Возникновение аудита и его экономическая обусловленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:31, лекция

Описание работы

Зарождение и развитие товарно-денежных отношений обусловило необходимость проведения финансового контроля за деятельностью экономических субъектов. Впервые система финансового контроля была создана в Китае в 700 г. до н.э. Исторические факты указывают, что в это время существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.

Файлы: 1 файл

основы аудита лекции.docx

— 175.90 Кб (Скачать файл)

В странах, где решено не разрабатывать  собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка), они могут  быть приняты полностью в качестве Национальных стандартов.

В наиболее развитых странах, имеющих  свои национальные стандарты аудита, международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями, как, например, в Канаде, Великобритании, Ирландии и США.

Помимо общих аудиторских стандартов существуют специальные стандарты  и нормы, регулирующие этапы и  сферы аудиторской деятельности, это стандарты и нормы прогнозов  и планов, стандарты этики и  т.д.

Международный комитет по аудиторской  практике (IAPC) от имени Совета Международной  федерации бухгалтеров (IFAC) издал  стандарты проведения аудита, состоящие  из Международных стандартов проведения аудита (IAG), в состав которых входят и Стандарты по оказанию сопутствующих  услуг (IAG/RS).

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько  разделов: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторское  доказательство, использование работы других аудиторов, выводы и отчеты в  аудите, специализированные области, сопутствующие  услуги, положения по международной  практике аудита.

Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

аудит может проводиться только лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора

аудитор должен быть независим от клиента

аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики

аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

4.4. Внутрифирменные стандарты аудита

Каждая аудиторская организация  должна сформировать пакет своих  внутренних (внутрифирменных) стандартов, отражающих собственный подход к  проведению проверки и составлению  заключения.

При этом под внутрифирменными стандартами  понимаются документы, детализирующие и конкретизирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, установленные общероссийскими  стандартами. Наличие системы внутрифирменных  стандартов является необходимым показателем  профессионализма деятельности аудиторской  организации. Внутрифирменные стандарты  должны содержать конкретные практические рекомендации, позволяющие аудиторам  четко определить порядок своих  действий при планировании, проведении аудита, оформлении его результатов, взаимоотношениях с клиентом.

Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться на основе действующих  в РФ законодательных и нормативных  актов, требований общероссийских стандартов. При отсутствии правовых норм или  требований общероссийских стандартов в какой-либо специфической области  аудиторские фирмы могут руководствоваться  стандартами международными.

Аудиторская фирма самостоятельно устанавливает перечень, объем, содержание, сроки, порядок разработки и использования  на практике своих внутренних стандартов. В случае прямых указаний в общероссийских стандартах на необходимость разработки на их основе внутрифирменных их следует  разработать в первоочередном порядке.

Таким образом, в каждой аудиторской  фирме должны быть внутрифирменные  стандарты. Общий же их пакет может  включать внутрифирменные стандарты  по следующим объектам:

-         общие положения по аудиту (внутренняя структура и организация деятельности аудиторской фирмы, ответственность аудиторов, внутрифирменный контроль качества, этика поведения и взаимоотношений аудиторов);

-         порядок проведения аудита (планирование, оценка существенности и риска, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств, документирование);

-         порядок формирования выводов и заключений (письменная информация (отчет) аудитора, составление аудиторского заключения, составление отчетов и заключений по специальному аудиту);

-         специализированные стандарты (специфика аудита определенных экономических субъектов);

-         сопутствующие услуги (порядок оказания сопутствующих услуг, заключение договора на оказание сопутствующих услуг, отчетность об оказании сопутствующих услуг);

-         образование и подготовка кадров (профессиональный уровень работников аудиторской фирмы, порядок подготовки и повышения квалификации кадров).

Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской  организации или иным уполномоченным органом, предусмотренным уставом.

5.1. Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРОА

Качество аудиторской деятельности должно обеспечиваться на всех уровнях  ее осуществления, что предполагает проведение процедур контроля со стороны  государственных органов, а также  на уровне саморегулируемых организаций аудиторов и отдельных аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов). В соответствии со ст. 22 «Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов» закона «Об аудите» осуществляет Минфин РФ. Предметом государственного контроля является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Государственный контроль проводится в формах плановых и внеплановых  проверок. Плановая проверка СРОА осуществляется не чаще одного раза в два года в  соответствии с планом проверок, утверждаемым Минфином РФ.

Внеплановая проверка проводится в  случае поступления жалоб на действия (бездействие) СРОА, нарушающих требования законодательства, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная  жалоба может быть подана в уполномоченный федеральный орган аудиторской  организацией, аудитором, а также  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ЦБ РФ, другими СРОА, общественными  объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами.

