Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 17:13, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение особенностей учета и анализа сметы расходов медицинского бюджетного учреждения.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе предполагается решение следующих задач:
определить особенности составления и исполнения смет на содержание медицинского учреждения;
исследовать систему бухгалтерского учета в бюджетном медицинском учреждении;
раскрыть современную методику финансового анализа в бюджетном медицинском учреждении;
изучить порядок учета расходования бюджетных средств в учреждении здравоохранения;
рассмотреть учет операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности в учреждении здравоохранения;
провести анализ исполнения сметы доходов и расходов медицинского учреждения.
Введение 5
1 Нормативное регулирование учета и финансовые аспекты деятельности медицинских учреждений 8
1.1 Раскрытие доходов и расходов медицинских учреждений в бухгалтерском и налоговом учете 8
1.2 Сметы медицинских учреждений и их основные виды 12
1.3 Организация бюджетного учета в медицинских учреждениях 21
1.4 Особенности финансового анализа деятельности медицинских учреждений 26
2 Учет операций по расходованию средств в МУЗ «Моркинская ЦРБ» 39
2.1 Краткая характеристика деятельности учреждения и организации бухгалтерской службы 39
2.2 Методика составления смет в учреждении 47
2.3 Учет операций по расходованию бюджетных средств в учреждении 56
2.4 Учет расходов по приносящей доход деятельности в учреждении 63
3 Анализ сметы расходов в МУЗ «Моркинская ЦРБ» 73
3.1 Анализ финансовых показателей деятельности учреждения 73
3.2 Анализ исполнения сметы расходов по бюджету в учреждении 80
3.3 Анализ исполнения сметы расходов по обязательному медицинскому страхованию в учреждении 86
3.4 Анализ исполнения сметы расходов по предпринимательской деятельности в учреждении 93
Заключение 99
Список использованных источников 106
Основным источником получения доходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» являются средства ОМС, на долю которых в отчетном году приходилось более 60% от общей суммы доходов учреждения. Однако необходимо отметить снижение удельного веса этого источника доходов с 66% в 2006 году как результат повышения доли бюджетных средств, которые выступают вторым по важности источником финансирования и занимают в общей сумме поступлений 34% в 2008 году.
Что касается доходов от платных услуг, то на долю этого источника финансирования приходится около 4% от общей суммы доходов в течение анализируемого периода.
Структура доходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» по источникам их получения за 2006, 2007 и 2008 годы соответственно представлена на рисунках 6, 7 и 8.
Рисунок 6 – Структура доходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» по источникам получения за 2006 г.
Рисунок 7 – Структура доходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» по источникам получения за 2007 г.
Рисунок 8 – Структура доходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» по источникам получения за 2008 г.
Затем необходимо оценить, как учреждение использовало фактически полученные денежные средства (табл. 8).
Таблица 8 – Сопоставление доходов и кассовых расходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» за 2006 – 2008 гг.
тыс. руб.
Показа-тель |
Доходы |
Кассовые расходы |
Отклонение (+,-) | ||||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Бюджет |
15575 |
21258 |
25368 |
15575 |
21258 |
25368 |
- |
- |
- |
ОМС |
33535 |
37816 |
45731 |
33531 |
37820 |
45731 |
-4 |
+4 |
- |
Прочие |
1917 |
2470 |
2930 |
1917 |
2470 |
2930 |
- |
- |
- |
в т.ч. платные услуги |
1917 |
2370 |
2915 |
1917 |
2370 |
2915 |
- |
- |
- |
Всего |
51027 |
61544 |
74029 |
51023 |
61548 |
74029 |
-4 |
+4 |
- |
По данным таблицы видно соотношение кассовых расходов и доходов по всем источникам МУЗ «Моркинская ЦРБ». Как видно из таблицы, по бюджетным средствам и платным услугам отклонений нет. Сумма кассовых расходов равна поступлениям.
Возникшее в 2006 году отклонение по средствам ОМС на сумму 4 тыс. руб. было устранено в 2007 году. На счете МУЗ «Моркинская ЦРБ» на начало 2007 года имелись денежные средства, и поэтому потрачено больше, чем реально получено в этом году, так как в прошлом году не успели использовать все поступившие средства.
Чтобы узнать достаточно ли у учреждения денежных средств для оплаты потребленных ресурсов, сопоставляются фактические расходы с полученными доходами (табл. 9).
Таблица 9 – Сопоставление доходов и фактических расходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» за 2006 – 2008 гг.
тыс. руб.
