендных платежей и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по учету операций по финансовой аренде.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате арендных платежей.

Проверка документов позволяет убедиться в реальности определенного документа. Для этого выбирается определенные записи в бухгалтерском учете и прослеживается отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аудитор должен тщательно проверить правильность составления договоров по аренде и лизингу имущества, порядок расчета и структуру арендных платежей, хорошо знать схему возможных проводок для отражения операций по начислению и перечислению этих платежей.

При обнаружении ошибок необходимо довести их до сведения клиента, который    должен    их    исправить     путем    внесения    соответствующих исправительных записей в регистры бухгалтерского учета. Аудитору необходимо проверить:

- правильность отнесения  аренды основных средств к текущей  или долгосрочной, оформление актов передачи основных средств в аренду;

  • договор аренды, который оформляется приемосдаточным актом (при передаче имущества в аренду);
  • отражение финансовых результатов от сдачи в аренду;
  • ведение бухгалтерского учета операций по финансовой аренде;
  • организацию налогового учета операций по финансовой аренде;

- правильность   начисления   амортизации   по   основным   средствам, полученным по договору финансовой аренды;

- расчет арендных платежей.

Наиболее       простым       и       эффективным       способом       получения предварительной    необходимой    информации    о    состоянии    внутреннего контроля   основных   средств   является   тестирование   по   вопросам.   Ниже приведены примерные вопросы тестирования:

1) На каком основании аренда основных средств классифицирована как финансовая?

2) Все ли обязательные условия отражены  в заключенном договоре  финансовой аренды в соответствии с действующим законодательством?

  1. По какой стоимости оприходовано основное средство в бухгалтерском балансе арендатора или списано у арендодателя?
  2. Правильно ли рассчитан ежемесячный арендный платеж?
  3. Какими документами оформлены арендованные основные средства?
  4. Каким методом производится расчет амортизации основных средств у арендатора и правильно ли он применяется?

7) Правильно   ли    ведется    синтетический    и    аналитический    учет финансовой аренды у арендатора или у арендодателя?

8) Верно ли организован налоговый учет лизинговых операций?

9) Соответствуют ли данные регистров учета арендованных (сданных в аренду) основных средств данным Главной книги, оборотно-сальдовой ведомости и финансовой отчетности?

Общий  план  аудиторской  проверки  арендованных основных средств отражен в таблице 8.

 

Таблица 8

Примерная программа аудита операций  по  финансовой  аренде для  арендатора

Перечень аудиторских процедур

Рабочие документы аудитора

1. Аудит соответствия типового  договора лизинга и заключаемых сделок действующему законода-тельству Республики Казахстан.

Договор финансовой аренды, Гражданский Кодекс РК, Закон РК «О финансовом лизинге».

2. Аудит    оценки    стоимости    и  документального оформления принятия к учету объектов лизинга.

МСБУ 17 «Аренда», НСФО1, НСФО 2. акты-приемки передачи основных средств

  1. Аудит расчета арендных платежей.

МСБУ 17 «Аренда», НСФО1, НСФО 2

  1. Аудит бухгалтерского учета лизинговых операций

Журнал регистрации хозяйственных операций, учетные регистры. Главная книга, оборотно- сальдовая ведомость, финансовая отчетность

  1. Аудит расчета расходов по лизинговым операциям для целей    налогообложения    и    расчета чистой прибыли.

Налоговый Кодекс РК, МСБУ 18 «Выручка», НСФО1, НСФО 2, налоговая декларация по КПН, журнал регистрации хозяйственных операций, учетные регистры, Главная книга, оборотно - сальдовая ведомость, финансовая отчетность

  1. Аудит начисления налогов, связанных с объектами финансовой аренды: НДС. налога на имущество.

Налоговый Кодекс РК, налоговые декларации по НДС и налогу на имущество

  1. Аудит начисления и учет амортизации объектов финансовой  аренды   в  бухгалтерском   и   налоговом учете.

МСБУ 16 «Основные средства»,   НСФО 1. НСФО 2, Налоговый Кодекс РК. ведомость по учету амортизации долгосрочных активов, журнал регистрации операций

Примечание- Разработка автора


 

Таблица 9

Программа аудита операций по финансовой аренде для арендодателя (ТОО Сталис)

Перечень аудиторских процедур

Рабочие документы аудитора

1. Аудит соответствия типового  договора лизинга и заключаемых  сделок действующему законодательству  Республики Казахстан.

Договор финансовой аренды, Гражданский Кодекс РК, Закон РК «О финансовом лизинге».

2. Аудит    оценки    стоимости    и    документального оформления принятия к учету объектов лизинга.

МСБУ 17 «Аренда», НСФО1, НСФО 2. акты-приемки передачи основных средств

3.Аудит расчета арендных платежей.

МСБУ 17 «Аренда», НСФО1, НСФО 2

4.Аудит бухгалтерского учета лизинговых операций

Журнал регистрации хозяйственных операций, учетные регистры. Главная книга, оборотно- сальдовая ведомость, финансовая отчетность

  1. .Аудит начисления и учета НДС по лизинговым операциям.

Налоговый Кодекс РК, налоговые декларации по НДС, журнал регистрации хозяйственных операций.

  1. Аудит расчета расходов по лизинговым операциям для целей    налогообложения    и    расчета чистой прибыли.

