Учет и аудит производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:27, дипломная работа

Описание работы

В процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия используют сырье, материалы, запчасти, топливо, спецодежду, товары и пр. Все эти материальные ценности относятся к категории материально-производственных запасов. Самым основным принципом бухгалтерского учета является его независимость. Бухгалтерский отдел является организацией или частью организации и который является отдельной экономической единицей, независимой от других организаций или отдельных лиц. С точки зрения бухгалтерского учета сфера его деятельности строго основной концепции бухучета, ограничивается функциональными границами для того, чтобы его деятельность не смешивалась с деятельностью других отделов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..................3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ, ИХ СОСТАВ. ЗНАЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ......................……....9
1.1.Экономическое содержание производственных запасов...............9
1.2.Состав производственных запасов.................................................12
1.3.Значение рационального использования материальных ресурсов .15
2.УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ……………............................21
2.1.Задачи учета материалов...................................................................21
2.2.Организация учета производственных запасов, их себестоимость и оценка в текущем учете.....................................................................................26
2.3.Документация по учету движения производственных запасов.....36
2.4. Учет расчетов с поставщиками........................................................47
2.5.Инвентаризация производственных запасов...................................51
3.АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ………….............................56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..................75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....................83
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ.................................................................88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Выписка из учетной политики ОАО «РЖД»...................91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Приходный ордер М-4.......................................................97
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Требование-накладная М-11.............................................98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Карточка учета материалов М-17.....................................99
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Инвентаризационная опись ИНВ-3.................................101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Программа проведения аудита........................................105
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Отчет и заключение аудитора.........................................107

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Тимиргазиной.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

помощи экономическому субъекту в области бухгалтерского учета, налогообложения и хозяйственного законодательства  как  в  ходе  аудиторской проверки, так и в форме консультаций,  услуг по обучению,  постановке, ведению или восстановлению бухгалтерского учета.  При этом все несоответствия действующему  законодательству,  выявленные  аудитором в деятельности хозяйственного субъекта,  подлежат устранению, что, в конечном итоге  принесет  хозяйственному субъекту выгоду в виде сбереженных финансовых ресурсов,  которые были бы потеряны безвозвратно  в  случае выявления фактов нарушения законодательства партнерами по бизнесу, акционерами, а также государственными регулирующими органами.

     В  связи с тем, что аудиторская  деятельность является предпринимательской, то  аудитор  осуществляет  ее на возмездной основе на основе хозяйственного договора на оказание аудиторских услуг. Ряд авторов рекомендует предусматривать в договоре предоплату, поскольку предоплата

обеспечивает  финансовую независимость аудитора в процессе аудита, устраняет возможность  "давления"  в процессе проверки со стороны клиента путем угрозы не выплатить вознаграждение за аудит.

 

Аудитор должен придерживаться основных принципов- независимость, компетентность, конфиденциальность.

Цель аудита материально-производственных запасов (в дальнейшем - МПЗ) - выражение мнения о достоверности и полноте отражения в финансовой отчетности информации об МПЗ. Данные методические рекомендации содержат описание основных аудиторских процедур, выполнение которых позволяет получить необходимые доказательства для формирования мнения аудитора о достоверности показателей отчетности, отражающих наличие и движение МПЗ.

В бухгалтерской  отчетности информация о наличии  материально-производственных запасов  в организации отражается по строкам 211 "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности" и 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи" Бухгалтерского баланса (форма N 1). Материальные ценности, не принадлежащие организации, отражаются по строкам 920 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 930 "Товары, принятые на комиссию" Бухгалтерского баланса (форма N 1). Прочая существенная информация об МПЗ, предусмотренная действующими Положениями по бухгалтерскому учету, раскрывается в пояснительной записке.

В ходе проверки аудитор согласно стандарта выполняет  следующие мероприятия:

-планирование  аудита;

-получение аудиторских  доказательств;

-документирование  аудита;

-написание аудиторского  заключения.

     Аудитор  планирует работу таким образом, чтобы обеспечить:

     а)  получение необходимой информации  о  состоянии  бухгалтерского учета проверяемого объекта;

     б)  определение содержания,  времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

     В  плане аудиторской проверки должны быть отражены:

     - объем выполняемых работ;

     - сроки проведения и продолжительность  работ;

     - способы и приемы, применяемые  аудитором.

