Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:48, дипломная работа
Актуальность темы работы проявляется в том, что в современных изменчивых условиях каждое предприятие стремиться упрочить свои позиции, тем более предприятия, находящиеся в кризисном текущем финансовом состоянии, которые нуждаются в разработке реальных финансовых решений для своего дальнейшего развития, сохранения платежеспособности и повышения рентабельности. Тем более с переходом к рыночным отношениям руководители и специалисты должны обладать новым типом экономического мышления и поведения, умением принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации, четко формулировать цель развития и вырабатывать механизм достижения поставленных целей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПРОДАЖИ
1.1.
Понятие и оценка в учете готовой продукции как конечного продукта производственного процесса предприятия……………………………………………………...
7
1.2.
Нормативно-правовое регулирование учета выпуска и продажи готовой продукции…………………………………..
13
1.3.
Планирование производства и методы определения объема выпуска продукции (работ, услуг)……………………………..
19
ГЛАВА II.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ
2.1.
Задачи, организация учета готовой продукции и определение финансового результата от ее продажи……………………….
26
2.2.
Методические аспекты аудита учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции…………………………..........
35
2.3.
Методика комплексной диагностики производства и продажи продукции…………………………….……………….
49
ГЛАВА III.
УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ УЧЕТА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ В ФГУП «82 СРЗ МО РФ»
3.1.
Характеристика предприятия, ведение учета готовой продукции и ее продажи в ФГУП «82 СРЗ МО РФ»………....................................................................................
58
3.2.
Результаты аудиторской проверки учета выпуска и продажи готовой продукции………………………………………………
73
3.3.
Аналитическая оценка производства и продажи продукции………………………………………………………..
80
3.4.
Предложения по совершенствованию учетного процесса и наращиванию объемов производства и продажи продукции………………………………………………………..
87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
94
Если учет ведется по нормативной себестоимости, то фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции отражается следующими записями:
Дт 90 Кт 43 – на нормативную
себестоимость отгруженной
Дт 90 Кт 40 – на сумму отклонений фактической производственной себестоимости готовых изделий от их нормативной себестоимости.
При этом перерасход списывается обыкновенной записью, а экономия – сторнировочной.
В случае учета готовой продукции по сокращенной (цеховой) себестоимости, ее величина в бухгалтерском учете списывается следующими записями:
Дт 90 Кт 43 –
на фактическую нормативную
Дт 90 Кт 40 – на сумму отклонений фактической сокращенной себестоимости готовых изделий от их нормативной себестоимости;
Дт 90 Кт 26 –
на сумму общехозяйственных
В соответствии с договорами, заключенными между предприятиями, может применяться предварительная форма оплаты намеченной к поставке продукции. В этом случае производственное предприятие выписывает счет- фактуру и направляет ее покупателю. После получения этого документа покупатель платежным поручением переводит поставщику сумму платежа за продукцию. Поступившая сумма в бухгалтерии производственного предприятия рассматривается как кредиторская задолженность предприятия и отражается записью: Дт 51 Кт 62.
После отгрузки продукции она считается проданной и в бухгалтерском учете списывается записью: Дт 62 Кт 90.
В том случае, когда предварительная оплата производится в форме авансового платежа и непосредственно не связана с конкретной счет-фактурой, то поступившие от покупателей платежи в виде аванса отражаются на счетах бухгалтерского учета следующей записью:
Дт 51 Кт 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»22.
Целью отражения хозяйственных операций по выпуску и продаже готовых изделий на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата от реализации продукции. Результатом от реализации продукции может быть прибыль или убыток. Для определения финансового результата от продажи по окончании месяца производится подсчет оборотов по дебиту и кредиту счета 90. Путем сопоставления кредитового оборота с дебетовым выявляется финансовый результат от продажи продукции (прибыль или убыток). Если кредит счета 90 окажется больше, чем дебет, то получена прибыль, которая в конце месяца полностью списывается на увеличение дохода организации:
Дт 90 Кт 99.
В случае, когда дебет счета 90 окажется больше, чем кредит, то получен убыток, который списывается на уменьшении прибыли организации:
Дт 99 Кт 90.
Отражение убытка от продажи продукции этой записью предусмотрено действующей инструкцией по применению Плана счетов. К сожалению, указанная методология списания сумм убытков на практике может привести к ошибочному завышению объемов продажи продукции, что, в свою очередь, искажает налогооблагаемую базу по расчетам налогов, сборов и отчислений, для которых базовым показателем является объем продаж. В связи с этим целесообразнее убыток от продажи отражать следующей сторнировочной записью: Дт 90 Кт 99. В этом случае не происходит завышение объема продаж. Кроме того, достигается единообразие при отражении финансового результата от реализации продукции.
Организации могут открывать к счету 90 следующие субсчета для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж:
- 90-1 «Выручка»;
- 90-2 «Себестоимость продаж»;
- 90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
- 90-4 «Акцизы»;
- 90-5 «Экспортные пошлины»;
- 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».
