Учет, анализ и аудит выпуска готовой продукции и ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы работы проявляется в том, что в современных изменчивых условиях каждое предприятие стремиться упрочить свои позиции, тем более предприятия, находящиеся в кризисном текущем финансовом состоянии, которые нуждаются в разработке реальных финансовых решений для своего дальнейшего развития, сохранения платежеспособности и повышения рентабельности. Тем более с переходом к рыночным отношениям руководители и специалисты должны обладать новым типом экономического мышления и поведения, умением принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации, четко формулировать цель развития и вырабатывать механизм достижения поставленных целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3

ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПРОДАЖИ



1.1.
Понятие и оценка в учете готовой продукции как конечного продукта производственного процесса предприятия……………………………………………………...
7


1.2.
Нормативно-правовое регулирование учета выпуска и продажи готовой продукции…………………………………..
13


1.3.
Планирование производства и методы определения объема выпуска продукции (работ, услуг)……………………………..
19

ГЛАВА II.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ



2.1.
Задачи, организация учета готовой продукции и определение финансового результата от ее продажи……………………….
26


2.2.
Методические аспекты аудита учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции…………………………..........
35


2.3.
Методика комплексной диагностики производства и продажи продукции…………………………….……………….
49

ГЛАВА III.
УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ УЧЕТА ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ В ФГУП «82 СРЗ МО РФ»



3.1.
Характеристика предприятия, ведение учета готовой продукции и ее продажи в ФГУП «82 СРЗ МО РФ»………....................................................................................
58


3.2.
Результаты аудиторской проверки учета выпуска и продажи готовой продукции………………………………………………
73


3.3.
Аналитическая оценка производства и продажи продукции………………………………………………………..
80


3.4.
Предложения по совершенствованию учетного процесса и наращиванию объемов производства и продажи продукции………………………………………………………..
87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
90

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
94

Файлы: 1 файл

диплом-2.doc

— 931.00 Кб (Скачать файл)

- расчеты по векселям;

- правильность корреспонденции счетов и соответствие данных синтетического и аналитического учета с соответствующими показателями отчетности;

- расчеты, проведенные  в иностранной валюте.

Путем сверки и арифметического  контроля устанавливается правильность ценообразования при продаже продукции (работ, услуг), используемые наценки, отсутствие случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости при бартерных сделках, взаимозачетах, использовании векселей.

Процедуры по сверке расчетов с покупателями и заказчиками представлены в табл. 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Аудиторские процедуры  по проверке расчетов

с покупателями и заказчиками

Перечень аудиторских процедур

Источники информации

Оценка правильности оформления заключенных  хозяйственных договоров

Хозяйственные договоры

Проверка данных регистров учета  расчетов с покупателями и сверка их со счетами главной книги

Журналы-ордеры, главная книга

Проверка расчетов по претензиям с  покупателями

Хозяйственные договоры, претензионные акты

Проверка данных инвентаризации расчетов с покупателями и подтверждение сумм дебиторской задолженности. Проведение выборочной инвентаризации (при необходимости).

Акты сверки расчетов, хозяйственные договоры, журналы-ордеры

Проверка правильности корреспонденции  счетов по расчетам с покупателями

Ведомости, журналы-ордеры, главная книга

Проверка правильности налогообложения  по расчетам с покупателями с использованием векселей, взаимозачетов, бартера и других форм расчетов

Хозяйственные договоры, счета-фактуры, книга продаж, акты сверки расчетов, протоколы о взаимозачете


Действующим законодательством  предусмотрен предельный срок исполнения обязательств по расчетам по договорам, равным 3 месяцам с момента фактического получения товаров (работ, услуг).

Сумма не истребованной кредитором задолженности по обязательствам подлежит списанию по истечении 4 месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (работ, услуг), как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия кредитора (однако сумма этой задолженности не уменьшает налогооблагаемую прибыль).

Проверка проведенной  инвентаризации расчетов ФГУП «82 СРЗ» с покупателями не выявила существенных нарушений. Была проверена обоснованность каждой суммы дебиторской задолженности, числящаяся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». 31

 

 

 

 

2.3. Методика комплексной  диагностики производства и продажи  продукции

 

Информационную базу анализа объемов производства и  продажи продукции представляют:

- показатели бухгалтерской  отчетности (формы №№ 2, 4);

- оперативные отчеты (форма № 16 «Движение готовых  изделий, их отгрузка и реализация»);

         - планы-графики производства;

- планы экономи,ческого  и социального развития предприятия;

- различные виды сопроводительной  документации (ведомость выпуска готовой продукции, акт сдачи готовой продукции на склад, приказ-накладная).