Показа-тель |
Доходы |
Фактические расходы |
Отклонение (+,-) | ||||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Бюджет |
15575 |
21258 |
25368 |
16812 |
20986 |
25714 |
+1237 |
-272 |
+346 |
ОМС |
33535 |
37816 |
45731 |
35503 |
37877 |
43436 |
+1968 |
+61 |
-2295 |
Прочие |
1917 |
2470 |
2930 |
1995 |
2557 |
2930 |
+78 |
+87 |
- |
Всего |
51027 |
61544 |
74029 |
54310 |
61420 |
72080 |
+3283 |
-124 |
-1949 |
По данным таблицы видно, что в целом по МУЗ «Моркинская ЦРБ» в 2006 году фактические расходы превышали доходы.
По фактическим расходам определяется учет неоплаченных материалов, работ и услуг, т.е. часть расходов на нужды учреждения не были предусмотрены по плану полученных доходов.
В течение года бывают непредвиденные расходы связи с оказанием медицинских услуг населению района. Некоторые расходы, например, по бюджету нельзя отложить (приобретение необходимого оборудования, ремонт зданий и помещений, в частности ремонт крыш, замена трубопровода горячего и холодного водоснабжения).
Расходы по ОМС направляются на оплату труда и приобретение медикаментов. Платные расходы производят на прочие расходы по больнице, приобретение не предусмотренного оборудования, канцтовары, продукты питания и административные расходы, часть переводится на коммунальные услуги согласно договорам.
В 2007 и 2008 годах ситуация была обратная и фактические расходы больницы были меньше полученных доходов.
Превышение доходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» над фактическими расходами в 2008 году произошло в связи с тем, что из Фонда ОМС и страховых компаний было профинансировано на 2295 тыс. руб. больше, чем составила сумма расходов на содержание учреждения в этом году. Таким образом, план по ОМС был выполнен только на 95,0%.
Главным образом, это расхождение произошло в части заработной платы и начислений на нее в связи с не полной комплектацией штата врачей.
Важную информацию можно получить, рассматривая соотношение кассовых и фактических расходов (табл. 10). Превышение фактических расходов над кассовыми расходами характеризует сумму потребленных учреждением ресурсов, оставшихся не оплаченными. Эта величина составляет кредиторскую задолженность. Обратная ситуация приводит к возникновению дебиторской задолженности.
Таблица 10 – Сопоставление кассовых и фактических расходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» за 2006 – 2008 гг.
тыс. руб.
Показа-тель |
Фактические расходы |
Кассовые расходы |
Отклонение (+,-) | ||||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Бюджет |
16812 |
20986 |
25714 |
15575 |
21258 |
25368 |
-1237 |
+272 |
-346 |
ОМС |
35503 |
37877 |
43436 |
33531 |
37820 |
45731 |
-1972 |
-57 |
+2295 |
Прочие |
1995 |
2557 |
2930 |
1917 |
2470 |
2930 |
-78 |
-87 |
- |
Всего |
54310 |
61420 |
72080 |
51023 |
61548 |
74029 |
-3287 |
+128 |
+1949 |
По данным таблицы видно, что по бюджету в 2006 и 2008 годы фактические превышают кассовые расходы. Это говорит о том, что есть не оплаченные счета. В 2007 году кассовые расходы по бюджету, наоборот, больше фактических на 272 тыс. руб., т. е. финансирование по бюджету проводилось по мере необходимости расходов больницы.
По ОМС фактические расходы превышали кассовые в 2006 и 2007 годах, а в 2008 году наоборот, кассовые превысили фактические.
Фактические расходы по платным услугам в 2006 и 2007 годах незначительно отклонялись от кассовых в части их превышения. В то же время расходы осуществлялись по мере поступления средств, поэтому значительного превышения не происходило. В 2008 году по платным услугам учреждение потребило ресурсов столько же, сколько и оплатило.
Для углубления анализа исполнения смет расходов МУЗ «Моркинская ЦРБ» необходимо изучить состав и структуру расходов в разрезе бюджетной и внебюджетной деятельности.
3.2 Анализ исполнения сметы расходов по бюджету в учреждении
Анализ бюджетного финансирования предполагает изучение обеспеченности МУЗ «Моркинская ЦРБ» бюджетными средствами, а также полноты их использования.
Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим поступлением средств (табл. 11).
Таблица 11 – Анализ исполнения бюджетной сметы МУЗ «Моркинская ЦРБ» за 2006 – 2008 гг.