     При  этом аудитор может обсудить  план аудиторской проверки с руководством и персоналом проверяемого  объекта,  что  позволяет  повысить действенность проводимого  аудита и скоординировать аудиторские процедуры с деятельностью органов управления проверяемого объекта. В случае привлечения  к аудиторской проверке соисполнителей или экспертов аудитор (в качестве руководителя работ) должен спланировать и их работу.

     В  связи с тем,  что аудиторская  проверка (на малом и среднем объекте) ограничена в среднем двумя неделями то четкое планирование и координация действий всех участников проверки в обязательном порядке подлежат письменной фиксации. В плане аудиторской проверки необходимо предусмотреть схему проверки по каждому участку бухгалтерского учета:

     1. Что подлежит проверке:

        - наличие и оформление первичных  документов по участку учета,

        - отражение хозяйственных операций  в бухгалтерском учете,

        - налогообложение.

     2. Задачи аудита:

        - проверка  правильности отражения в бухгалтерском и в налоговом учете хозяйственных операций,

        - установление достоверности финансовой отчетности данным первичного учета.

     3. Выявление ошибок и расхождений  между данными учета и отчетности.

     4. Формулирование выводов и рекомендаций  для заключения аудитора.

Общий план аудита учета производственных запасов Железнодорожной станции Бердяуш за период с 01.01.2008г по 30.06.2008г:         Таблица 2                                                                                          

Объем работ

Сроки проведения

Примечание

Ознакомление  с Учетной политикой предприятия

21.07.2008г

 

Проверка состояния внутреннего контроля и системы учета операций по учету МПЗ

21.07.2008г

 

Проверка наличия  и оформления первичных документов по учету МПЗ за период с 01.01.2008г  по 30.06.2008г

22.07.2008г- 24.07.2008г

сплошная

Проверка отражения  хозяйственных операций по учету  МПЗ за период с 01.01.2008г по 30.06.2008г

25.07.2008г

сплошная

Участие в проведении контрольной выборочной инвентаризации МПЗ

28.07.2008г

 

Проверка отчетности за период с 01.01.2008г по 30.06.2008г

29.07.2008г- 30.07.2008г

сплошная

Анализ результатов  проверки, оформление заключения

31.07.2008г

 

Аудитор (подпись)     21.07.2008г

     В  процессе проверки аудиторы составляют рабочие документы, являющиеся основой  для подтверждения объема и качества выполняемой ими работы и обоснованности сделанных ими выводов.

     Рабочие документы  составляются по произвольной форме,  однако они должны содержать необходимую справочную информацию о клиенте;  краткое описание выполненной работы; метод проведения аудита (сплошной или выборочный); замечания по результатам проверки;  перечень документов, не представленных для проверки; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; описание системы внутрихозяйственного контроля в проверяемой организации (с выделением слабых мест и положительных сторон); программа  аудита  с  отметками о ходе ее выполнения и причинах отклонений; объяснения и справки персонала проверяемой организации  по вопросам, заданным аудитором;  прочие другие свидетельства и разъяснения. В результате именно на основании рабочих документов аудитора производятся выводы и рекомендации, отражаемые затем в аудиторском заключении.  Поэтому  все основания для таких выводов должны недвусмысленно опираться на рабочие документы аудитора.  Необходимо  обратить  особое внимание на конфиденциальный характер рабочих документов аудитора, которые могут представляться в распоряжение третьих лиц только с  разрешения клиента.  Предприятие обязано предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения - таким образом вся информация,  как  собранная аудитором и отраженная в его рабочих документах, так и предоставленная им исполнительной дирекции и общему собранию акционеров,  может  составлять коммерческую тайну.

 

В ходе проверки проводится сбор аудиторских доказательств  по следующим критериям:

1. Существование. Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности МПЗ действительно существуют.

2. Права и  обязательства. Необходимо убедиться  в том, что права организации  на МПЗ, отраженные в отчетности, документально подтверждены и  не ограничены правами третьих лиц.

3. Возникновение.  Необходимо убедиться в том,  что отраженные в бухгалтерском  учете операции по приобретению  и выбытию МПЗ имели место  в течение отчетного периода.

4. Полнота. Необходимо  убедиться в том, что отсутствуют  МПЗ, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.

