Возникновение аудита и его экономическая обусловленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:31, лекция

Описание работы

Зарождение и развитие товарно-денежных отношений обусловило необходимость проведения финансового контроля за деятельностью экономических субъектов. Впервые система финансового контроля была создана в Китае в 700 г. до н.э. Исторические факты указывают, что в это время существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.

Файлы: 1 файл

основы аудита лекции.docx

— 175.90 Кб (Скачать файл)

Внутренний аудит может решать следующие задачи:

- Проверка  правильности составления и условий  выполнения хозяйственных оговоров;

- Проверка  наличия, состояния и правильности  оценки имущества, эффективности  использования материальных ресурсов, соблюдения действующего порядка  установления и применения цен  и тарифов, а также расчетно-платежной  дисциплины, своевременности внесения  в бюджет налогов и платежей  во внебюджетный фонды;

- Экспертиза  бухгалтерских балансов и отчетов,  правильности организации, методологии  и техники ведения бухгалтерского  учета;

- Экспертиза  достоверности учета затрат на  производство, полноты отражения  выручки от реализации продукции,  точности формирования финансовых  результатов, объективности использования  прибыли и фондов;

- Разработка  и предложение обоснованных предложений  по улучшению организации системы  контроля, бухгалтерского учета  и расчетной дисциплины, повышению  эффективности программ развития, изменению структуры производства  и видов деятельности;

- Консультирование  учредителей, руководителей подразделений,  специалистов и работников аппарата  управления, права, анализу хозяйственной  деятельности и др.

Основная  цель обязательного аудита – это  проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов обязательного аудита.

Основной  целью инициативного аудита является выявление недостатков в ведении  бухгалтерского учета, составлении  финансовой отчетности, в налогообложении  и проведение анализа финансового  состояния проверяемого субъекта, а  также помощь в организации учета  и отчетности.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в  процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием  аудиторских услуг:

проверка  ведения бухгалтерского учета и  составления отчетности, законности хозяйственных операций;

помощь  в организации бухгалтерского учета;

помощь  в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

помощь  в налоговом планировании и расчете  налогов;

консультирование  по отдельным вопросам ведения учета  и составления отчетности;

экспертные  оценки и анализ результатов хозяйственной  деятельности;

консультирование  по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое  и экологическое консультирование и др.;

разработка  учредительных документов и др.;

предоставление  информации о будущих партнерах;

информационное  обслуживание клиентов;

другие  услуги.

1.4. Принципы аудита

Помимо определения целей и  задач важно установить принципы аудита, которые позволяют дать объективные, реальные и точные сведения об объекте  аудита, выявить недостатки в ведении  бухгалтерского учета, составлении  отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации  учета и отчетности. Основные принципы аудита сформулированы в ПСАД №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Основные принципы аудита можно  условно разделить на две группы:

1.        Принципы, регулирующие аудит – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора и клиента.

2.        Принципы проведения аудита – правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными саморегулируемыми организациями, членом которых он является, а также следующими этическими принципами:

-         независимость;

-         честность;

-         объективность;

-         профессиональная компетентность и добросовестность;

-         конфиденциальность;

-         профессиональное поведение.

Независимость аудитора обусловливается  тем, что он не является сотрудником  государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам, соблюдает стандарты аудита и не имеет в проверяемых субъектах никаких имущественных или личных интересов. Независимость аудитора установлена в ст.8 Закона «Об аудите».

Объективность обеспечивается высокой  профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием  новейшей методической литературы.

Честность – принцип аудита, заключающийся  в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также  следовании общим нормам морали.

Объективность – принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых  профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность – принцип аудита, заключающийся  в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки  профессиональной компетентности и  пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление  аудиторской деятельности.

Добросовестность – принцип  аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и  надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает  усердное и ответственное отношение  аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность – важнейшее  требование при осуществлении аудиторской  деятельности. Аудитор не должен предоставлять каких-либо сведений никакому органу о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение тайн своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и материальную ответственность. Конфиденциальность аудитора реализуется посредством выполнения требований ст. 9  «Аудиторская тайна» закона «об аудите».

Профессиональное поведение –  принцип аудита, заключающийся в  соблюдении приоритета общественных интересов  и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Наряду с вышеуказанными этическими принципами, аудиторы (аудиторские  организации) должны также соблюдать  и правила этики, предусмотренные  документами, принятыми саморегулируемыми организациями, членами которых они являются.

Основными принципами проведения аудита являются следующие:

Определение объема аудита. Согласно ПСАД №1 объем аудита предполагает определение количества аудиторских  процедур, необходимых для достижения цели аудита при определенных обстоятельствах.

