Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью данной работы является исследование организации ведения учёта расчётов и выявление достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчётности в части учёта безналичных форм расчетных операций, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с поставленной целями, определим задачи в дипломной работе:
исследование теоретических проблем организации и ведения бухгалтерского учёта безналичных форм расчетов;
изучение организационной структуры и структуры управления предприятия;
изучение организации бухгалтерского учёта и внутреннего контроля в организации;
экономическая оценка деятельности организации;
ВВЕДЕНИЕ
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов.
Учитывая объём и разнообразие операций, в рамках дипломной работы рассмотрим одни из наиболее распространённых видов расчётов: расчёты с поставщиками и подрядчиками, расчёты с покупателями и заказчиками, расчёты с разными дебиторами и кредиторами.
Актуальность проблемы бухгалтерского учёта расчётов с данными контрагентами не является преувеличением, так как учёт долговых обязательств одна из важнейших составных частей системы бухгалтерского учёта. Ошибки и несвоевременность отражения операций безналичным путем в бухгалтерском учете и отчётности могут не только исказить общую картину финансового состояния организации, но и стать причиной несвоевременного отражения выручки от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг; искажения причитающихся к уплате в бюджет сумм НДС и налога на прибыль; неверного исчисления ряда экономических показателей; пропуска срока исковой давности дебиторской и кредиторской задолженности и, как следствие, несвоевременного ее списания на финансовые результаты.
Рациональная организация внутреннего контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, повышает достоверность данных бухгалтерской отчётности. Своевременное проведение аудиторской проверки правильности ведения бухгалтерских записей по безналичным расчетам позволит избежать многих неприятностей. При этом задачей внешнего аудита является установление соответствия совершенных операций по расчетам с контрагентами действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Всё выше сказанное обусловило выбор темы дипломной работы: «Учёт и аудит безналичных форм расчетов на предприятии».
Целью данной работы является исследование организации ведения учёта расчётов и выявление достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчётности в части учёта безналичных форм расчетных операций, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с поставленной целями, определим задачи в дипломной работе:
Научная новизна дипломной работы состоит в разработке собственной методики аудиторской проверки операций по безналичному расчету с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и рабочих документов аудитора.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по устранению выявленных по результатам аудиторской проверки нарушений в бухгалтерском учёте операций, проведенных по безналичному расчету.
Объектом исследования дипломной работы является ООО «СпецЭнергоСервис», основным видом деятельности которого является продажа энергоресурсов. Исследуемый период – 2008 - 2009 годы.
Исходными данными для дипломной работы являлись: устав и учётная политика организации, годовой отчёт к ежегодному собранию компании, положения о департаментах бухгалтерского и налогового учёта и отделе внутреннего аудита, данные первичных документов, текущего учёта, годовой бухгалтерской отчётности, аудиторское заключение.
Методической основой работы являлись: законодательные и нормативные акты, учебники и учебные пособия, журнальные статьи и справочно-правовая система «Консультант плюс».
Основными методами исследования в дипломной работе являются: монографическое исследование, сравнение, табличный и графический способы анализа.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УЧЕТА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И
ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТ
1.1. Понятие, порядок, принципы безналичных расчетов
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов (25;с. 48).
Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия (31;с. 154).
До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. На ее долю в общем платежном обороте страны к началу 1990 г. приходилось около 44–45%, а в платежах за товары и услуги – 66–67%. Преобладающая роль акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов, разработанным и действовавшим в условиях административно-командной системы управления. В настоящее время в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования акцептная форма расчетов отменена и хозяйству предложено использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах диктат производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков(32;с.145).
Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четко законодательное разграничение сферы наличного и безналичного денежного оборота.
Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Однако в связи с ухудшением платежной дисциплины в хозяйстве в условиях спада производства, инфляционных процессов на основании Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. №1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» ЦБ РФ с 1 июля 1994 г. вновь была установлена календарная очередность платежей с расчетных счетов клиентов (за исключением выплат на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный фонд РФ, которые должны осуществляться в первоочередном порядке). Эта административная мера в основном продиктована заботами Правительства РФ о полноте и своевременности формирования доходной базы бюджета и обеспечения необходимых расходов в интересах поддержания приоритетных отраслей хозяйства (15; с. 124–139).
Третий принцип – принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.
Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых; договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. (14;с.154).
На практике могут встречаться как досрочные, так отсроченные и просроченные платежи.
Досрочный платеж – это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.
Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.
Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа (15 с. 124–139).
Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.
Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними соответствующих документов.
1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Расчеты, производимые организацией через банк, делятся на две группы: расчеты по товарным и нетоварным операциям. К товарной группе относят расчеты за проданные материалы, оказанные услуги и выполненные работы, а к нетоварной группе – операции по финансовым обязательствам, по расчетам с научно- исследовательскими и учебными заведениями, с жилищно-коммунальными организациями и пр. Наибольший удельный вес в общей массе расчетов составляют расчеты по товарным операциям.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основные задачи этого учета:
– формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
– обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
– контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
– контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
– своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
Предназначение счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
– полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
– товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;
– товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
– излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке.
Подрядные строительные и монтажные,
научно-исследовательские и
По ведению безналичных
расчетов с поставщиками и подрядчиками
в бухгалтерском учете
– Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками, в том числе обеспеченная выданными векселями.
– Учтены суммы авансов, выданных под выполнение работ и поставки материальных ценностей.
– Зачислены на расчетный счет денежные суммы, поступившие от поставщиков после установления фактов переплаты им.
Информация о работе Учёт и аудит безналичных форм расчетов на предприятии