Код |
Наименование статьи |
Предусмотрено по смете, тыс. руб. |
Кассовые расходы, тыс. руб. |
Выполнение, % | ||||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
200 г. | ||
211 |
Заработная плата |
5442 |
6280 |
7815 |
5442 |
6281 |
7807 |
100,0 |
100,0 |
99,9 |
212 |
Прочие выплаты |
750 |
696 |
1086 |
625 |
696 |
896 |
83,3 |
100,0 |
82,5 |
213 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
1420 |
1665 |
1897 |
1420 |
1665 |
1896 |
100,0 |
100,0 |
99,9 |
221 |
Услуги связи |
180 |
188 |
152 |
180 |
188 |
152 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
222 |
Транспортные услуги |
6 |
8 |
8 |
6 |
8 |
8 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
223 |
Коммунальные услуги |
3784 |
4448 |
5728 |
3784 |
4448 |
5728 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
224 |
Арендная плата за пользование имуществом |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
100,0 |
- |
- |
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
407 |
1961 |
1291 |
407 |
1960 |
1291 |
100,0 |
99,9 |
100,0 |
226 |
Прочие работы, услуги |
171 |
1792 |
1644 |
171 |
1642 |
1644 |
100,0 |
91,6 |
100,0 |
290 |
Прочие расходы |
817 |
1303 |
1810 |
817 |
1304 |
1810 |
100,0 |
100,1 |
100,0 |
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
635 |
78 |
418 |
635 |
77 |
418 |
100,0 |
98,7 |
100,0 |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
2086 |
3029 |
3718 |
2086 |
2989 |
3718 |
100,0 |
98,7 |
100,0 |
Итого |
15700 |
21448 |
25567 |
15575 |
21258 |
25368 |
99,2 |
99,1 |
99,2 |
Как видно из таблицы 11 идет значительное увеличение бюджетных ассигнований на финансовую деятельность МУЗ «Моркинская ЦРБ».
Так, на 2007 год предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на 5748 тыс. руб. больше, чем в 2006 году, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом – на 4119 тыс. руб.
Видно что, план финансирования на 100% не выполнен, причиной недорасхода бюджетных средств является несвоевременное и неравномерное финансирование МУЗ «Моркинская ЦРБ» к сметным назначениям.
В 2006 году не в полном объеме выделены средства на оплату командировочных расходов по статье 212 «Прочие выплаты».
В 2007 году не в полном объеме профинансированы такие статьи как 226 «Прочие работы, услуги», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
В 2008 году не в полном объеме выделены средства на выплату заработной платы, соответственно и начислениям на нее, и по статье 212 «Прочие выплаты».
В процессе анализа исполнения бюджетной сметы расходов учреждения, прежде всего, необходимо изучить состав и структуру его кассовых и фактических расходов.
С этой целью расходы группируются по статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Состав и структура расходов по целевому назначению отражают отраслевые особенности бюджетных учреждений.
В процессе анализа структуры расходов (кассовых и фактических) определяется удельный вес каждого вида расходов в их общей сумме и производится сравнение с данными предыдущих лет, а также с показателями сметы.
Анализ структуры кассовых расходов учреждения за анализируемый период приведен в табл. 12.
Таблица 12 – Структура кассовых расходов по бюджету МУЗ «Моркинская ЦРБ» за 2006 – 2008 гг.
Код |
Наименование статьи |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||
211 |
Заработная плата |
5442 |
34,9 |
6281 |
29,6 |
7807 |
30,8 |
212 |
Прочие выплаты |
625 |
4,0 |
696 |
3,3 |
896 |
3,5 |
213 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
1420 |
9,1 |
1665 |
7,8 |
1896 |
7,5 |
221 |
Услуги связи |
180 |
1,2 |
188 |
0,9 |
152 |
0,6 |
222 |
Транспортные услуги |
6 |
0,0 |
8 |
0,0 |
8 |
0,0 |
223 |
Коммунальные услуги |
3784 |
24,3 |
4448 |
20,9 |
5728 |
22,6 |
224 |
Арендная плата за пользование имуществом |
2 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
407 |
2,6 |
1960 |
9,2 |
1291 |
5,1 |
226 |
Прочие работы, услуги |
171 |
1,1 |
1642 |
7,7 |
1644 |
6,5 |
290 |
Прочие расходы |
817 |
5,3 |
1304 |
6,1 |
1810 |
7,1 |
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
635 |
4,1 |
77 |
0,4 |
418 |
1,6 |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
2086 |
13,4 |
2989 |
14,1 |
3718 |
14,7 |
в т.ч. медикаменты |
551 |
3,5 |
525 |
2,5 |
819 |
3,2 | |
продукты питания |
571 |
3,7 |
707 |
3,3 |
1061 |
4,2 | |
Итого |
15575 |
100,0 |
21258 |
100,0 |
25368 |
100,0 |