Возникновение аудита и его экономическая обусловленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:31, лекция

Описание работы

Зарождение и развитие товарно-денежных отношений обусловило необходимость проведения финансового контроля за деятельностью экономических субъектов. Впервые система финансового контроля была создана в Китае в 700 г. до н.э. Исторические факты указывают, что в это время существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.

Файлы: 1 файл

основы аудита лекции.docx

— 175.90 Кб (Скачать файл)

6) рассматривает обращения и  ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

7) осуществляет в соответствии  с настоящим Федеральным законом  и положением о совете по  аудиторской деятельности иные  функции, необходимые для поддержания  высокого профессионального уровня  аудиторской деятельности в общественных  интересах.

В состав совета по аудиторской деятельности входят:

1) 10 представителей пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представители пользователей бухгалтерской  (финансовой) отчетности подлежат  ротации один раз в три года  не менее чем на 25 процентов  их общего числа;

2) два представителя Минфина  РФ;

3) по одному представителю от  федерального органа исполнительной  власти, осуществляющего функции  по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере развития  предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной  власти, осуществляющего функции  по принятию нормативных правовых  актов, контролю и надзору в  сфере финансовых рынков, и от  ЦБ РФ;

4) два представителя от СРОА, кандидатуры которых выдвигаются  совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Представители саморегулируемых организаций аудиторов подлежат ротации один раз в год.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем Минфина  РФ, ими не могут быть члены рабочего органа совета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа. Председатель совета по аудиторской  деятельности избирается на первом заседании  совета из представителей пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета, а секретарем совета по аудиторской деятельности является представитель уполномоченного  федерального органа из числа членов совета.

Заседания совета по аудиторской деятельности созываются председателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание совета по аудиторской деятельности считается  правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.

В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается  его рабочий орган, в состав которого входят руководители постоянно действующих  коллегиальных органов управления и другие представители всех СРОА, руководитель единой аттестационной комиссии, представители Минфина РФ, а также  представители научной и педагогической общественности. Число представителей СРОА в рабочем органе совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70 % общего числа членов.

Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности подлежит ротации один раз в три года не менее чем на 30 процентов общего числа членов рабочего органа совета, за исключением руководителей постоянно  действующих коллегиальных органов  управления саморегулируемых организаций аудиторов, представителей уполномоченного федерального органа, руководителя единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Перечисленные федеральные органы представляют собой государственный (официальный) уровень регулирования  аудиторской деятельности. Однако, как в мировой практике, так  и в Российской Федерации, наряду с государственным уровнем функционирует  негосударственный уровень регулирования  аудиторской деятельности. Это Саморегулируемые организации аудиторов.

2.3. Саморегулируемые организации аудиторов в России

Для российского менталитета негосударственное  регулирование аудиторской деятельности является новацией. Между тем, во многих странах с развитой экономикой такая  форма регулирования успешно  действует и приносит хорошие  результаты, облегчая заботы государства.

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

На сегодняшний день в России действуют 6 таких организаций: Аудиторская  палата России, Институт Профессиональных аудиторов, Московская аудиторская  палата, Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров, Российская Коллегия аудиторов, Аудиторская  Ассоциация Содружество.

Первой саморегулируемой организацией стала Аудиторская Палата России, которая осуществляет свою деятельность с 1995 года, имеет представительства в 76 регионах и является наибольшей по числу членов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Некоммерческая организация приобретает  статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций;

2) наличия утвержденных правил  осуществления внешнего контроля  качества работы членов СРОА, принятых правил независимости  аудиторов и аудиторских организаций  и принятого кодекса профессиональной  этики аудиторов;

3) обеспечения СРОА дополнительной  имущественной ответственности  каждого ее члена перед потребителями  аудиторских услуг и иными  лицами посредством формирования  компенсационного фонда (компенсационных  фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

В СРОА должны создаваться специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением  членами саморегулируемой организации аудиторов требований законодательных и нормативных актов, а также рассмотрения дел о применении в отношении членов СРОА мер дисциплинарного воздействия.

СРОА также участвует в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии; сообщает в уполномоченный федеральный орган  об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики; представляет в уполномоченный федеральный орган установленные формы отчетности; подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой СРОА, требования об обучении по программам повышения квалификации; оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.

