Учет, анализ и аудит выпуска готовой продукции и ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы работы проявляется в том, что в современных изменчивых условиях каждое предприятие стремиться упрочить свои позиции, тем более предприятия, находящиеся в кризисном текущем финансовом состоянии, которые нуждаются в разработке реальных финансовых решений для своего дальнейшего развития, сохранения платежеспособности и повышения рентабельности. Тем более с переходом к рыночным отношениям руководители и специалисты должны обладать новым типом экономического мышления и поведения, умением принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации, четко формулировать цель развития и вырабатывать механизм достижения поставленных целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3

ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПРОДАЖИ



1.1.
Понятие и оценка в учете готовой продукции как конечного продукта производственного процесса предприятия……………………………………………………...
7


1.2.
Нормативно-правовое регулирование учета выпуска и продажи готовой продукции…………………………………..
13


1.3.
Планирование производства и методы определения объема выпуска продукции (работ, услуг)……………………………..
19

ГЛАВА II.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ



2.1.
Задачи, организация учета готовой продукции и определение финансового результата от ее продажи……………………….
26


2.2.
Методические аспекты аудита учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции…………………………..........
35


2.3.
Методика комплексной диагностики производства и продажи продукции…………………………….……………….
49

ГЛАВА III.
УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ УЧЕТА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ В ФГУП «82 СРЗ МО РФ»



3.1.
Характеристика предприятия, ведение учета готовой продукции и ее продажи в ФГУП «82 СРЗ МО РФ»………....................................................................................
58


3.2.
Результаты аудиторской проверки учета выпуска и продажи готовой продукции………………………………………………
73


3.3.
Аналитическая оценка производства и продажи продукции………………………………………………………..
80


3.4.
Предложения по совершенствованию учетного процесса и наращиванию объемов производства и продажи продукции………………………………………………………..
87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
90

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
94

Файлы: 1 файл

диплом-2.doc

— 931.00 Кб (Скачать файл)

Если планируемый период равен году, то время полезной работы оборудования (Тп) будет равно:

Тп = Т1 – Т2 – Т3 – Т4 – Т5 – Т6, (1.15)

где  Т1 – календарные дни планируемого года;

Т2 – праздничные дни;

Т3 – выходные дни;

Т4 – время нахождения оборудования в ремонте в течение планируемого года (за исключением праздничных и выходных дней);

Т5 – время перерывов в работе оборудования, связанных с режимом рабочего дня;

Т6 – сменное время на подготовку и уборку рабочего места и оборудования.

Вспомогательное время работы оборудования (Тр) можно рассчитать по формуле:

Тр = Т1 – Т2 – Т3 – Т4 – Т5, (1.16)

(при ранее принятых  обозначениях). Следовательно,

Тп = Тр – Т4 – Т6. (1.17)

На основе исчисления времени полезной работы оборудования и трудоемкости продукции определяется производственная мощность отдельных  участков, цехов и в целом предприятия. При этом учитываются прирост мощности отдельно за счет собственных ресурсов, кредитов и централизованных капитальных вложений.

Производственная мощность цеха (Мп) рассчитывается по формуле:

Мп = S ∙ Т ∙ Км / s ∙ tн,  (1.18)

где  S – производственная себестоимость сборочного цеха;

s – себестоимость, необходимая для сборки одного изделия;

tн – норма времени на сборку одного изделия;

T – планово-полезный или эффективный фонд рабочего времени18.

Расчеты использования  производственных мощностей позволяют обнаружить их резервы. Критерием, определяющим необходимость развития и создания резервов производственных мощностей, является выявленная потребность в продукции и перспективное ее удовлетворение.

 

ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА, АНАЛИЗА

И АУДИТА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ

 

2.1. Задачи, организация  учета готовой продукции и  определение 

финансового результата от ее продажи

 

Для любого производственного  предприятия средства, полученные от продажи готовой продукции (работ, услуг), – основной источник дохода, поэтому учет ее выпуска занимает основное место в системе бухгалтерского учета. Основными задачами учета готовой продукции являются следующие.

