Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

В данной дипломной работе приведены материалы, связанные с приобретением основных средств и производственного инвентаря, выбытием, оценкой, переоценкой, амортизацией основных средств.
Задачи дипломной работы:
- изучение оформления документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств и производственного инвентаря, их внутреннего перемещения и выбытия;
- определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств и производственного инвентаря;
- определение затрат, связанных с поддержанием основных средств и производственного инвентаря в рабочем состоянии;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….....6 Глава 1.Теоретические аспекты учета основных средств и производственного инвентаря…………………………………………………………………………………………………8
1.1.Информационная база………………………………………………………………………….....8
1.2.Задачи бухгалтерского учета основных средств……………………………………………...9
1.3. Понятие основных средств……………………………………………………………………..11
1.4. Классификация основных средств…………………………………………………………….14
1.5.Понятие и состав инвентарного объекта……………………………………………………...17
1.6.Регистры учета основных средств……………………………………………………………..19
1.7.Учет производственного инвентаря……………………………………………………………21
Вывод по главе 1………………………………………………………………………………………22
Глава 2. Операции с основными средствами…………………………………………………….23
2.1.Поступление основных средств………………………………………………………………...23
2.1.1. Приобретение объектов основных средств по договору купли-продажи……..26
2.1.1.1.Суммовые разницы, возникающие при оплате объекта в сумме, в сумме соответствующей иностранной валюте……………………………………………………………28
2.1.1.2.Проценты по заемным средствам, полученным для приобретения объекта основных средств………………………………………………………………………………..30
2.1.1.3.Курсовые разницы, возникающие при приобретении объектов основных
средств по импорту……………………………………………………………………………………33
2.1.1.4.Прочие затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств…………………………………………………………………………………….34
2.1.2.Поступление объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал организации…………………………………………………………………………35
2.1.3.Безвозмездное получение объектов основных средств…………….……………..42
2.1.4.Приобретение объекта основных средств в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств………………………………………………………………34
2.1.5.Сооружение объекта основных средств…………………………………………….46
2.1.5.1. Строительство объекта основных средств силами сторонней организации………47
2.1.5.2.Строительство объекта основных средств собственными силами…..…….……......49
2.1.6.Приобретение основных средств по договору лизинга…………………....……………..52
2.2.Переоценка основных средств………………………………………………………………….56
2.3.Амортизация объектов основных средств…………………………………………….……...59
2.3.1.Начисление амортизации в бухгалтерском учете………………………………..61
2.3.1.1.Начисление амортизации основных средств линейным способом…………..61
2.3.1.2Начисление амортизации основных средств способом уменьшаемого остатка……………………………………………………………………………………………61
2.3.1.3.Начисление амортизации основных средств по сумме чисел лет срока полезного использования………………………………………………………………..……61
2.3.1.4.Начисление амортизации основных средств пропорционально объему продукции (работ)……………………………………………………………………………......61
2.3.2.Начисление амортизации для целей налогообложения прибыли…………...63
2.3.2.1.Линейный метод начисления амортизации………………………………………………63
2.3.2.2.Нелинейный метод начисления амортизации………………………………………......63
2.3.3.Определение срока полезного использования объектов основных средств...65
2.4.Ремонт основных средств………………………………………………………………………..67
2.4.1.Бухгалтерский учет расходов на проведение ремонта основных средств………67
2.4.2.Отражение в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.........69
2.4.3.Учет затрат на проведение ремонтных работ……………………..…………....73
2.4.3.1.Ремонт подрядным способом……………………………………………………..………..73
2.4.3.2.Ремонт объекта основных средств собственными силами организации………......75
2.4.3.3.Затраты на ремонт арендованных основных средств………………………………….76
2.5.Выбытие объектов основных средств…………………………………………………….......83
2.5.1.Реализация основных средств…………………………………………….……..85
2.5.2.Ликвидация объекта основных средств……………………………………………………..87
2.5.3.Передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал………………..89
2.5.4.Безвозмездная передача объектов основных средств………………………...………...92
2.6.Инвентаризация основных средств…………………………………………………………....94
2.7. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности……......96
Выводы по главе 2……………………………………………………………………..………………97
Глава3.Учет производственного инвентаря………………………………………..…………….98
3.1.Учет производственного инвентаря……………………………………………..…………….98
3.2.Оценка производственного инвентаря…………………………………………..…………..100
3.3. Отпуск производственного инвентаря…………………………………………..…………..103
3.4.Спецодежда и спецоснастка………………………………………………………...…………105
3.5.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности……………………………..………105
Выводы по главе 3……………………………………………………………………………………109
Глава 4. Налоговые разницы по основным средствам и анализ состояния деятельности предприятия и основных средств……………………………………………………………..…..110
4.1.Положение по ведению бухгалтерского учета «учет расчета по налогу на прибыль» 18/02 в свете налоговых разниц в бухгалтерском и налоговом учете основных средств и инвентаря…………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 997.50 Кб (Скачать файл)

Согласно п. 10 ст. 167 НК РФ (в ред. Федерального закона № 119-ФЗ от 22.07.2005) с 01.01.2006 моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами, признается последний день месяца каждого налогового периода.

В соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, начисленного со стоимости строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления, производятся по мере его уплаты в бюджет согласно ст. 173 НК РФ. По мнению сотрудников налоговых органов, это означает, что налог следует зачесть не ранее того периода, в котором он был перечислен в доход федерального бюджета, то есть после 20-го числа месяца, следующим за тем налоговым периодом, в котором НДС был начислен.

 Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется, в соответствии со ст. 173 НК РФ, как разница между величиной начисленного налога за этот налоговый период и суммой налога, принятого к вычету.

Согласно тому же П. 5 ст. 172 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2005) с 01.01.2006 сумма налога по материалам, используемым при строительстве объекта, а также по принятым работам, выполненным подрядными организациями, принимается к вычету на момент их оприходования.

       При строительстве объекта основных средств собственными силами учет налога на добавленную стоимость ведется в следующем порядке:

1. Ежемесячно, начиная с января 2006 г., от объема работ, выполненных собственными силами, следует начислять налог на добавленную стоимость, что в учете будет отражено проводкой:

Дебет счета 19 Кредит счета 68 (субсчет  «Расчеты по НДС»).

2. В этом же месяце (по нашему  мнению), а, по мнению налоговых органов, - в следующем начисленную сумму налога следует принять к вычету, отразив это проводкой:

Дебет счета 68 (субсчет «Расчеты по НДС») Кредит счета 19.

Такой порядок учета НДС по строящимся своими силами объектам начал применяться с 2006г. По объектам, строительство которых началось ранее, порядок учета НДС регулируется ст. 3 Закона № 119-ФЗ.

По строительно-монтажным работам, выполненным собственными силами до 31.12.2004, НДС начисляется согласно п. 4 ст. 3 Закона № 119-ФЗ после принятия на учет объекта основных средств. Это событие произойдет в тот период времени, в котором перевод построенного объекта в состав основных средств будет отражен проводкой:

Дебет счета 01 Кредит счета 08.

 К вычету данная сумма,  по  п.5 ст.3 Закона №119 – ФЗ, должна  быть принята в месяце начала  начисления амортизации по данному  объекту  для целей налогового учета.

     Организация, строящая  объект собственными силами,  вынуждена прибегать и к помощи  подрядных организаций, специализирующихся  на выполнении монтажных, отделочных  и других работ.

 Принятие к учету таких  работ следует отражать проводками:

Дебет счета 08 Кредит счета 60 – приняты  от подрядчика выполненные строительно- монтажные работы;

Дебет  счета 19 Кредит счета 60 –  отражен НДС по принятым СМР.

НДС по работам, принятым от подрядчиков  до 01.01.2005, согласно п.1 ст.3 Закона № 119 – ФЗ в 2006 году принимается к вычету по мере постановки на учет построенного объекта.

НДС по работам, принятым от подрядчиков  в 2005 году, согласно п.2 ст. 3 Закона № 119-ФЗ принимается к вычету равными  долями в течение 2006 года.

С 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ). Налогоплательщики должны будут исчислять и уплачивать НДС исходя из сумм, "потраченных" на строительно-монтажные работы на последний день месяца каждого налогового периода (месяца или квартала).  По мере уплаты налога суммы НДС можно принять к вычету.

В п. 5 ст. 172 НК РФ установлено, что вычеты указанных сумм НДС  производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении СМР для собственного потребления в соответствии со ст. 173 НК РФ. Из этого Минфин РФ в письме от 03.07.2006 N 03-04-10/09 делает следующий вывод: вычет НДС может производиться только после отражения сумм налога в налоговой декларации и уплаты их в бюджет в составе общей суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет за данный налоговый период по налоговой декларации. Поэтому налоговый период, в котором исчисляется сумма налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления, и период, в котором эта сумма принимается к вычету, различны.

Однако по этому вопросу  возможна иная точка зрения. В случае если налогоплательщик уплатит сумму  НДС по строительно-монтажным работам до подачи декларации за налоговый период (допустим, налоговый период - февраль 2006 г., налоговая декларация сдается 20 марта, а налог уплачивается 18 марта), то условия п. 5 ст. 172 НК РФ будут соблюдены и налогоплательщик вправе будет заявить сумму НДС к вычету уже в налоговой декларации за февраль 2006 г. Судебной практики по этому вопросу пока не имеется. В случае применения налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС в приведенном порядке следует учитывать, что данная точка зрения отличается от позиции Минфина России и, вероятно, ее придется отстаивать в суде.

 

 

 

 

 

 

2.1.6.Приобретение основных средств  по договору лизинга

При организации бухгалтерского учета  операций по договору лизинга необходимо руководствоваться Гражданским  кодексом РФ, Федеральным

законом от 29.10.98 N2 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», Планом счетов и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, Положением по бухгалтерскому учетy «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.97 № 15.