Для членов СРОА законом «Об аудите»  установлены требования:

в отношении аудиторских  организаций -

1) коммерческая организация может  быть создана в любой организационно-правовой  форме, за исключением открытого  акционерного общества, государственного  или муниципального унитарного  предприятия;

2) численность аудиторов, являющихся  работниками коммерческой организации  на основании трудовых договоров,  должна быть не менее трех;

3) доля уставного (складочного)  капитала коммерческой организации,  принадлежащая аудиторам и (или)  аудиторским организациям, должна  быть не менее 51 %;

4) численность аудиторов в коллегиальном  исполнительном органе коммерческой  организации должна быть не  менее 50 % состава такого исполнительного  органа. Лицо, являющееся единоличным  исполнительным органом коммерческой  организации, а также индивидуальный  предприниматель (управляющий), которому  по договору переданы полномочия  исполнительного органа коммерческой  организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного  органа коммерческой организации  переданы по договору другой  коммерческой организации, последняя  должна быть аудиторской организацией;

5) безупречная деловая репутация;

6) наличие и соблюдение правил  осуществления внутреннего контроля  качества работы;

7) уплата взносов в СРОА в  размерах и порядке, которые  устанавливаются ею;

8) уплата взносов в компенсационный  фонд СРОА.

в отношении аудиторов:

1) наличие квалификационного аттестата  аудитора;

2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;

3) уплата взносов в СРОА в  размерах и порядке, которые  устанавливаются ею;

4) уплата взносов в компенсационный  фонд СРОА;

5) наличие и соблюдение правил  осуществления внутреннего контроля  качества работы - для индивидуального  аудитора.

2.4. Аттестация аудиторов в России

Вопросы аттестации определены в ст.11 закона «Об аудите»,  а также  в Приказе Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 118н «Об утверждении Положения об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора», в Приказе Минфина России от 17 ноября 2010 г. № 153н «Об утверждении положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора».

Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления  результатов квалификационного  экзамена стаж работы, связанной  с осуществлением аудиторской  деятельности либо ведением бухгалтерского  учета и составлением бухгалтерской  (финансовой) отчетности, не менее  трех лет. Не менее двух лет  из последних трех лет указанного  стажа работы должны приходиться  на работу в аудиторской организации.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией по перечню вопросов из областей знаний, одобренных советом по аудиторской  деятельности. За прием квалификационного  экзамена с претендента взимается  плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

К квалификационному экзамену допускается  претендент, получивший высшее образование  в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего  профессионального образования.

Для аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 года проводится упрощенный экзамен. На упрощенном экзамене проверяются знания претендентов в  следующих областях, которые определяются в зависимости от типов квалификационных аттестатов аудиторами:

а) бухгалтерский учет и отчетность, включая международные стандарты  финансовой отчетности, в банковской сфере и в других небанковских сферах;

б) профессиональная этика аудитора, контроль качества в аудите, противодействие  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействие коррупции.

Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, должен включать:

а) не менее 400 вопросов по бухгалтерскому учету и отчетности в банковской сфере;

б) не менее 500 вопросов по бухгалтерскому учету и отчетности в небанковской сфере;

в) не менее 300 вопросов по аудиту.

Вопросы, предлагаемые претендентам на упрощенном экзамене, подготавливаются в форме тестов с многовариантным  ответом.

Для лиц, не имевших квалификационных аттестатов экзамен проводится по перечню  вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене в форме  тестов с многовариантным ответом, и вопросов экзаменационных билетов  должен включать:

а) не менее 2000 тестов с многовариантным  ответом, предназначенных для проверки знаний претендентов во всех областях знаний;

б) не менее 1000 вопросов экзаменационных  билетов, предназначенных для проверки знаний претендентов во всех областях знаний.

Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене в форме  практических задач, устанавливается  единой аттестационной комиссией для  каждого квалификационного экзамена и должен включать не менее 4 практических задач, предназначенных для проверки навыков претендентов, необходимых  для участия в (осуществления) аудиторской  деятельности. На каждом квалификационном экзамене претендентам предлагается новый  перечень вопросов в форме практических задач.

Квалификационный аттестат выдается бессрочно, однако, при несоблюдении определенных требований он может быть аннулирован СРОА, членом которой  является аудитор. Эти случаи установлены в статье 12 закона «Об аудите». Как правило, квалификационный аттестат аннулируется при нарушении требований законодательства и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

2.5. Права, обязанности  и ответственность аудиторов  и аудиторских организаций

Права и обязанности аудиторских  организаций и индивидуальных аудиторов  установлены в ст. 13 закона «Об  аудите» и представлены в таблице 3.

При привлечении сторонних специалистов аудиторы обязаны учитывать согласие на это проверяемых экономических  субъектов. На всех этапах аудиторской  проверки аудиторы обязаны руководствоваться  основными принципами и профессиональными  этическими нормами.

Аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности.

Гражданская ответственность аудиторов  возникает вследствие нарушения  принятых на себя по договору об аудите обязательств на основании ст. 431, 307,401 ГК РФ.

Таблица 3

Информация о работе Возникновение аудита и его экономическая обусловленность