Возникновение аудита и его экономическая обусловленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:31, лекция

Описание работы

Зарождение и развитие товарно-денежных отношений обусловило необходимость проведения финансового контроля за деятельностью экономических субъектов. Впервые система финансового контроля была создана в Китае в 700 г. до н.э. Исторические факты указывают, что в это время существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.

Файлы: 1 файл

основы аудита лекции.docx

— 175.90 Кб (Скачать файл)

Таблица 7

Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска

 

Аудиторская организация оценивает  риск средств контроля как:

Высокий

Средний

Низкий

При этом уровень риска необнаружения, который можно допустить, будет:

Аудиторская организация оценивает  внутрихозяйственный риск, как:

Высокий

Наинизший

Ниже

Средний

Средний

Ниже

Средний

Выше

Низкий

Средний

Выше

Наивысший


Примечание. Заштрихованные области  относятся к риску необнаружения

8.1. Документирование аудита

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.  Требования к составлению документации  в процессе проведения аудиторской проверки установлены ФПСАД № 2 «Документирование аудита».

Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для  аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением  аудита. Рабочие документы могут  быть представлены в виде данных, зафиксированных  на бумаге, фотопленке, в электронном  виде или в другой форме.

Сведения, содержащиеся в рабочей  документации, являются конфиденциальными  и не подлежат разглашению аудиторской  организацией.

Рабочие документы используются аудитором  на всех этапах проверки:

- при планировании и проведении  аудита

- при осуществлении текущего  контроля и проверки выполненной  аудитором работы

- для фиксирования аудиторских  доказательств, получаемых в целях  подтверждения мнения аудитора

В целях повышения эффективности  подготовки и проверки рабочих документов в аудиторской организации разрабатываются  типовые формы документации (например, стандартная структура аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения  и т.п.). Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным  и одновременно позволяет надежно  контролировать результаты выполняемой  ими работы.

К рабочим документам относятся:

Планы и программы проведения аудита

Описание использованных аудиторской  организацией процедур и их результатов

Объяснения, пояснения и заявления  работников экономического субъекта

Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта

Описания системы внутреннего  контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта

Аналитические документы аудиторской  организации и др.

Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.

В рабочих документах отражается информация о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских  доказательств. В них также должно содержаться обоснование аудитором  всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора. В тех  случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, вели возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Документы, создание которых предусмотрено  актами, регулирующими аудиторскую  деятельность в Российской Федерации, включаются в состав рабочих документов аудиторской организации в обязательном порядке.

Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут  быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта.

Рабочие документы являются собственностью аудитора.

Аудиторская организация не обязана предоставлять свою рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит.

Аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять свою рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные органы, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Документы, входящие в состав рабочей  документации должны, как правило, иметь  следующие обязательные реквизиты:

-наименование экономического субъекта, где проводится аудит;

-период, за который проводится аудит;

-дата выполнения аудиторской  процедуры или составления документа; 

-содержание документа; 

-личная подпись лица, создавшего  документ и ее расшифровка; 

-дата проверки документа; 

-личная роспись лица, проверившего  документ и ее расшифровка. 

Документ должен содержать ссылку на источник получения информации, иметь идентификационный номер.

Если документ был использован  при составлении отчетного документа, об этом должна быть пометка (когда, где, кем).

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение  достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и  профессиональных требований, но не менее 5 лет.

По окончании аудита рабочая  документация подлежит сдаче для  обязательного хранения в архиве аудиторской организации. Рабочая  документация должна храниться скомплектованной в папках (файлы), заведенных для  каждого аудита, проводимого аудиторской  организацией, отдельно.

Система расположения документов в  папках устанавливается аудиторской  организацией. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде. Сохранность рабочей документации, оформление и передачу ее в архив  организует руководитель аудиторской  организации или лицо, им уполномоченное.

Выдача рабочей документации, фиксирующей  проводимый и проведенный аудит, работникам аудиторской организации, не занятым аудитом данного экономического субъекта, как правило, не должна допускаться.

8.2. Аудиторские процедуры

Понятие и характеристика аудиторских  процедур приведены в ФСАД № 7/2011 «Аудиторские доказательства».

Аудиторские доказательства аудитор должен получить путем выполнения процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур, которые состоят из:

- тестов средств контроля, выполняемых  в соответствии с требованиями  федеральных стандартов аудиторской  деятельности или на основании  профессионального суждения аудитора;

- процедур проверки по существу, включающих детальные тесты и аналитические процедуры проверки по существу.

Аудитор выполняет следующие процедуры проверки по существу для получения аудиторских доказательств:

Инспектирование

-  Наблюдение

-  Запрос

-  Подтверждение

-  Пересчет

-  Аналитические процедуры

-  Повторное проведение

Инспектирование представляет собой  проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования  записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

Документальные аудиторские доказательства, характеризующиеся различными степенями надежности, включают в себя:

-    документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них (внешняя информация);

-    документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица (внешняя и внутренняя информация);

-    документальные аудиторские доказательства, созданные аудируемым лицом и находящиеся у него (внутренняя информация).

Проверка документов, касающихся имущества  аудируемого лица, предоставляет достоверные аудиторские доказательства относительно его существования, но необязательно относительно права собственности на него или его стоимостной оценки.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов).

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

8.3. Аналитические процедуры

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

ФПСАД №20 «Аналитические процедуры» определяются цели проведения аналитических процедур, виды и методы выполнения аналитических процедур, а также действия аудиторов после выполнения этих процедур.

Аналитические процедуры - это один из видов аудиторских процедур по существу, они состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучении связи этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причины возможных отклонений от нее.

Основной целью применения аналитических  процедур является выявление наличия  или отсутствия необычных или  неверно отраженных фактов и результатов  хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска и  требующих особого внимания аудитора.

Аналитические процедуры включают в себя:

а) рассмотрение финансовой и другой информации об аудируемом лице в сравнении:

с сопоставимой информацией за предыдущие периоды;

с ожидаемыми результатами деятельности аудируемого лица, например, сметами или прогнозами, а также предположениями аудитора;

с информацией об организациях, ведущих  аналогичную деятельность (например, сравнение отношения выручки  от продаж аудируемого лица к сумме дебиторской задолженности со средними отраслевыми показателями или с показателями других организаций сопоставимого размера в той же отрасли экономики);

б) рассмотрение взаимосвязей:

между элементами информации, которые  предположительно должны соответствовать  прогнозируемому образцу, исходя из опыта аудируемого лица;

между финансовой информацией и  другой информацией (например, между  расходами на оплату труда и численностью работников).

Аналитические процедуры могут быть осуществлены разными способами (простое сравнение, комплексный анализ с применением сложных статистических методов и др.). Аналитические процедуры могут выполняться на протяжении всего процесса аудита. Применение аналитических процедур позволяет повысить качество аудита и сократить затраты времени на его проведение.

На этапе планирования аудита выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемого экономического субъекта, выявлению  областей потенциальных рисков и  более точному определению степени  аудиторского риска. При формировании общего плана и программы аудита применение аналитических процедур способствует сокращению количества и  объема других аудиторских процедур.

На этапе непосредственного  проведения аудиторской проверки аудитор может выполнять аналитические процедуры в сочетании с другими аудиторскими процедурами при исследовании необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Информация о работе Возникновение аудита и его экономическая обусловленность