Лизинг является одной из форм получения  имущества во временное возмездное пользование, то есть в аренду. Одновременно с этим лизингу присущи черты, характерные для договоров купли-продажи.

Лизингодатель - физическое или юридическое  лицо, которое за счет привлеченных и  собственных средств приобретает  в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга (ст. 4 Закона о лизинге).

Предметом лизинга могут быть любые  непотребляемые вещи: предприятия и  другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, другое движимое и недвижимое  имущество. Что не могут быть предметом лизинга земельные участки, иные природные объекты, нематериальные активы.

В соответствии со ст. 31 Закона о лизинге  предмет лизинга, переданный лизингополучателю  по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон.

Статьей 31 Закона о лизинге сторонам договора лизинга разрешено по взаимному  соглашению применять ускоренную амортизацию  предмета лизинга, используя равномерный (линейный) метод ее начисления. Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.

Начисление амортизационных отчислений на полное восстановление лизингового  имущества производится исходя из его  стоимости и норм, утвержденных в  установленном порядке, либо указанных  норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3. При этом применяемая в соответствии с законодательством сторонами договора лизинга увеличенная норма амортизации учитывается для целей налогообложения.

В целях налогового учета в соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.

В соответствии с п. 8 ст. 259 НК РФ организации, получившие основные средства, которые являются предметом договора лизинга, заключеннoгo  до введения в действие главы 25 НК РФ (до 1 января 2002 г.), вправе начислять амортизацию по этому имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент получения имущества,  а  также с применением специального коэффициента не выше 3.

Пунктом 7 ст. 258 НК РФ определено,  имущество, полученное  в финансовую аренду по договору финансовой аренды,  включается в соответствующую амортизационную группу той сторон,  у которой данное имущество должно учитываться на балансе в соответствии с условиями договора финансовой аренды. Согласно п. 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету. Каких-либо ограничений по начислению суммы амортизации, связанных с суммой оплаты приобретенных основных средств, в том числе по  договору лизинга, действующими нормативными документами не предусмотрено.

 Организация имеет право  начислять амортизацию с 1-го  числа месяца, следующего за месяцем  принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учетy, и применять ускоренную амортизацию независимо от даты оплаты приобретенного в лизинг имущества. Применяемый порядок амортизационных отчислений в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.

Предмет лизинга переходит в  собственность лизингополучателя  по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга.

      Общая сумма платежей  по договору лизинга за весь  срок действия договора лизинга,  в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя является лизинговыми платежами. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Обязательства лизингополучателя  по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования им предмета лизинга. Договором лизинга может быть предусмотрен и иной момент наступления обязательств лизингополучателя по уплате лизинговых платежей.

            Получение имущества

             На балансе лизингодателя:

Дебет счета 001 «Арендованные основные средства» - на забалансовом счете отражена стоимость основного средства, полученного по договору лизинга;

Ежемесячные лизинговые платежи:

 Дебет счета 20 Кредит счета  76 (субсчет «Расчеты по лизинговым  платежам») – начислена сумма лизинговых платежей за месяц;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 (субсчет  «Расчеты по лизинговым платежам») –  отражена сумма НДС по лизинговому  платежу;

Дебет счета 76 (субсчет «Расчеты по лизинговым платежам») Кредит счета 51 – перечислен лизинговый платеж за отчетный период;

 По окончании срока договора  лизинга (при выкупе лизингового  имущества) его стоимость на  дату переход права собственности  списывается с забалансового  счета 001 «Арендованные основные средства»:                          Кредит счета 001

Одновременно делается проводка Дебет  счета 01 (субсчет  «Собственные  основные средства») Кредит счета 02 (субсчет  «Износ собственных основных средств») – отражено приятие лизингового  имущества на баланс

               На балансе лизингополучателя:

               Отражение получения имущества

Дебет счета 08 (субсчет «Приобретение  отдельных объектов основных средств  по договору лизинга») Кредит счета 76 (субсчет  «Арендные обязательства») – получено лизинговое имущество;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 (субсчет «Расчеты по лизинговым платежам») – отражена сумма НДС по лизинговому платежу;

Дебет счета 01 (субсчет  «Собственные  основные средства») Кредит счета 08 (субсчет  «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга») – лизинговое имущество приято на учет в составе основных средств;

 Дебет счета 76 (субсчет «Арендные обязательства») Кредит счета 76 (субсчет «Расчеты по лизинговым платежам»)  - начислены причитающиеся лизинговые платежи за отчетный месяц;

Дебет счета 76 (субсчет «Расчеты по лизинговым платежам») Кредит счета 51 - перечислена задолженность по лизинговым платежам;

Дебет счета 68 Кредит счета 19  - отражен  зачет суммы НДС по лизинговому  имуществу, перечисленной в составе  лизингового платежа;

Информация о работе Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях