Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 17:13, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение особенностей учета и анализа сметы расходов медицинского бюджетного учреждения.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе предполагается решение следующих задач:
определить особенности составления и исполнения смет на содержание медицинского учреждения;
исследовать систему бухгалтерского учета в бюджетном медицинском учреждении;
раскрыть современную методику финансового анализа в бюджетном медицинском учреждении;
изучить порядок учета расходования бюджетных средств в учреждении здравоохранения;
рассмотреть учет операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности в учреждении здравоохранения;
провести анализ исполнения сметы доходов и расходов медицинского учреждения.
Введение 5
1 Нормативное регулирование учета и финансовые аспекты деятельности медицинских учреждений 8
1.1 Раскрытие доходов и расходов медицинских учреждений в бухгалтерском и налоговом учете 8
1.2 Сметы медицинских учреждений и их основные виды 12
1.3 Организация бюджетного учета в медицинских учреждениях 21
1.4 Особенности финансового анализа деятельности медицинских учреждений 26
2 Учет операций по расходованию средств в МУЗ «Моркинская ЦРБ» 39
2.1 Краткая характеристика деятельности учреждения и организации бухгалтерской службы 39
2.2 Методика составления смет в учреждении 47
2.3 Учет операций по расходованию бюджетных средств в учреждении 56
2.4 Учет расходов по приносящей доход деятельности в учреждении 63
3 Анализ сметы расходов в МУЗ «Моркинская ЦРБ» 73
3.1 Анализ финансовых показателей деятельности учреждения 73
3.2 Анализ исполнения сметы расходов по бюджету в учреждении 80
3.3 Анализ исполнения сметы расходов по обязательному медицинскому страхованию в учреждении 86
3.4 Анализ исполнения сметы расходов по предпринимательской деятельности в учреждении 93
Заключение 99
Список использованных источников 106
Однако эти положения должны применяться только со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями вышеперечисленных средств.
До принятия соответствующего закона следует применять переходные положения, предусмотренные ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ, что, бюджетное учреждение должно осуществлять операции с указанными внебюджетными средствами в установленном финансовым органом порядке согласно смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения.
В связи с изменившимися в 2009 г. требованиями, предъявляемыми к учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, Минздравсоцразвития Приказом от 25.02.2009 г. № 72 утвердило для подведомственных ему федеральных учреждений новый Порядок составления и утверждения внебюджетной сметы.
При его разработке учтено, что операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, осуществляются в 2009 г. федеральными бюджетными учреждениями в Порядке, утвержденном Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 г. № 88н.
Пунктом 3.1 данного Порядка, в частности, предусмотрено, что внебюджетная смета на текущий финансовый год должна определять объемы поступления средств, полученных от приносящей доход деятельности, с указанием источников образования по кодам классификации доходов бюджета и направлений использования средств по кодам классификации расходов бюджета, содержащих код главы по бюджетной классификации и код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
При этом с 01.01.2009 коды классификации доходов, классификации расходов и КОСГУ формируются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 25.12.2008 г. № 145н.
Внебюджетная смета на текущий финансовый год в соответствии с Порядком составления и утверждения сметы составляется федеральными учреждениями, подведомственными Минздравсоцразвития, в тысячах рублей (с одним десятичным знаком после запятой) по предусмотренной форме.
При этом доходная часть сметы включает остаток средств на начало текущего финансового года, соответствующий выписке из лицевого счета получателя, и ожидаемые поступления денежных средств текущего финансового года в соответствии с разрешением по кодам классификации доходов, включая коды по видам, подвидам доходов и КОСГУ, относящихся к доходам бюджетов.
Расходная часть внебюджетной сметы, в свою очередь, составляется по кодам классификации расходов, включая коды по разделам, подразделам расходов, целевой статьи (с учетом программы, подпрограммы), вида расхода и КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов.
Составленная внебюджетная смета подписывается руководителем и главным бухгалтером федерального учреждения (либо замещающими их лицами), заверяется гербовой печатью и в трех экземплярах представляется в финансовый департамент Минздравсоцразвития.
Одновременно с внебюджетной сметой представляются финансово-экономическое обоснование с расчетами по статьям и подстатьям расходов КОСГУ, перечень договоров, контрактов, соглашений и прочих документов. В обосновании указывается общая сумма ожидаемых в текущем финансовом году поступлений денежных средств с разбивкой по подразделам классификации расходов и источникам доходов в соответствии с генеральным разрешением (разрешением).
