Учет и анализ сметы расходов (на примере МУЗ «Моркинская центральная районная больница»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 17:13, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение особенностей учета и анализа сметы расходов медицинского бюджетного учреждения.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе предполагается решение следующих задач:
 определить особенности составления и исполнения смет на содержание медицинского учреждения;
 исследовать систему бухгалтерского учета в бюджетном медицинском учреждении;
 раскрыть современную методику финансового анализа в бюджетном медицинском учреждении;
 изучить порядок учета расходования бюджетных средств в учреждении здравоохранения;
 рассмотреть учет операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности в учреждении здравоохранения;
 провести анализ исполнения сметы доходов и расходов медицинского учреждения.

Содержание работы

Введение 5
1 Нормативное регулирование учета и финансовые аспекты деятельности медицинских учреждений 8
1.1 Раскрытие доходов и расходов медицинских учреждений в бухгалтерском и налоговом учете 8
1.2 Сметы медицинских учреждений и их основные виды 12
1.3 Организация бюджетного учета в медицинских учреждениях 21
1.4 Особенности финансового анализа деятельности медицинских учреждений 26
2 Учет операций по расходованию средств в МУЗ «Моркинская ЦРБ» 39
2.1 Краткая характеристика деятельности учреждения и организации бухгалтерской службы 39
2.2 Методика составления смет в учреждении 47
2.3 Учет операций по расходованию бюджетных средств в учреждении 56
2.4 Учет расходов по приносящей доход деятельности в учреждении 63
3 Анализ сметы расходов в МУЗ «Моркинская ЦРБ» 73
3.1 Анализ финансовых показателей деятельности учреждения 73
3.2 Анализ исполнения сметы расходов по бюджету в учреждении 80
3.3 Анализ исполнения сметы расходов по обязательному медицинскому страхованию в учреждении 86
3.4 Анализ исполнения сметы расходов по предпринимательской деятельности в учреждении 93
Заключение 99
Список использованных источников 106

Файлы: 1 файл

Учет и анализ сметы расходов.doc

— 875.00 Кб (Скачать файл)

Аналог этого понятия есть в Налоговом кодексе Российской Федерации, который при некоторых условиях разрешает налогоплательщику признавать доходы и расходы по оплате и называет это кассовым методом.

Таким образом, на стадии кассовых расходов производится оплата обязательств, принятых бюджетополучателем, в пределах доведенных объемов финансирования расходов.

Кроме того, к кассовым расходам относится снятие денежной наличности. Объем производимых кассовых расходов зависит от выделенного учреждению бюджетного финансирования, а также от величины остатка денежных средств на соответствующих лицевых счетах.

Осуществить кассовые расходы невозможно при отсутствии денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации на лицевом счете учреждения.

В налоговом учете под расходами понимаются осуществленные затраты, вычитаемые из доходов в целях налогообложения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (статья 252) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Кроме того, в ряде случаев, к расходам причисляются и убытки.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

 

1.2 Сметы медицинских учреждений  и их основные виды

 

Одним из важных вопросов финансового менеджмента бюджетного медицинского учреждения является использование доходов, полученных по различным каналам. Распределение доходов по всем источникам финансирования осуществляется в соответствии со сметой.

Смета является одним из инструментов экономического управления деятельностью медицинских учреждений.

Основные принципы составления сметы:

  • расходы по направлениям имеют целевое назначение;
  • обоснованность расходов – они должны подтверждаться расчетами, справками и другими способами;
  • логическая последовательность и математическая точность расчетов;
  • необходимость ориентации на более экономное использование средств (выбор каналов приобретения медикаментов, продуктов питания и других ресурсов по наиболее низким ценам);
  • использование нормативов расходов ресурсов в натуральном выражении, стоимостных нормативов и т.д.;
  • достоверность используемых данных (использование нормативных документов, регламентирующих уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня и отпусков и т.д.);
  • сметы должны отражать не только текущие затраты, но и возможности предусматривать средства на расширение деятельности учреждения;
  • учет производственных показателей, степени их выполнения (объёмы госпитализации, средние сроки лечения и т.д.);
  • учет реальных процессов, происходящих в учреждении – закрытие коек на период ремонта, или, напротив, введение новых коек; планируемое приобретение и списание оборудования, автотранспорта и т.п.;
  • контроль за составлением смет (сплошная или выборочная проверка расчетов, используемых нормативов и т.д.);
  • контроль за исполнением сметы не только по итогам года, но и в процессе её исполнения по периодам (как, правило, поквартально).

Необходимо отметить, что в смету могут включаться только расходы, необходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения.

Смета позволяет определить общую потребность учреждения в денежных средствах, сумму материальных затрат и расходов на заработную плату, способствует обеспечению баланса доходов и расходов. Смета оформляется подписью руководителя (или заместителя руководителя) учреждения и главным бухгалтером, с указанием даты, а также оттиском печати этого учреждения на всех (обычно двух или трех) экземплярах сметы.

Смета составляется, как правило, на календарный год.

Сметы, составляемые медицинскими учреждениями, можно классифицировать по различным признакам (табл. 1).

 

Таблица 1 – Классификация смет, составляемых медицинскими учреждениями

Классификационный признак

Классификация смет

1. Вид

Индивидуальная смета

Общая смета

Смета на централизованные мероприятия

Сводные сметы

Своды утвержденных смет

2.Источник финансирования

Бюджетная смета (смета по бюджету)

Смета по средствам ОМС

Смета по средствам, полученным от приносящей доход деятельности (внебюджетная смета)

3.Уровень финансирования

Смета по средствам, выделенным из федерального бюджета

Смета по средствам, выделенным из бюджета субъекта Российской Федерации

Смета по средствам, выделенным из местного бюджета

4.Способ финансирования

Смета, составленная на основе подушевых нормативов

Смета расходов

Смета, составленная на основе объема оказанных услуг

5. Тип структурного подразделения  медицинского учреждения

Смета стационара

Смета поликлиники

Смета амбулатории

6. Форма

Смета типовой формы, утвержденная Минфином РФ

Смета произвольной формы, составляемая исходя из особенностей объекта и способов финансирования


Раскроем сущность основных видов смет.

Индивидуальная смета – это традиционный и наиболее распространенный вид смет – смета отдельного медицинского учреждения. Общие сметы – единые сметы сразу на несколько учреждений. Общие сметы составляются, как правило, на несколько небольших однотипных учреждений; на содержание однотипных учреждений, хозяйственное обслуживание которых осуществляется одной организацией или подразделением; по учреждениям, обслуживаемым централизованными бухгалтериями. Сметы на централизованные мероприятия – это сметы на мероприятия при централизованном их финансировании по специальным программам и т.д. Сводная смета – это объединенная смета по медицинскому учреждению или группе учреждений, включающая в себя однотипные сметы. Свод смет – это объединенная смета медицинского учреждения по всем видам смет (по средствам ОМС и предпринимательской деятельности).

Медицинское учреждение одновременно может иметь разу несколько смет: бюджетную, по средствам обязательного медицинского страхования, по приносящей доход деятельности.

Однако принципы разработки смет по источникам финансирования существенно различаются. Распределение доходов, полученных из бюджета, осуществляется в соответствии со сметой, отражающей лимиты бюджетных обязательств. Распределение доходов, полученных в системе ОМС, осуществляется по смете, в основу которой положены плановые доходы и их постатейная структура в соответствии с утвержденными нормативами. Распределение доходов, полученных от оказания платных услуг, имеет своей спецификой то, что в составе распределяемых доходов, фигурирует прибыль.

Бюджетное учреждение, в том числе медицинское, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете, которая ведется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Смета по деятельности, осуществляемой за счет средств бюджета, стала называться бюджетной сметой с 2008 г. в связи с изменениями, внесенными в понятийный аппарат Бюджетного кодекса РФ Федеральным законом от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Бюджетная смета – это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения (ст. 6 БК РФ). В свою очередь, лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) – это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году. Если далее расшифровать понятие бюджетного обязательства (расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году), то понятие бюджетной сметы будет следующим.

Бюджетная смета – это документ, устанавливающий объем прав бюджетного учреждения в рублях на принятие им расходных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов на соответствующий финансовый год в целях выполнения функций учреждения.

Схематично порядок разработки и утверждения бюджетной сметы можно представить следующим образом (рис. 1).

 


 



 



 

 

Рисунок 1 – Этапы разработки и утверждения бюджетной сметы

Общий порядок составления и ведения бюджетных смет для бюджетных учреждений устанавливает Минфин России (ст. 165, 221 БК РФ). Так, с 1 января 2008 г. действуют Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 г. № 112н.

Порядок утверждения бюджетной сметы для подведомственных бюджетных учреждений устанавливает главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) (ст. 158 БК РФ). В настоящее время рядом министерств и ведомств разработан такой порядок.

Составляет и исполняет бюджетную смету получатель бюджетных средств (ПБС) (ст. 162 БК РФ).

Составлением бюджетной сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие или исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

Смета составляется учреждением по форме, разработанной и утвержденной главным распорядителем средств бюджета.

Содержательная часть формы бюджетной сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, а также суммы по каждому направлению.

Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета, учреждение вправе установить дополнительные реквизиты к форме сметы.

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

Смета учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета.

Под ведением бюджетной сметы понимается внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Внесение изменений в бюджетную смету осуществляется путем утверждения изменений показателей: сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений.

Утверждение изменений в смету осуществляется руководителем главного распорядителя средств бюджета, утвердившего смету учреждения (руководителем распорядителя средств бюджета, учреждения) на основании предложений руководителя учреждения в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета.

На сегодняшний день практически все учреждения здравоохранения оказывают платные медицинские услуги.

Те медицинские учреждения, которые занимаются оказанием платных услуг, обязаны составлять, кроме бюджетной сметы, смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Если, кроме доходов от платных услуг, учреждение получает доход от сдачи имущества в аренду, оно обязано составлять смету доходов и расходов по средствам от сдачи имущества в аренду.

Обязанность бюджетных учреждений составлять смету доходов и расходов по средствам, полученным от приносящей доход деятельности, закреплена рядом законодательных актов, среди которых можно назвать:

  1. Федеральный закон от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
  2. Федеральный закон от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009 г. № 314-ФЗ).
  3. Приказ Минфина России от 01.09.2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (в ред. от 11.11.2009 г. № 116н).
  4. Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 г. № 7н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» (в ред. от 10.12.2009 г. № 12н).

Деятельность бюджетного учреждения, осуществляемую не за счет бюджетного финансирования, а за счет иных источников, принято называть внебюджетной деятельностью. Сюда относится предпринимательская и иная приносящая доход деятельность (деятельность за счет средств целевого финансирования и безвозмездных поступлений). Доля внебюджетной деятельности постоянно растет, поскольку внебюджетные средства являются дополнительным источником финансирования бюджетных учреждений.

Федеральным законом от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ в Бюджетный кодекс внесены существенные изменения, в результате которых его новая редакция не содержит норм, касающихся приносящей доход деятельности.

Теперь п. 5 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ лишь определено, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ.

Информация о работе Учет и анализ сметы расходов (на примере МУЗ «Моркинская центральная районная больница»)