Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 17:13, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение особенностей учета и анализа сметы расходов медицинского бюджетного учреждения.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе предполагается решение следующих задач:
определить особенности составления и исполнения смет на содержание медицинского учреждения;
исследовать систему бухгалтерского учета в бюджетном медицинском учреждении;
раскрыть современную методику финансового анализа в бюджетном медицинском учреждении;
изучить порядок учета расходования бюджетных средств в учреждении здравоохранения;
рассмотреть учет операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности в учреждении здравоохранения;
провести анализ исполнения сметы доходов и расходов медицинского учреждения.
Введение 5
1 Нормативное регулирование учета и финансовые аспекты деятельности медицинских учреждений 8
1.1 Раскрытие доходов и расходов медицинских учреждений в бухгалтерском и налоговом учете 8
1.2 Сметы медицинских учреждений и их основные виды 12
1.3 Организация бюджетного учета в медицинских учреждениях 21
1.4 Особенности финансового анализа деятельности медицинских учреждений 26
2 Учет операций по расходованию средств в МУЗ «Моркинская ЦРБ» 39
2.1 Краткая характеристика деятельности учреждения и организации бухгалтерской службы 39
2.2 Методика составления смет в учреждении 47
2.3 Учет операций по расходованию бюджетных средств в учреждении 56
2.4 Учет расходов по приносящей доход деятельности в учреждении 63
3 Анализ сметы расходов в МУЗ «Моркинская ЦРБ» 73
3.1 Анализ финансовых показателей деятельности учреждения 73
3.2 Анализ исполнения сметы расходов по бюджету в учреждении 80
3.3 Анализ исполнения сметы расходов по обязательному медицинскому страхованию в учреждении 86
3.4 Анализ исполнения сметы расходов по предпринимательской деятельности в учреждении 93
Заключение 99
Список использованных источников 106
Бухгалтерия МУЗ «Моркинская ЦРБ» руководствуется в своей деятельности положением о бухгалтерской службе, должностными инструкциями, являющимися приложением к приказу об учетной политике учреждения.
Бухгалтерская служба работает в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка больницы.
Распоряжения главного бухгалтера в области оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для соответствующих должностных лиц учреждения.
Централизованная бухгалтерия МУЗ «Моркинская ЦРБ» имеет муниципальную организационно – правовую форму.
Распределение служебных обязанностей в бухгалтерии производится по функциональному признаку, т.е. за отдельным работником закрепляется определенный участок.
Структура бухгалтерии МУЗ «Моркинская ЦРБ» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура бухгалтерии МУЗ «Моркинская ЦРБ»
Бухгалтерию МУЗ «Моркинская ЦРБ» возглавляет главный бухгалтер, который несет всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на бухгалтерскую службу задач и функций.
Права и обязанности главного бухгалтера определены в разделе 3 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и в статье 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно главному врачу ЛПУ, несет ответственность за ведение учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
В его компетенцию входит утверждение (или согласование) должностных инструкций для работников бухгалтерии, подбор и расстановка материально ответственных лиц, которые принимаются и увольняются с работы с согласия главного бухгалтера.
Степень ответственности работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями.
Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности работников бухгалтерии в должностных инструкциях, утверждаемых главным врачом по представлению главного бухгалтера.
Функциональные обязанности бухгалтерии:
Организация бюджетного учета в МУЗ «Моркинская ЦРБ» включает несколько направлений:
Согласно учетной политике бухгалтерский учет в МУЗ «Моркинская ЦРБ» осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Бухгалтерский учет имущества, денежных средств и обязательств в МУЗ «Моркинская ЦРБ» в настоящее время ведется по плану счетов бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету от 30.12.2008 г. № 148н.
Для осуществления автоматизированного бухгалтерского учета используется программа «1С Бухгалтерия для бюджетных учреждений».
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовой форме.
Документы произвольной формы (внутрихозяйственные) должны содержать обязательные реквизиты: наименование, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание и измерители хозяйственных операций. Необходимо указать также наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций, личные подписи с расшифровкой.
МУЗ «Моркинская ЦРБ», как и любые другие учреждения социально-культурной сферы, в основном финансируется за счет средств, выделенных из бюджета, поэтому оно является бюджетным учреждением.
По всем статьям расходов финансирование ведется за счет средств местного бюджета, который составляется в начале каждого года по единой форме сметы доходов и расходов.
Учреждение также оказывает платные медицинские услуги в соответствие с Уставом государственного учреждения здравоохранения.
К уставным видам платных услуг относятся следующие виды: посещения специалистов (без полисов), освидетельствование состояния здоровья водителей (форма ГАИ), вывод из состояния алкогольной интоксикации, лечебный массаж, услуги стоматологического отделения, исследование УЗИ, ЭФГДС, лечение аппаратом «Витязь» и «Тонзирол», аудиометрия, физиотерапия, ритуальные услуги, лабораторные услуги, услуги диагностического центра «ВАЛЕНТА», иглорефлексотерапия.
Учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным от предпринимательской деятельности, осуществляется раздельно с составлением единого баланса по разным источникам финансирования.