Экономический анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции.

Основные задачи анализа:

- оценка объема, качества, динамики, структуры продукции;

- проверка сбалансированного вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей;

- выявление влияния  отдельных факторов на конечный  результат;

- разработка рекомендаций (мероприятий) текущего характера  и на перспективу.

Анализ производства и продажи продукции начинается с изучения динамики выпуска и  продажи продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Он показывает, как изменился объем  производства и продажи за определенное количество времени. Если темпы роста производства выше темпов продажи продукции, то это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и продажи продукции  можно рассчитать по средней геометрической или средней арифметической взвешенной.

           Средняя  геометрическая:

 

       ,                                         (2.1)

 

где Тв.п – темп роста выпуска продукции;

Трп – темп роста реализации продукции;

Тпр – темп прироста.

Для наглядного представления результатов анализа динамика товарной и валовой продукции может быть изображена с помощью графиков в виде столбчатых и полосовых диаграмм.

Оперативный анализ производства и  отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

Анализ продажи продукции тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особое значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

При анализе товарной продукции  устанавливают выполнение плана по номенклатуре и ассортименту продукции.

При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой – наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных  потребностей покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла  изделий и принятия своевременных мер по внедрению более совершенных видов продукции и изъятие из производства морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности  и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью  одноименного коэффициента (Кас):

Кас = Nф / РП,    (2.2)

где Nф – фактический объем продукции; РП – плановый выпуск.

Увеличение объема производства (продажи) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры. Изменение структуры производства оказывает влияние на экономические показатели деятельности предприятия: объем выпуска, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

Если увеличивается  удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном  выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска  продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная):

ВП = Nф ∙ Уд ∙ Ц,    (2.3)

где Уд – удельный вес продукции.

Такой же результат можно  получить способом процентных разностей32:

ΔВП = (Кст – Кн) ∙ ВПпл,      (2.4)

где  Кст – показатель стоимостной;

Кн – показатель натуральный;

ВПпл – выпуск продукции плановый.

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции  в общем ее выпуске;

-  удельный вес продукции  высшей категории качества;

- удельный вес продукции,  соответствующей мировым стандартам;

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность (долговечность, безотказность в работе); технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); эстетичность изделий.

Косвенные показатели –  это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной  продукции, удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа  – изучить динамику показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции. Вторая задача – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ΔВП), выручку от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП). Расчет производится следующим образом:

                               ΔВП = (Ц1 – Ц2) ∙ ОП1;       (2.5)

                                  ΔВ = (Ц1 – Ц2) ∙ РП1;       (2.6)

                    ΔП = ((Ц1 – Ц2) ∙ РП) – ((S1 – S2) ∙ РП),       (2.7)

где S – себестоимость изделия.

Средний коэффициент  сортности (Ксорт) можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству и  отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта:

Ксорт = ОПу ∙ Уд / ОПф    (2.8)

С помощью Ксорт можно определить влияние изменения сортности на объем выпущенной продукции по формуле:

ОПу = ОПф ∙ Ксорт.пл. / Ксорт.ф. (2.9)

После определения условного выпуска продукции его сравнивают с фактическим ее выпуском. Полученная разность показывает резерв дополнительного качества продукции за счет роста коэффициента сортности. Отрицательная разность – недополученное качество продукции за счет снижения коэффициента сортности.

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности (равномерный выпуск продукции в  соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом) производства и продажи продукции. Этот анализ помогает выявить скрытые причины неравномерности: несвоевременное обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и продажи продукции. Неритмичность ухудшает экономические показатели деятельности предприятия: увеличивается себестоимость продукции, уменьшаются суммы прибыли, ухудшается финансовое состояние.

Для оценки выполнения плана  по ритмичности используются относительные (коэффициенты ритмичности, вариации, аритмичности) и абсолютные (наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах) показатели.

Коэффициент ритмичности (Критм) рассчитывается по формуле:

Критм = ΣУд. (2.10)

          Коэффициент вариации ( ) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за период к среднему за этот период плановому выпуску продукции:

,                                     (2.11)

где Δх – квадратичное отклонение; n – число периодов; хпл – среднеквартальный плановый выпуск продукции.

Показатель аритмичности – сумма положительных и отрицательных  отклонений в выпуске продукции  от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

Внутренние причины аритмичности: кризисное финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, планирования и контроля; внешние: несвоевременная поставка сырья и материалов, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.33.

Информация о работе Учет, анализ и аудит выпуска готовой продукции и ее реализации