Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:31, лекция
Зарождение и развитие товарно-денежных отношений обусловило необходимость проведения финансового контроля за деятельностью экономических субъектов. Впервые система финансового контроля была создана в Китае в 700 г. до н.э. Исторические факты указывают, что в это время существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.
Принципы и конкретные процедуры контроля качества доводятся руководством до сведения всех работников аудиторской организации.
Принципы и конкретные процедуры
осуществления внутреннего
1) в рамках всей деятельности аудиторской организации;
2) в ходе проведения каждой аудиторской проверки.
Аудит начинается с планирования, определения рисков и уровня существенности.
На этапе планирования для проверки аудируемого лица подбирается группа аудиторов или один аудитор. Количество специалистов зависит от объема хозяйственных операций проверяемой организации. Затем назначается руководитель аудиторской проверки. Важный критерий — профессиональная компетентность в той отрасли и деятельности, которой занимается аудируемое лицо. Далее определяется состав группы. Кроме аудиторов туда включают и ассистентов аудитора, которые решают определенные технические задачи.
Затем начинается непосредственно сама проверка. Все основные вопросы решаются руководителем проверки на месте. Однако, могут возникнуть случаи, когда он не может этого сделать по ряду обстоятельств. Например, разногласия по вопросам проверки со специалистами аудируемого лица, различие в выводах аудиторов и т.д. В этом случае он обязан обратиться к своему руководителю или консультанту своей фирмы, который обязан урегулировать все противоречия. В процессе работы руководитель проверки проверяет деятельность всей группы, ее рабочие документы, составляет отчет о результатах аудита и сдает результаты работы специалисту по контролю качества (отдел контроля качества). Там проверяется соблюдение аудиторских стандартов и осуществляется первичный контроль качества на предмет соответствия представленного материала требованиям контроля. Далее осуществляется качественный контроль результатов проверки.
Принципы внутреннего контроля
качества аудита, характер, временные
рамки, цели и конкретные процедуры,
применяемые аудиторской
1) объем и характер деятельности аудируемого лица;
2) территориальное расположение;
3) организационная структура
4) соотношение затрат и выгод.
Дополнительные требования к контролю качества услуг в аудиторских организациях изложены в одноименном ФПСАД № 34.
Система контроля качества услуг включает в себя процедуры, необходимые для внедрения и соблюдения этих принципов, обеспечивающих достижение целей разумной уверенности и контроля за их соблюдением.
Система контроля качества услуг аудиторской
организации устанавливает
1) обязанности руководства
2) этические требования;
3) принятие на обслуживание
4) кадровая работа;
5) выполнение задания;
6) мониторинг.
Принципы и процедуры контроля качества услуг должны быть документально оформлены и доведены до сведения работников аудиторской организации.
Для развития обратной связи руководству
аудиторской организации
Таким образом, контроль качества аудита может осуществляться на всех этапах аудиторской деятельности внешними и внутренними органами.
Таблица 5
Контроль качества аудита
Вид контроля |
Внешний контроль |
Внутренний контроль |
Предварительный |
Выполняется на стадии аттестации аудиторов при сдаче квалификационных экзаменов и прохождения процедур приема в члены саморегулируемых организаций |
Осуществляется руководителем фирмы на стадии разработки плана и программы аудита, при утверждении бригады аудиторов и назначении старших аудиторов. |
Текущий |
Предполагает контроль отдельных аудиторских проверок и общий контроль качества аудита (соблюдение принципов, выполнение требований законодательства и др.) |
Осуществляется по тем же направлениям, что и внешний аудит и предполагает: соблюдение принципов аудита, обоснованное распределение работы между членами группы аудиторов, контроля качества, надзор за работой аудиторов по соблюдению ими стандартов качества. |
Последующий |
Контроль за качеством аудиторских проверок и оказанием сопутствующих услуг, осуществляет уполномоченный федеральный орган или СРОА. |
Состоит в проверке результатов работы, выполненной всей бригадой в целом и каждым ее исполнителем. |
Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляется путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм.