Планирование аудита. В соответствии с ПСАД № 3 аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязаны планировать свою работу, разрабатывая общую стратегию и детальный подход к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Оценка систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля. На основе такой оценки определяют вероятность  возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности, а так же содержание, масштаб и  количество аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства. Согласно ФСАД № 7/2011 аудитору необходимо собрать доказательства того, что финансовая отчетность составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства и является достоверной.

Аудиторская документация. ПСАД № 2 определяет обязательный порядок документирования всех получаемых в ходе проверки аудиторских  доказательств. Под термином «аудиторская документация» понимаются рабочие  документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, либо получаемые и хранимые в связи  с проведением аудита.

Аудиторское заключение. В соответствии с ФСАД № 1/2010 аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой отчетности. Оно содержит выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности этой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

1.5. Аудит и другие формы финансового контроля

Аудит и другие формы финансового контроля тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, имеют специфические характеристики. Отличительные черты аудита от других видов контроля представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отличие аудита от других видов экономического контроля

Признаки

Аудит

Ревизия

Налоговая проверка

Судебно-бухгалтерская экспертиза

1

2

3

4

5

Право

Гражданское право на основе договоров

Административное право на основе законов и инструкций

Налоговое, уголовное право  на основе законов

и инструкций

Уголовное право на основе законов и инструкций

Цели

Проверка финансовой отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности

Выявление и оценка недостатков, нарушений, злоупотреблений, с целью их устранения и наказания виновных

Определение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей.

Осуществление независимых экспертиз бухгалтерской отчетности, налоговых декларации, первичных документов с целью обоснования исковых требований, поданных в следственные или судебные органы

Задачи

Устанавливаются заказчиком  при заключении договора

Определяются органом назначившим ревизию

Налоговая проверка организаций проводится на основании решения руководителя налогового органа

Судебно-бухгалтерская экспертиза организации проводится на основании постановления следователя или суда для сбора доказательств нарушений законодательства

1

2

3

4

5

Объект

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность

Устанавливается органом, назначающим проверку

Расчеты с бюджетом

Исследование конкретных фактов, определенных правоохранительными органами

Доста-точ-ность

Принцип разумной уверенности

Принцип максимально возможной  точности в выявление виновных лиц и размера ущерба

Принцип максимально возможной законности и выявление налоговых правонарушений

Принцип максимально возможной точности и законности и выявление нарушений законодательства

Методы

Идентичны, но используются в различных пропорциях, исходя из конкретно поставленных целей и задач

Имеются ограничения в  части используемых методов проверки (нельзя проводить

инвентаризации, получать информацию от 3-их лиц, привлекать экспертов и др.)

Управление

Связи горизонтальные добровольные

 Связи вертикальные

Оплата труда

Заказчик услуг или орган, нуждающийся в подтверждении достоверности отчетности

Государственный орган

Оплата производится за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг

Результат

Аудиторское заключение

Акт ревизии

Акт налоговой проверки

Заключение эксперта-бухгалтера


В настоящее время значение аудита, как одной из форм финансового  контроля, постоянно возрастает. Это  вызвано заинтересованностью проверяемых  субъектов в подтверждении достоверности  отчетности и получении профессиональных консультационных услуг.

1.6. Виды аудита

 

 В международной  и российской практике аудита в настоящее  время выделяют несколько типов  проведения аудита: операционный аудит, аудит на соответствие, аудит финансовой отчетности.

Операционный аудит – это проверка функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности для управления.

Аудит на соответствие – это проверка соблюдения в  хозяйственной системе организации норм законодательных актов и инструктивных материалов, а так же процедур или правил, которые предписаны персоналу администрацией.

Аудит финансовой отчетности проводится для определения согласованности информации, зафиксированной в учете и отчетности определенным критериям.

Аудит в соответствии с характером и целями проведения аудиторских проверок подразделяется на две формы: обязательный  и инициативный.

Обязательный аудит проводится экономическими субъектами в случаях, предусмотренных нормативными актами (ст.5 закона «Об аудите»), инициативный – по решению экономического субъекта.

Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя, которая осуществляется в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

2) если ценные бумаги организации  допущены к обращению на организованных  торгах;

3) если организация является  кредитной организацией, бюро кредитных  историй, организацией, являющейся  профессиональным участником рынка  ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом  взаимного страхования, организатором  торговли, негосударственным пенсионным  или иным фондом, акционерным  инвестиционным фондом, управляющей  компанией акционерного инвестиционного  фонда, паевого инвестиционного  фонда или негосударственного  пенсионного фонда (за исключением  государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи  продукции (продажи товаров, выполнения  работ, оказания услуг) организации  (за исключением органов государственной  власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных  учреждений, государственных и муниципальных  унитарных предприятий, сельскохозяйственных  кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному  год превышает 400 миллионов рублей  или сумма активов бухгалтерского  баланса по состоянию на конец  предшествовавшего отчетному года  превышает 60 миллионов рублей;

Информация о работе Возникновение аудита и его экономическая обусловленность