Записи по указанным субсчетам производятся накопительно в течение отчетного года. По окончании каждого месяца сумма итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 сопоставляются с итогом кредитового оборота по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму необходимо списывать заключительным оборотом отчетного месяца со счета 90-9 на счет 99 «Прибыли или убытки». В этом случае синтетический счет 90 на конец месяца остатка не имеет. Однако все субсчета этого счета имеют либо дебетовое, либо кредитовое сальдо, величина которого накапливается, начиная с января отчетного года. При этом необходимо иметь в виду, что до конца отчетного года по всем субсчетам счета 90 никаких списаний не должно быть.
В декабре отчетного года, после списания финансового результата за этот месяц, все субсчета, открытые к счету 90 (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9. В результате произведенных записей на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов сальдо иметь не будет.
Вышеизложенный порядок отражения операций по счету 90 «Продажи» позволяет не только исчислить результат от продажи продукции, за отчетный месяц, но и предоставляет информацию, необходимую для формирования накопительных данных к отчету о прибылях и убытках23.
2.2. Методические аспекты
аудита учета выпуска,
и реализации готовой продукции
Аудит представляет собой независимую экспертизу финансовой отчетности предприятия уполномоченными на то лицами (аудиторами) или фирмой с целью определения ее достоверности, полноты, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявленным к ведению бухгалтерского учета и состоянию финансовой отчетности24.
Система
документальной регистрации
- своевременное, точное, обоснованное отражение всех учитываемых объектов в документах;
- простота регистрации
и обработки первичной
- рациональная
организация и минимальные
Для правильной организации бухгалтерского учета готовой продукции и своевременного отражения хозяйственных операций по ее отгрузке и продаже необходимо строго соблюдать требования по составлению документов. Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичные учетные документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование, номер документа, дату и место его составления;
- содержание
и основание совершения
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их ФИО и личные подписи.
Перечень лиц, имеющих право на подписи первичных учетных документов, отражающих отгрузку и продажу готовой продукции, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации.
Первичный учетный документ, отражающий движение готовой продукции, должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, – непосредственно после ее совершения.
Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, должны обеспечивать своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.
В первичных учетных документах по отгрузке и продаже готовой продукции стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах должны быть исправлены путем их зачеркивания и надписи правильных25.
Первичные учетные документы в ФГУП «82 СРЗ» составляются на бумажных и машинных носителях информации. Если первичные учетные документы составляются на машинных носителях информации, организация изготовляет за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций.
Программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных первичных учетных документов на машинных носителях информации должны храниться в организации в течение срока, установленного для хранения первичных учетных документов на бумажных носителях, и обладать системой защиты.
Бланки форм первичных документов, принадлежащих ФГУП «82 СРЗ», отнесенные к бланкам строгой отчетности, пронумерованы в порядке, установленным министерствами и ведомствами.
Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.
К первичным документам относят:
- приказ об учетной политике организации;
- договоры на продажу продукции;
- приказ-накладная (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции);
- счет-фактура;
- товарно-транспортная накладная;
- карточки складского учета;
- приемо-сдаточная накладная по сдаче на склад готовой продукции;
- акт приема-передачи на склад готовой продукции;
- инвентарные описи;
- накладные на продажу готовой продукции, коносаменты;
- накладные (отвесы, маршрутные листы, заборные ведомости);
- приемные квитанции;
- выписки банка;
- отчеты кассира;
- авансовые отчеты;
- бухгалтерские справки.
К регистрам синтетического и аналитического учета относят:
- главную книгу;
- журнал-ордер № 11;
- ведомость выпуска готовой продукции;
- ведомость отгрузки и продажи готовой продукции;
- оборотно-сальдовые ведомости.
Отчетность включает:
- форму № 1 (бухгалтерский баланс). Бухгалтерская отчетность, в которой отражается раздел (участок, бухгалтерский счет), должна включать строки баланса: 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи», 215 «Товары отгруженные», 217 «Прочие запасы и затраты», 241 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».
- форму № 2 (отчет о прибылях и убытках).
Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов по отгрузке и продаже готовой продукции, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, достоверность сведений, содержащихся в документах данных, несут лица, создавшие и подписавшие этот документ. В ФГУП «82 СРЗ» такими лицами, согласно приказу директора, являются главный бухгалтер и заведующий складом.
Подготовительный этап.
Первоначально следует ознакомиться с учетной политикой организации в части методов:
- учета затрат на
производство и
- распределения по видам выпускаемой продукции затрат вспомогательного производства;
- распределения по видам выпускаемой продукции общепроизводственных расходов;
- распределения по видам выпускаемой продукции коммерческих расходов;
а также в части:
- порядка оценки незавершенного
производства и готовой
- способа ведения
- списания со счета 26 «Общехозяйственные расходы»;
- использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
- признания выручки от продажи
продукции для целей
Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается путем проведения документальных проверок. Поэтому аудитор с целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций использует различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.
Среди них следует выделить: проверку документов (формальную проверку и проверку по существу), арифметическую или счетную проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.
Информация о работе Учет, анализ и аудит выпуска готовой продукции и ее реализации