  1. Правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах.
  2. Контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству продукции и обязательств по ее поставкам.
  3. Контроль за сохранностью продукции и соблюдением установленных лимитов.
  4. Контроль за соблюдением плана по продаже продукции и своевременностью ее оплаты.

5. Выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

При формировании учетной  политики организациям предоставлено  право выбора:

- отражать готовую  продукцию в бухгалтерском учете  и балансе по производственной (фактической, плановой, нормативной)  себестоимости или по прямым статьям расходов;

- использовать или  не использовать для учета  оприходования готовых изделий (работ, услуг) активно-пассивный счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

- признавать выручку  от продажи продукции «по отгрузке»  или «по оплате».

Выбор оптимального варианта учета зависит от особенностей организации, специфики ее деятельности, целей экономической политики. Ни один из возможных вариантов не является идеальным, каждый имеет свои плюсы и минусы и должен применяться после тщательного анализа возможных последствий и влияния на основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации и величину уплачиваемых ею налогов19.

Оценка готовой продукции  по фактической производственной себестоимости учитывает влияние на рентабельность производства общехозяйственных расходов. Эти расходы подразделяют по видам деятельности, продукции (работ, услуг). Их цена, исчисленная на основе полных производственных затрат, исключает риск непокрытия издержек. В то же время эта система оценки трудоемка, при недостаточно обоснованных базах распределения накладных расходов допускает искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг).

Способ оценки готовой продукции  по прямым затратам предусматривает отнесение общехозяйственных расходов на счет 90 «Продажи» в том периоде, в котором они имели место. Их не нужно распределять между готовыми изделиями и незавершенным производством, относить на остатки готовой продукции на складе, косвенно учитывать в составе стоимости отгруженных товаров. В результате снижается трудоемкость расчетов, повышается их точность. При этом несколько уменьшается налогооблагаемая база для исчисления налога на имущество, так как готовая продукция и незавершенное производство при этом варианте учета отражаются в балансе по стоимости прямых затрат без накладных расходов.

Величина прибыли и соответствующего налога при данной методике оценки может быть больше или меньше, чем при оценке готовой продукции по производственной себестоимости, в зависимости от того, увеличивается или уменьшается объем продаж. Оценка готовой продукции по уровню прямых затрат предпочтительнее для организаций с широким ассортиментом изделий, а также во время экономических спадов, простаивания производственных мощностей20.

Использование счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» позволяет бухгалтерии организации  выявить отклонения фактической производственной себестоимости (или суммы прямых затрат) от их нормативной (плановой) величины. Это важно для контроля над уровнем производственных расходов и выявления причин их удорожания как в целом по организации, так и по видам ее деятельности и подразделениям. Вместе с тем ведение данного счета имеет смысл, если можно максимально полно и правильно определить нормативную (плановую) себестоимость всех разновидностей продукции, включенных в план выпуска и продаж. Это требует отлаженного нормативного подхода, обособленного учета отклонений от норм по видам продукции.

Датой признания выручки от продажи  продукции по методу продаж «по отгрузке» является наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки товара (работ,  услуг) или передача прав собственности  на товар;

- день оплаты товаров (работ,  услуг).

Выручка от продажи по методу «по оплате» признается по дате поступления денежных средств.

Основные счета, применяемые при  учете готовой продукции:

- 40 «Выпуск продукции  (работ, услуг)»;

- 43 «Готовая продукция»;

- 45 «Товары отгруженные»;

- 90 «Продажи».

Характеристика и назначение этих счетов состоят в следующем.

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» предназначен для  обобщения информации о выпущенной продукции за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости продукции от нормативной (плановой) себестоимости. Этот счет используется организацией при необходимости, что должно отражаться в ее учетной политике.