Налоговый Кодекс РК, МСБУ 18 «Выручка», НСФО1, НСФО 2, налоговая декларация по КПН, журнал регистрации хозяйственных операций, учетные регистры, Главная книга, оборотно - сальдовая ведомость, финансовая отчетность

Примечание - Разработка автора


 

Результаты   проведенного   аудита  операций   по  финансовой   аренде оформляются аудиторским заключением.

Аудиторская организация обязана указать в письменной информации аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые существенно влияют на достоверность его финансовой отчетности [18, с.10]. Можно привести в письменной информации аудитора любую информацию, касающуюся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую он считает целесообразной.

Письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках. Она посвящена лишь тем из них, которые были выявлены в процессе аудиторской проверки.

Каждая аудиторская организация должна разрабатывать, с учетом требований законодательства, требования к форме подготовки письменной информации    аудитора.     Такие    внутренние    требования: обеспечивают аккуратное и единообразное оформление данного документа для различных экономических  субъектов;     утверждаются     руководителем     аудиторской организации; в обязательном порядке должны выполняться работниками при подготовке этого документа. Аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно,     обязаны     разрабатывать     (или     принять     с     учетом квалификационных   рекомендаций)   аккуратную   и   единообразную   форму предоставления     письменной     информации,     которая     будет     постоянно применяться.

В аудиторском заключении следует изложить ход аудиторской проверки, включая::

  • проверку   на  основе  тестов,  доказательств  для  подтверждения  сумм финансовых отчетов и раскрытий;
  • оценку принципов  ведения  бухгалтерского учета,  использованных  в подготовке финансовой отчетности;
  • оценки существенных предварительных учетных оценок, составленных руководством при подготовке финансовых отчетов;
  • оценку представления финансовых отчетов в целом.

Аудитору следует отметить, что в ходе проверки было собрано достаточно данных для составления заключения.

Следует четко изложить выводы, относительно того, дают ли финансовые отчеты достоверную и точную картину в соответствии с принципами составления финансовой отчетности.

В письменной информации аудитора должны помещаться в обязательном порядке следующие свидетельства:

1) реквизиты аудиторской организации, а именно:

а) официальное     наименование     и     юридический     (почтовый)     адрес аудиторской  фирмы  или   фамилия,   инициалы  и  адрес  аудитора,   который осуществляет свою деятельность самостоятельно;

б) номер и дата регистрационного удостоверения;

в) номер    и    дата    включения    в    реестр    на    право    осуществления аудиторской деятельности;

2) реквизиты проверяемого экономического субъекта, а именно:

а) официальное    наименование   и    юридический    (почтовый)    адрес проверяемого  экономического  субъекта  или   фамилия,   инициалы   и   адрес физического лица - субъекта предпринимательской деятельности (СПД);

б) номер и дата регистрационного удостоверения;

в) перечень    должностных    лиц    (фамилии,    инициалы,    должности), ответственных за составление финансовой отчетности юридического лица;

3) указание   периода   времени,   к   которому   относится   документация экономического       субъекта,       проверенная       в       ходе       аудита,  дата подписания письменной информации аудитора;

4) выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством РК порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой   отчетности,   которые   влияют   или   могут   повлиять   на   ее достоверность;

5) результаты проверки организации  и ведения бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности  и функционирования системы внутреннего  контроля экономического субъекта.

В дополнение к обязательным свидетельствам, указанных выше, в зависимости от объема, масштабов и специфики аудиторской проверки, а также размеров и особенностей аудиторской фирмы (того, проводится ли проверка аудитором, который работает самостоятельно), размеров и особенностей экономического субъекта, который подлежит проверке, следует включать в письменную информацию аудитора следующие свидетельства.

  • особенности   выполнения   аудиторской   проверки,    предусмотренные договором   (контрактом,     письмом-обязательством)     между     аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также особенности выполнения работы, которые стали известны в ходе проверки;
  • данные    о    количественном    составе    работников,    которые    ведут бухгалтерский    учет,    о    структуре    бухгалтерии    и    об    особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;
  • перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежали проверке;
  • свидетельства относительно методики аудиторской проверки, подтверждения того, что аудиторская организация следовала в работе правилам (стандартам) аудиторской деятельности, указания на то, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным способом, а какие выборочным порядком и на основе каких принципов осуществлялась аудиторская выборка;
  •  перечень    замечаний,    указаний    на    недостатки    и    рекомендации как таковые;
  • оценку (при наличии такой возможности) количественных расхождений отчетных         и         (или)         налоговых         показателей         по данным экономического        субъекта       и        прогнозируемых       по       результатам проверки аудиторской организацией;
  • в   случае   проверки   больших   экономических   субъектов   со   сложной организационной  структурой   -  свидетельства об  осуществлении  проверок филиалов, подразделений и дочерних фирм такого экономического субъекта, изложение общих результатов таких проверок и анализ влияния этих частных результатов на итоги аудиторской проверки всего экономического субъекта в целом;
  • при последующих аудиторских проверках - оценку и анализ выполнения или исправления экономическим субъектом замечаний, которые имеются в предыдущей письменной информации аудитора;
  • в случае отклонений от требований правил (стандартов) аудиторской деятельности        (при        проведении        аудита,        который        не        пред усматривает   подготовку   по   его   результатам   официального   аудиторского заключения, а также при предоставлении сопутствующих аудиту услуг) - сам факт и причины таких отклонений.

Информация о работе Теория и практика финансового лизинга: учет, налогообложение и аудит