Медицинские услуги учреждения не подлежат обложению НДС в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Вычет НДС по приобретенным материальным ценностям за счет средств от предпринимательской деятельности не производится в соответствии со ст. 171 НК РФ.
Для целей налогообложения прибыли учреждение применяет метод начислений в соответствии со ст. ст. 271 и 272 НК РФ.
В целях исчисления налога на прибыль в составе прямых расходов учитываются расходы на оплату труда врачей и ассистентов, непосредственно участвующих в оказании медицинских услуг, материальные расходы, амортизация медицинского оборудования.
Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены к прямым, учитываются как расходы текущего периода.
В целях исчисления налога на прибыль амортизация основных средств начисляется линейным методом.
Средства, полученные учреждением за оказанные услуги по программе обязательного медицинского страхования от страховой компании, являются целевым финансированием и не подлежат обложению налогом на прибыль.
Медицинское учреждение освобождено от уплаты налога на имущество в соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ.
Согласно Учетной политике учреждение производит платежи в бюджет по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу и взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другим налогам согласно НК РФ.
Начисление налогов и платежей, подлежащих уплате в бюджет, отражается на счете 0030300000 «Расчеты по платежам в бюджет».
Оплата коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг, расходы по всем видам ремонтных работ производятся пропорционально объему финансирования за счет бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской деятельности (ст. 321.1 НК РФ).
2.2 Методика составления смет в учреждении
Утвержденные в установленном порядке сметы МУЗ «Моркинская ЦРБ» являются основными плановыми документами, определяющими общий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности.
Сумма расходов и ее распределение по статьям приводится в бюджетной смете в сопоставлении с уточненным планом и исполнением по отчету за предшествующий период.
Расчеты к смете составляются учреждением исходя из производственных показателей (число коек, число должностей персонала, число амбулаторных посещений и т.д.) и в соответствии с действующим законодательством в части расходования средств на выплату заработной платы, а также с соблюдением установленных норм расходов по отдельным видам затрат (питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств и приобретение мягкого инвентаря), действующих цен и тарифов.
Основными внутриучрежденческими документами, используемыми при составлении смет, являются следующие:
В смете приводятся общие сведения о кубатуре зданий по наружному обмеру, внутренней площади зданий, системе отопления, наличии водопровода и канализации и т.д., которые используются при планировании объёма затрат на хозяйственные расходы, капитальный ремонт и другие расходы.
В смете отражаются все расходы медицинского учреждения, включая расходы на стационар, поликлинику, молочные кухни, станции санитарной авиации и другие структурные подразделения.
Моркинская центральная районная больница осуществляет медицинскую помощь населению в двух основных формах:
Одним из основных показателей работы больницы, определяющих расходы по смете стационара, является коечный фонд, а амбулаторно-поликлинического отделения – число врачебных должностей и посещений.
Расчетными единицами для определения расходов на содержание больницы, кроме количества коек, являются и показатели ее работы, среди которых первостепенное значение имеет количество койко-дней.
Расчетной единицей для определения расходов на содержание поликлиник (амбулаторий) является врачебная должность и количество врачебных посещений, наряду с которыми могут использоваться показатели количества законченных случаев лечения.
Рассмотрим порядок планирования расходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» в разрезе подстатей классификации операций сектора государственного управления.
По подстатье 211 «Заработная плата» планируются расходы учреждения на заработную плату медицинского (раздельно врачебного, среднего, младшего), административно-хозяйственного и прочего персонала.
Потребность учреждения в денежных средствах, используемых на оплату персонала, регулируется планом по фонду заработной платы. Фонд оплаты труда планируется исходя из планового числа штатных должностей и среднего размера должностных окладов, а также надбавок, доплат и прочих денежных выплат персоналу.
Рассчитывая необходимый объем денежных средств по этой статье, как правило, используют:
Должностные оклады и другие виды оплаты труда медицинских работников определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий.
Годовой фонд заработной платы в расчетах к смете определяется путем умножения на 12 месяцев среднегодового числа должностей по каждой группе работников и на среднемесячную ставку заработной платы по тарификации.
Таблица 2 – Расчет среднегодового фонда заработной платы
Категория персонала |
Число должностей |
Месячный фонд заработной платы, тыс. руб. |
Годовой фонд заработной платы, тыс. руб. |
Средняя ставка в месяц на одного работника, тыс. руб. |
Врачи |
63,25 |
362 |
4344 |
5,7 |
Средний медперсонал |
203,25 |
634 |
7608 |
3,1 |
Младший медперсонал |
99 |
235 |
2820 |
2,4 |
Прочий персонал |
102 |
325 |
3907 |
3,1 |
Итого |
574 |
1556 |
18679 |
2,7 |
Планирование фонда заработной платы на замену лиц, уходящих в отпуск, зависит от того, планируется ли нагрузка (или занятость рабочего места – медрегистратора и т.д.) на все 12 месяцев или только на время плановой работы специалиста (за вычетом отпуска). В связи с тем, что продолжительность отпусков у работников различных специальностей, подразделений и должностей различается, то соответствующие расчеты по отпускам различной продолжительности необходимо делать отдельно.