По дебету счета 40 отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции (работ, услуг) в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

По кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая) себестоимость  произведенной продукции (работ, услуг) в корреспонденции со счетами: 43 90 и др.

Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости произведенной продукции от нормативной (плановой) себестоимости. Экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 40 и дебету счета 90 «Продажи». Перерасход списывается со счета 40 в дебет счета 90 дополнительной записью.

Счет 40 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.

Счет 43 предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции.

Счет 43 используется организациями, осуществляющими производственную деятельность.

Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной  для продажи, в том числе продукции, частично предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40. Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то на счет 43 она может не приходоваться.

При признании в бухгалтерском  учете выручки от продажи готовой  продукции ее стоимость списывается  со счета 43 в дебет счета 90.

При учете готовой  продукции на синтетическом счете 43 по фактической производственной себестоимости в аналитическом учете движение ее отдельных наименований можно отражать по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т.п.) с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются организацией исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий.

При списании готовой продукции со счета 43 сумма отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по ценам, принятым в аналитическом учете, определяется по проценту, исчисленному исходя из отношения отклонений по остатку готовой продукции на начало отчетного периода и по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой продукции по учетным ценам. Суммы отклонений фактической производственной себестоимости от  ее стоимости по учетным ценам, относящиеся к отгруженной и проданной продукции, отражаются по кредиту счета 43 и дебету соответствующих счетов дополнительной или сторнировочной записью, в зависимости от того, представляют ли они перерасход или экономию.

Аналитический учет по счету 43 ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

Счет 45 «Товары отгруженные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции, выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. На этом счете учитываются готовые изделия, переданные другим организациям для продажи по договору комиссии.

Товары отгруженные  учитываются на счете 45 по стоимости, складывающейся из фактической производственной себестоимости и расходов по отгрузке продукции. Дебетуется счет 45 в корреспонденции со счетами 43 и 41 «Товары» в соответствии с оформленными документами по отгрузке готовых изделий или передаче их для продажи на комиссионных началах.

Принятые на учет по счету 45 суммы списываются в дебет  счета 90 одновременно с признанием выручки от продажи либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему изделий.

Аналитический учет по счету 45 ведется по местам нахождения и  отдельным видам отгруженной продукции21.

На производственных предприятиях процесс продажи представляет собой совокупность хозяйственных операций произведенной продукции. Продажа продукции произведенным предприятием является важным показателем объема его деятельности. В процессе продажи завершается кругооборот его средств, авансированных на производство.

Продажа продукции (работ, услуг) осуществляется в соответствие с заключенными договорами с покупателями (заказчиками).

Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя, или дата отгрузки (отпуска) продукции  и предъявления покупателям платежно-расчетных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации является дата отгрузки продукции потребителю.

Для учета продажи  продукции в бухгалтерском учете  используется синтетический счет 90 «Продажи». Этот счет является активно- пассивным и операционно-результативным. Он предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. По дебету этого счета учитывается себестоимость проданной продукции и другие расходы, покрываемые из выручки от продажи, а по кредиту – только выручка от продажи продукции. Результат от реализации продукции ежемесячно в виде прибыли или убытка списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». На конец месяца этот счет остатка не должен иметь.

В бухгалтерском учете  продукция считается проданной  в момент ее отгрузки, в связи  с переходом права собственности  на продукцию к покупателю. Поэтому при обоих методах продажи продукции для целей налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) в бухгалтерском учете отражаются записью: Дт  62  Кт  90. Одновременно с этой записью списывается себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции. При этом необходимо иметь в виду, что списание отгруженной продукции в бухгалтерском учете, в зависимости от принятой учетной политики, отражается по-разному.

В случае учета готовой  продукции по фактической производственной себестоимости величина отгруженной продукции в бухгалтерском учете списывается записью: Дт  90  Кт 43.

Информация о работе Учет, анализ и аудит выпуска готовой продукции и ее реализации