Все технические и методические элементы проверки СРОА устанавливаются  уполномоченным федеральным органом.

Руководитель проверяемой СРОА вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю уполномоченного федерального органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем совершения действия (бездействия).

В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства РФ, которые регулируют аудиторскую деятельность, уполномоченный федеральный орган по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее  саморегулируемую организацию аудиторов устранить выявленные по результатам такой проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести предупреждение в письменной  форме о недопустимости нарушения  требований законодательства Российской  Федерации и иных нормативных  правовых актов, которые регулируют  аудиторскую деятельность;

3) вынести решение об исключении  сведений о некоммерческой организации  из государственного реестра  саморегулируемых организаций аудиторов по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 5 части 5 статьи 21 настоящего Федерального закона;

4) обратиться в арбитражный суд  с заявлением об исключении  сведений о некоммерческой организации  из государственного реестра  саморегулируемых организаций аудиторов.

Уполномоченный федеральный орган  сообщает СРОА о решении по результатам  проверки в письменной форме в  течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия этого  решения, и информирует совет по аудиторской деятельности на его ближайшем заседании. В трехдневный срок после устранения нарушения либо истечения срока для их устранений СРОА должна проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган, а также совет по аудиторской деятельности.

5.2. Внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций

В соответствии со ст.10 «Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов» Закона «Об аудите» качество аудиторской  деятельности должен обеспечивать внешний  и внутренний контроль ее осуществления.

Внешний контроль качества проводится в отношении соблюдения аудиторской  организацией, аудитором требований закона «Об аудите», стандартов аудиторской  деятельности, правил независимости  аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики  аудиторов.

Внешний контроль качества работы аудиторских  организаций, индивидуальных аудиторов  осуществляют СРОА в отношении своих  членов.

Для аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, внешний контроль качества работы осуществляют СРОА в отношении своих членов и  уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

СРОА в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации  устанавливает правила организации  и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок проведения внешней проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору устанавливается этим органом.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального  аудитора, за исключением аудиторских  организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляются:

1) СРОА, членом которой является  такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом  по контролю и надзору не  чаще одного раза в два года  начиная с календарного года, следующего за годом внесения  сведений об аудиторской организации  в реестр аудиторов и аудиторских  организаций.

Основанием для осуществления  внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального  аудитора может являться поданная в  СРОА или Минфин РФ жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования закона, стандартов аудиторской  деятельности, правил независимости  аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.

Уполномоченный федеральный орган  по контролю и надзору обязан проинформировать СРОА, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.

Уклонение аудиторов от проведения внешней проверки качества работы или непредоставление проверяющим всей необходимой информации для проверки может служить основанием исключения из членов СРОА.

5.3. Внутрифирменный контроль  качества выполнения заданий  по аудиту

Аудиторская организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы.

Внутренний контроль качества в  аудиторских организациях выполняется  в соответствии с ФПСАД №7 «Контроль  качества заданий по аудиту». Данный стандарт предусматривает единые требования в отношении контроля качества аудита со стороны руководителя аудиторской  проверки и аудиторской организации.

Внутренний контроль обеспечивается правильным распределением работы между  членами аудиторской бригады (аттестованными аудиторами, ассистентами аудитора, экспертами), контролем за аудиторами со стороны  органов управления аудиторской  фирмы.

Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за качество выполнения каждого задания по аудиту, которым он руководит, в частности, путем просмотра и исправления  рабочих документов аудиторской  группы, заслушиванием их отчетов  на заседании дирекции или совета компании и т.п. Он должен контролировать следующие направления работы:

- соблюдение этических требований  участниками аудиторской группы;

- выполнение необходимых процедур, обосновывающих решение о принятии  на обслуживание нового клиента  или продолжении сотрудничества  с имеющимися клиентами; 

- формирование участников аудиторской  группы, учитывая их навыки, профессиональную  компетентность, полномочия и время  для выполнения задания по  аудиту;

- распределение работ, надзор  и выполнение задания по аудиту  и др.

Контроль необходим на всех этапах аудиторской проверки и должен учитывать  аспекты: уровень квалификации сотрудников, принимаемых на работу; обязательность контроля за отношениями сотрудников  с клиентами, которые могут нарушать их независимость; исключение сотрудничества с недобросовестными аудиторами; владение достаточно полной нормативно-справочной базой по различным вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права и т.д.

Информация о работе Возникновение аудита и его экономическая обусловленность