5. Стоимостная  оценка. Необходимо:

- Убедиться  в том, что МПЗ отражены в  учете и отчетности в правильной  оценке: по фактической себестоимости  или по рыночной стоимости, если она ниже фактической себестоимости;

- Убедиться  в том, что способ оценки  МПЗ при их отпуске в производство  или ином выбытии применяется  в соответствии с принятой  организацией учетной политикой.

6. Измерение.  Необходимо убедиться в том,  что приобретение и выбытие МПЗ отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

7. Представление  и раскрытие. Необходимо:

- Убедиться  в том, что МПЗ правильно  классифицированы в отчетности  как сырье и материалы, готовая  продукция, товары для перепродажи;

- Убедиться  в том, что операции с МПЗ  отражены в бухгалтерском учете  в соответствии с нормативными  актами, регламентирующими порядок  ведения бухгалтерского учета  в Российской Федерации;

- Убедиться  в том, что вся существенная  информация о МПЗ раскрыта в отчетности.

  Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения аудиторских процедур, которые осуществляются в 3 этапа:

Оценка состояния  бухгалтерского учета

   Аудитор, осуществляющий проверку организации не в первый раз, должен убедиться в том, что остатки по счетам учета МПЗ на начало проверяемого периода соответствуют их остаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец предшествовавшего отчетного периода.

 Если аудиторскую  проверку организации аудитор  осуществляет впервые, то он должен получить доказательства того, что:

- начальные  сальдо по МПЗ не содержат  искажений, которые могут существенно  повлиять на финансовую отчетность  проверяемого периода;

- остатки по  счетам учета МПЗ на начало  текущего периода правильно перенесены из предыдущего периода.

Источники информации:

- Бухгалтерский  баланс (форма N 1).

- Сводные регистры  синтетического учета (Главная  книга, оборотно-сальдовая ведомость,  ведомость остатков по синтетическим  счетам и т.д.).

- Регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.)

 Все документы  берутся за аудируемый и предшествующий  аудируемому период.

 Порядок  выполнения: Путем сопоставления  данных регистров бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счетам N 10, 11, 14, 15, 16, 40, 41, 42, 43 корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений. Результаты сверки оформить в таблице.

В случае, если расхождения существенны и данные на конец предшествующего периода  не подтверждены результатами аудиторской  проверки, все последующие процедуры  проводятся не только за проверяемый  период, но и за период, предшествующий проверяемому.

Осуществляется  так же проверка соответствия Учетной политики в части раскрытия способов ведения бухгалтерского учета МПЗ действующему законодательству и иным нормативным актам.

 Источник  информации:

- Приказ об  учетной политике предприятия.

Учетная политика должна содержать:

- указание на  то, что организация пользуется  типовыми формами первичных учетных  документов или описание первичных  учетных документов, по которым  не предусмотрены унифицированные  формы;

- схему документооборота;

- описание форм внутренней бухгалтерской отчетности;

- и т.д.

  При формировании учетной политики организация выбирает один из нескольких способов ведения и организации бухгалтерского учета, допускаемых законодательством и нормативными актами.

  Затем проводят тестирование системы внутреннего контроля.

 Источники  информации:

- Учетная политика  организации;

- Приказы о  назначении состава инвентаризационной  комиссии и проведении инвентаризации;

- Должностные  инструкции;

- Договоры о  материальной ответственности;

- Первичные  документы, журналы регистрации;

- Результаты  осмотра складских помещений;

- Результаты  опроса сотрудников организации.

Система внутреннего контроля МПЗ должна охватывать все виды запасов (сырье и материалы, готовую продукцию  и товары) и все виды операций с ними (оприходование приобретенных сырья, материалов, товаров для перепродажи, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузку товаров и готовой продукции покупателям и т.д.). (Таблица 2)

Аудитор проводит анализ применяемого порядка приобретения материалов.

  Источники информации:

- Договоры поставки, спецификации, накладные поставщиков;

- Акты приемки  МПЗ;

- Первичные  документы складского учета.

Анализирует методику учета товаров.

 

 

 

Анкета тестов проверки состояния внутреннего контроля и системы учета операций по учету МПЗ по Железнодорожной станции Бердяуш

Информация о работе Учет и аудит производственных запасов