Подготовительный этап аудиторской проверки включает комплекс мероприятий, которые имеют отношение, как к аудиторским организациям, так и к аудируемым лицам. Экономические субъекты имеют право выбора аудиторской организации для проведения обязательной аудиторской проверки и аудиторской организации или аудитора-предпринимателя для проведения инициативных аудиторских проверок или оказания других услуг, сопутствующих аудиту.
Однако выбор сужается для субъектов,
ценные бумаги которых допущены к
обращению на организованных торгах,
для иных кредитных и страховых
организаций, негосударственных пенсионных
фондов, для организаций, в уставных
(складочных) капиталах которых доля
государственной собственности
составляет не менее 25 %, для государственных
корпораций и государственных компаний,
а также консолидированной
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Во всех случаях при выборе аудиторской
организации или аудитора-
- численность персонала и его опыт;
- оборот фирмы;
- наиболее крупные клиенты
- уровень цен на услуги;
- возможные предоставляемые
- ответственность за качество аудита;
- наличие филиалов в регионах;
- стаж работы на рынке;
- членство в саморегулируемой организации аудиторов;
- ассортимент предоставляемых услуг.
Численность персонала и оборот аудиторской фирмы можно узнать из регулярно публикуемых в прессе рейтингов аудиторских фирм.
Поскольку в условиях рынка цена на услуги различна в разных фирмах, экономические субъекты имеют возможность выбора аудиторских фирм и по этому параметру.
Некоторые аудиторские фирмы
Важным критерием для выбора аудиторской фирмы является та степень ответственности за качество своей работы, которую аудиторская фирма готова взять на себя по договору на проведение аудита. Тем более, что размер ответственности, которую согласна взять на себя аудиторская фирма по договору на аудит, имеет очень широкий диапазон.
Время работы на рынке аудиторских услуг также является хорошим критерием, т.к. свидетельствует об имеющемся опыте.
Наличие филиалов в регионах является лишь вспомогательным критерием в тех случаях, когда это важно для экономического субъекта.
Конечно, экономическому субъекту следует убедиться в том, что аудиторская фирма имеет лицензию на соответствующий вид услуг и эта лицензия не является просроченной.
Чем шире ассортимент услуг, которые
предоставляет аудиторская
Аудиторская организация имеет право выбора клиента. Ей следует определить, будет ли она заключать договор с клиентом по результатам подготовительного этапа аудиторской проверки.
При выборе клиента аудиторской организации важно установить:
1. Виды деятельности организации-
2. Размер организации-клиента (
3. Причину, побудившую клиента
пригласить аудиторскую
4. Готовность руководства
5. Готовность руководства
В соответствии с ФПСАД № 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица, систему его внутреннего контроля с целью выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такое понимание дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности и ответных действиях в связи с этими рисками в процессе аудита, таких, как:
а) установление уровня существенности и оценка того, остается ли суждение о существенности неизменным в процессе проведения аудита;
б) рассмотрение уместности выбора и порядка применения учетной политики и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
в) выявление областей аудируемого лица, требующих особого внимания аудитора, в частности операции со связанными сторонами, уместность допущений руководства о непрерывности деятельности организации или изучение целей хозяйственных операций;
г) определение ожидаемых
д) планирование и выполнение дальнейших аудиторских процедур в целях сокращения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;
е) оценка достаточности и надлежащего
характера полученных аудиторских
доказательств, таких, как уместность
допущений, а также устных и письменных
заявлений и разъяснений
Аудитор должен установить достаточно ли достигнутое понимание деятельности для оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.
В целях ознакомления с деятельностью аудируемого лица и со средой, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, аудитор должен выполнять следующие процедуры оценки рисков:
запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица;
аналитические процедуры;
наблюдение и инспектирование, а также другие процедуры, позволяющие получить информацию, которая может оказаться полезной при выявлении рисков существенного искажения.
Понимание аудитором деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, заключается в понимании следующих проблем:
отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
Информация о работе Возникновение аудита и его экономическая обусловленность