После утверждения директором финансового департамента внебюджетная смета передается федеральным учреждением в ОФК по месту открытия ему лицевого счета получателя.
В утвержденную смету, при необходимости, в течение года могут вноситься изменения при наличии обоснований и расшифровок на величину измененных сметных назначений.
При составлении внебюджетной сметы у бюджетных учреждений возникает необходимость в определении кодов доходов и расходов, по которым будут осуществляться операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, в текущем году.
Если медицинское учреждение получает доход от сдачи в аренду имущества, оно обязано составлять и смету доходов и расходов по указанному источнику. Общего порядка составления сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, нет.
1.3 Организация бюджетного
учета в медицинских
Под организацией бюджетного бухгалтерского учета понимается порядок реализации учетного процесса для получения достоверной и своевременной информации о фактах деятельности учреждения и осуществления контроля над рациональным использованием ресурсов.
Здравоохранение обладает отраслевыми особенностями, которые объективно налагают отпечаток на порядок ведения бухгалтерского бюджетного учета:
К источникам финансирования системы здравоохранения относят:
Основным источником финансирования системы здравоохранения являются бюджетные ассигнования, планируемые главными распорядителями бюджетных средств на основе утвержденных базовых нормативов на здравоохранение.
Определение базовых нормативов финансирования здравоохранения проводится на основании всех затрат, необходимых для выполнения объемов медицинской помощи населению республики, края, города, района. При этом в базовый норматив финансирования входят затраты на те объемы медицинской помощи, которые предусмотрены программой гарантированных медицинских услуг, оказываемых населению в рамках бюджетных ассигнований.
Данная программа, как и базовые нормативы финансирования здравоохранения, ежегодно пересматривается и утверждается главой администрации региона (субъекта РФ).
Объемы медицинской помощи, не вошедшие в программу перечня гарантированных медицинских услуг, могут быть оплачены из сверхплановых накоплений финансовых средств городов и районов, либо предприятиями, организациями, или самим населением.
Функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней и учету в бюджетных учреждениях (в том числе и медицинских) возложены на Минфин России, который устанавливает единый для всех бюджетных учреждений порядок учета исполнения смет доходов и расходов.
К специфическим особенностям бюджетного учета в учреждениях здравоохранения относятся:
Основными документами правового регулирования деятельности медицинских учреждений и организации в них бюджетного учета в настоящее время являются:
Бухгалтерский учет должен обеспечивать систематический контроль в медучреждениях за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
Основанием для отражения записей в учетных регистрах по расходу средств на содержание бюджетных учреждений здравоохранения служат надлежаще оформленные первичные документы.
Первичные документы могут быть разовыми, предназначенными для оформления отдельных хозяйственных операций, или групповыми, предназначенными для оформления ряда однородных хозяйственных операций за определенный период. Первичные документы составляются своевременно, как правило, в момент совершения операции и содержат достоверные данные.
В соответствии с новым Планом счетов бюджетные учреждения должны применять унифицированные формы первичных документов, регистры бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей.
В соответствии с п. 9 Инструкции № 148н предусмотрены следующие коды видов деятельности (источников финансирования):
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:
1 – 17 разряд – код классификации дох
18 разряд – код вида
19 – 21 разряд – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22 – 23 разряд – код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24 – 26 разряд – код классификации операций сектора государственного управления.
Разряды 18 – 23 образуют код счета бюджетного учета.
Многие учреждения здравоохранения вынуждены заниматься оказанием платных медицинских услуг и другими видами деятельности, приносящими доход, поэтому они должны составлять учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и для целей налогообложения в соответствии со спецификой отрасли.
Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.
1.4 Особенности финансового
Финансовый анализ для руководителя любой организации является очень важным подспорьем в работе, так как существующая система бухгалтерского учета, особенно для бюджетных учреждений, порой, совершенно не отражает реальное положение дел.
Финансовый анализ деятельности бюджетных медицинских учреждений имеет существенные особенности, отличающие его от анализа других видов организаций, например, от анализа деятельности промышленных предприятий или частных производителей медицинских услуг. Это обусловлено целым комплексом факторов: