Учет и аудит производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:27, дипломная работа

Описание работы

В процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия используют сырье, материалы, запчасти, топливо, спецодежду, товары и пр. Все эти материальные ценности относятся к категории материально-производственных запасов. Самым основным принципом бухгалтерского учета является его независимость. Бухгалтерский отдел является организацией или частью организации и который является отдельной экономической единицей, независимой от других организаций или отдельных лиц. С точки зрения бухгалтерского учета сфера его деятельности строго основной концепции бухучета, ограничивается функциональными границами для того, чтобы его деятельность не смешивалась с деятельностью других отделов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..................3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ, ИХ СОСТАВ. ЗНАЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ......................……....9
1.1.Экономическое содержание производственных запасов...............9
1.2.Состав производственных запасов.................................................12
1.3.Значение рационального использования материальных ресурсов .15
2.УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ……………............................21
2.1.Задачи учета материалов...................................................................21
2.2.Организация учета производственных запасов, их себестоимость и оценка в текущем учете.....................................................................................26
2.3.Документация по учету движения производственных запасов.....36
2.4. Учет расчетов с поставщиками........................................................47
2.5.Инвентаризация производственных запасов...................................51
3.АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ………….............................56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..................75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....................83
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ.................................................................88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Выписка из учетной политики ОАО «РЖД»...................91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Приходный ордер М-4.......................................................97
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Требование-накладная М-11.............................................98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Карточка учета материалов М-17.....................................99
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Инвентаризационная опись ИНВ-3.................................101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Программа проведения аудита........................................105
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Отчет и заключение аудитора.........................................107

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Тимиргазиной.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 3

п/п

Содержание вопроса

О т в е т ы 

Количественные

 параметры

Приме-чание

   

Нет ответа

Да

Нет

   

1

2

3

4

5

6

7

А

1

Внутренний контроль Проводится ли инвентаризация МПЗ?

 

Х

 

Один раз в год

 

2

Имеются ли приказы о  назначении рабочих инвентаризационных комиссий?

 

Х

     

3

Имеются ли акты инвентаризации МПЗ, сличительные ведомости?

 

Х

     

4

Проводится ли анализ актов инвентаризации?

 

Х

     

5

Выявлялись ли излишки  или недостачи МПЗ?

   

Х

   
 

И т.д.

         

Б

6

Система учета

Имеется ли в организации  нормативная база данных по учету МПЗ?

 

Х

     

7

Имеются ли образцы подписей должностных лиц, имеющих право  на получение/отпуск МПЗ?

 

Х

     

8

Разработан ли документооборот организации и постановки учета МПЗ?

 

Х

     

9

Наличие регистрационных  журналов

 

Х

     

10

Ведется ли аналитический учет МПЗ?

 

Х

     

11

Систематически ли проводятся записи в регистрах бухгалтерского учета?

 

Х

     

12

Правильно ли составляются корреспонденции счетов по учету МПЗ?

 

Х

     
 

И т.д.

         

 

 Аудитор (подпись)                                                          21.07.2008г

Источники информации:

- Первичные  документы по учету готовой  продукции (сдаточные накладные,  приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);

- Первичные  документы на отгрузку готовой  продукции;

- Первичные  документы складского учета;

- Сводные регистры  синтетического учета (Главная  книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.)

- Регистры аналитического  учета (аналитические ведомости,  книги остатков, карточки складского  учета и т.д.).

Порядок выполнения: На основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в документе.

 

  Аудитор проверяет применяемый порядок отражения операций с возвратной и оборотной тарой.

 Источники информации:

- Договоры на  приобретение и продажу затаренной  продукции;

- Карточки складского  учета;

- Журналы учета  поступления и выбытия тары;

- Первичные  документы по учету тары (приходные  ордера, накладные, акты приема-передачи  тары и т.д.);

- Регистры аналитического  учета тары.

Необходимо  так же провести анализ методики учета готовой продукции.

  Источники информации:

- Первичные  документы по учету готовой  продукции (сдаточные накладные,  приходные ордера, накладные, акты  приемки готовой продукции, карточки складского учета);

- Первичные  документы на отгрузку готовой  продукции;

- Первичные  документы складского учета;

- Сводные регистры  синтетического учета (Главная  книга, оборотно-сальдовая ведомость,  ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.)

- Регистры аналитического  учета (аналитические ведомости,  книги остатков, карточки складского  учета и т.д.).

 Аудитор осуществляет проверку правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

 Источники информации:

- приказы о  порядке и сроках проведения  инвентаризации;

-приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;

-инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости;

- протоколы  заседания инвентаризационной комиссии

- решения руководства  по утверждению результатов инвентаризации;

- бухгалтерские  регистры аналитического и синтетического  учета, в которых отражены результаты  проведенной инвентаризации;

- контрольные  подсчеты аудитора.

Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в  годовой бухгалтерской отчетности.

 В целях  подтверждения учетных остатков  на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад", заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.

  Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что в организации установлены:

- порядок и  сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной  комиссии;

- организация  процесса инвентаризации позволяет  обеспечить достоверность подсчета  количества МПЗ;

- материальные  ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары, принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, готовая продукция или товары, приобретенные покупателями, но не отгруженные им, и т.п.), вносятся в отдельные инвентаризационные описи.

 В случае, если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.

 При инвентаризации  аудитор может выбрать для  проверки отдельные статьи МПЗ,  самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее, необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости ИНВ-3.

 В ходе  проведения инвентаризации следует  обращать внимание на физическое  состояние МПЗ организации: испорченные,  утратившие свои потребительные  свойства материальные ценности  должны отражаться в отчетности  с учетом резерва под снижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи с невозможностью их использования.

Проводится  анализ движения МПЗ.

 Источники  информации:

- Регистры синтетического  учета.

 Порядок  выполнения: На основании регистров  бухгалтерского учета выявить периоды осуществления хозяйственных операций с ТМЦ, подлежащие обязательной проверке. Результаты процедуры отражаются в таблице и используются в дальнейшем для выявления тенденций в движении МПЗ. Анализ выявленных особенностей движения МПЗ позволяет сделать предварительные выводы о том, действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете. По результатам процедуры может корректироваться состав и объем аудиторской выборки.

Необходимо  проверить правильность оформления первичных документов по учету материалов.

  Источники информации:

- Формы нетиповых  первичных документов, утвержденные  приказом об учетной политике;

- График документооборота;

- Первичные  документы по учету МПЗ (накладные,  требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.);

- Регистры аналитического  учета.

 Порядок  выполнения: Проводится просмотр  и пересчет числовых данных  в первичных документах по  операциям, попавшим в выборку.

 Все операции  по движению материалов должны  оформляться первичными учетными документами.

 Первичные  учетные документы должны включать  в себя обязательные реквизиты,  установленные Федеральным законом  "О бухгалтерском учете". Формы  первичных документов утверждаются:

- Государственным  комитетом РФ по статистике по согласованию с Министерством финансов РФ - унифицированные формы первичной учетной документации;

- соответствующими  министерствами и иными органами  федеральной исполнительной власти - отраслевые формы;

- организациями  - первичные учетные документы, по которым не предусмотрены типовые формы. При разработке и утверждении указанных форм учитывается специфика деятельности этих организаций.

  Аудитор проводит так же проверку полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете.

  Источники информации:

- Первичные  документы по учету МПЗ (накладные,  требования, приходные и расходные  ордера, лимитно-заборные карты и  т.д.);

- Регистры аналитического  учета.

 Порядок  выполнения: Производится проверка  наличия первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей. Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.)

 Проверяют  полноту отражения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете.

  Источники информации:

- Первичные  документы по учету МПЗ (накладные,  требования, приходные и расходные  ордера, лимитно-заборные карты и т.д.);

- Регистры аналитического  учета.

Порядок выполнения: По документам, попавшим в выборку, отследить полноту отражения  в бухгалтерском учете хозяйственных  операций. Проверка должна проводиться  с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.)

 Списание МПЗ в соответствии с учетной политикой проверяют, используя:

- Первичные документы на списание материалов (требования, накладные, лимитно-заборные карты, акты на списание и т.д.);

- Регистры аналитического  и синтетического учета.

 Порядок  выполнения: Сопоставить данные  представленных документов с  данными бухгалтерского учета.

  Правильность формирования учетных цен на МПЗ проверяют, используя:

- Приказы, распоряжения, прайс-листы, прочие документы,  устанавливающие отпускные цены  на МПЗ;

- Аналитическая  информация о себестоимости МПЗ;

- Регистры аналитического  и синтетического учета готовой продукции.

  Порядок выполнения: Процедура применяется в ходе аудита товаров и готовой продукции, учитываемых по отпускным ценам для проверки правильности формирования торговой наценки, а также для проверки правильности формирования учетных цен на материалы и тару. На основании представленных документов проверить правильность формирования учетных цен в соответствии с принятой в организации методикой.

Аудитор проверяет  правильность отражения операций с материалами в бухгалтерском учете, используя:

- Регистры аналитического  и синтетического учета.

 Порядок  выполнения: по данным регистров  синтетического учета проверить  правильность отражения операций  с МПЗ на счетах бухгалтерского  учета. Результаты выполнения  процедуры отражаются в рабочих  документах  (по каждому из  проверяемых видов МПЗ), нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе. Программа проведения аудита в Приложении 6

 К заключительным процедурам относится анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности, формирование мнения аудитора о достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Учет и аудит производственных запасов